Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 октября 2005 г. N А05-5855/05-19
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Клириковой Т.В. и Корпусовой О.А.,
рассмотрев 20.10.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.06.2005 по делу N А05-5855/05-19 (судья Полуянова Н.М.),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Приваловой Ольги Владимировны 11 207 руб. 55 коп. штрафов за нарушение срока представления в налоговый орган деклараций по единому налогу за 6 и 9 месяцев 2004 года на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением от 27.06.2005 налоговому органу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятый по делу судебный акт и удовлетворить заявленные требования, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Привалова О.В. является плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Привалова О.В. 22.07.2004 уплатила 42 485 руб. единого налога и 25.07.2004 представила в Инспекцию декларацию по единому налогу за 6 месяцев 2004 года, при этом на титульном листе ею допущена ошибка в указании отчетного периода: вместо цифры "6" (первое полугодие), предприниматель указал цифру "3" (первый квартал). Аналогичная ошибка допущена Приваловой О.В. и в декларации за 9 месяцев: своевременно уплатив единый налог и представив декларацию, она указала вместо отчетного периода девять месяцев - три месяца. Самостоятельно установив допущенные опечатки, предприниматель Привалова О.В. 05.11.2004 исправила их и представила в налоговый орган декларации с теми же данными.
По результатам камеральной проверки исправленных деклараций, представленных налогоплательщиком, Инспекция 19.11.2004 составила акт N 31/596 и приняла решение от 14.12.2004 N 31/3471 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ, в виде взыскания 11 207 руб. 55 коп. штрафа за несвоевременное представление в налоговый орган деклараций по единому налогу за 6 и 9 месяцев 2004 года.
На основании принятого решения Инспекция направила предпринимателю требование от 27.12.2004 N 41/126336 об уплате налоговых санкций в срок до 16.01.2005.
Поскольку Привалова О.В. не уплатила штраф в добровольном порядке, налоговый орган обратился с заявлением о его взыскании в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, указав на отсутствие оснований для взыскания штрафа, поскольку ответственность налогоплательщика за несвоевременное представление корректирующих деклараций статьей 119 НК РФ не предусмотрена.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
В силу статьи 114 НК РФ мерой ответственности за совершение налогового правонарушения являются налоговые санкции (пункт 1), которые устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий - штрафов (пункт 2). При этом, как указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 9-П, за правонарушения, предусмотренные статьей 119, пунктом 3 статьи 120, статьями 122 и 123 НК РФ, то есть за правонарушения, непосредственно связанные с недополучением государством налогов и сборов либо создающие непосредственную угрозу такого недополучения, налоговые санкции определяются в процентном отношении от суммы неуплаченного (подлежащего уплате) налога. Следовательно, ответственность за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, носит имущественный характер, ее введение направлено на восполнение ущерба казны от налогового правонарушения. Поэтому применение мер ответственности за совершение налогового правонарушения основано на выявлении в строгой процессуальной форме размера причиненного государству финансового ущерба (пункт 4 статьи 101 НК РФ).
В соответствии с правовыми позициями, выраженными Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 17.12.96 N 20-П, от 11.03.98 N 8-П, от 15.07.99 N 11-П, от 27.04.2001 N 7-П, а также в определениях от 14.12.2000 N 244-О и от 05.07.2001 N 130-О, суммы штрафных санкций, взыскиваемые с лиц за нарушение ими требований налогового законодательства и определяемые Налоговым кодексом Российской Федерации, выходят за рамки налогового долга как такового; этим они отличаются от недоимок и налоговой пени и, по существу, представляют собой разновидность публично-правовой ответственности имущественного характера. Полномочие же налогового органа, действуя властно-обязывающим образом, осуществлять привлечение к ответственности за совершение лицами налоговых правонарушений означает, что применяются особого рода публично-правовые штрафные санкции, направленные на обеспечение фискальных интересов государства и назначаемые за совершение правонарушений, предусмотренных нормами налогового законодательства.
В пункте 1 статьи 119 НК РФ указано, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 названной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб.
Согласно пунктам 1 и 6 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, в установленные законодательством о налогах и сборах сроки, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 3 статьи 346.21 НК РФ Привалова О.В., выбравшая в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода должна исчислять сумму квартального авансового платежа налога, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей налога.
Статьей 55 НК РФ предусмотрено, что налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых вносятся авансовые платежи.
В соответствии со статьей 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 2 статьи 346.23 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - индивидуальные предприниматели обязаны не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода представлять в налоговые органы по месту своего жительства налоговые декларации по итогам отчетного периода.
Форма налоговой декларации, представляемой налогоплательщиком по итогам отчетного периода, установлена приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.11.2003 N БГ-3-22/647 "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядка ее заполнения".
При этом сумма единого налога, подлежащая уплате и уплаченная ответчиком, соответствует налоговой базе и расчету, приведенным в первоначальных и корректирующих декларациях
Прием и регистрация налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, осуществляются в соответствии с Регламентом принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 04.02.2004 N БГ-3-06/76.
В силу пункта 2.1.5 Регламента организации работы с налогоплательщиками, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468@, при наличии в зарегистрированных и переданных в отдел ввода декларациях ошибок, не позволяющих осуществить ввод, декларации по реестру передаются из отдела ввода и обработки данных в отдел работы с налогоплательщиками. Должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками подготавливается Уведомление о необходимости внесения уточнений в представленную отчетность, которое передается в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) для отправки по почте заказным отправлением с уведомлением.
Если в течение 10 календарных дней с момента получения почтового отправления налогоплательщиком или возврата почтового отправления ввиду отсутствия налогоплательщика по указанному в учредительных документах адресу налогоплательщик не вносит уточнения в отчетность, копия реестра таких деклараций и декларации направляются в отдел камеральных проверок для принятия соответствующих мер.
В данном случае имеющиеся в деле и у Инспекции данные свидетельствуют о том, что налогоплательщик дважды в сроки, установленные для сдачи деклараций за полугодие и 9 месяцев, подавал первоначальные налоговые декларации за первый квартал 2004 года. При этом суммы единого налога рассчитаны нарастающим итогом и уплачены за 6 и 9 месяцев 2004 года.
Следовательно, у должностных лиц Инспекции не было сомнений в том, за какой период представлены декларации и уплачен налог, а допущенная опечатка исправлена налогоплательщиком самостоятельно.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии в действиях налогоплательщика состава правонарушения, влекущего применение "особого рода публично-правовых штрафных санкций, направленных на обеспечение фискальных интересов государства и назначаемых за совершение правонарушений, предусмотренных нормами налогового законодательства".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.06.2005 по делу N А05-5855/05-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Северодвинску - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
О.А. Корпусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 октября 2005 г. N А05-5855/05-19
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника