Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 14 октября 2005 г. N А26-614/2005-22
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Ветошкиной О.В. и Малышевой Н.Н., при участии от Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования Блиновой Л.А. (доверенность от 10.10.05 N 07-20/93) и Остреиновой Е.С. (доверенность от 26.09.05 N 03-10/172), от муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 5" Коршуновой В.В. (доверенность от 23.12.2004),
рассмотрев 12.10.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.04.2005 (судья Таратунин Р.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2005 (судьи Борисова Г.В., Савицкая И.Г., Шульга Л.А.) по делу N А26-614/2005-22,
установил:
Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о взыскании с муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 5" (далее - Учреждение) 834 017 руб. средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.
Решением суда от 18.04.2005 в удовлетворении заявленных Фондом требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2005 решение суда от 18.04.2005 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Фонд просит отменить решение и постановление судов и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Учреждения просил оставить жалобу без удовлетворения.
Проверив законность принятых судами решения и постановления, кассационная инстанция установила следующее.
В ходе проведения в декабре 2001 - январе 2002 года тематической проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования государственным учреждением здравоохранения "Поликлиника" (далее - ГУЗ "Поликлиника") за период с 01.07.2000 по 31.12.2001 установлен факт нецелевого использования указанных средств в сумме 1 664892, 9 руб.
Результаты проверки отражены в акте от 14.01.2002, подписанном главным врачом ГУЗ "Поликлиника" без замечаний. Возражений относительно правомерности признания спорной суммы использованной не по целевому назначению ГУЗ "Поликлиника" не заявляло. На основании акта вынесено предписание от 29.03.2002 N 1 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, в пункте 1 которого ГУЗ "Поликлиника" предписано в срок до 30.04.2002 восстановить средства обязательного медицинского страхования, использованные не по назначению, путем перечисления на счет Фонда. В связи с неисполнением ГУЗ "Поликлиника" предписания Фонда, 30 апреля 2002 года Фондом издан в соответствии с пунктом 2 предписания от 29.03.2002 приказ N 25 о возмещении суммы средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, путем уменьшения последующего финансирования на оплате медицинских услуг на период с мая 2002 по декабрь 2003 года равными долями. Согласно письму от 06.04.2005 N 07-22/35 размер удержанной суммы в период с мая 2002 года по апрель 2003 года составил 830 876 руб.
В связи с передачей государственного учреждения "Поликлиника" в муниципальную собственность, имущество ГУЗ "Поликлиника" передано по акту от 17.03.2003 года в муниципальную собственность, а ГУЗ "Поликлиника" реорганизовано в муниципальное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 5".
Сведения о муниципальном учреждении здравоохранения "Городская поликлиника N 5" внесены в единый государственный реестр юридических лиц 09.10.2003.
Поскольку предписание от 29.03.2002 N 1 в полном объеме исполнено не было, а установленный новый порядок не предусматривал права Фонда возместить сумму средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, путем уменьшения последующего финансирования на оплате медицинских услуг, Фонд обратился с заявлением в суд о взыскании с Учреждения 834 017 руб. средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.
Суды первой и апелляционной инстанций во взыскании спорной суммы отказали, сославшись на то, что судебный порядок возмещения (взыскания) Фонду средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, не установлен.
Кассационная инстанция считает, что такое решение судов принято без учета следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании. Отношения в области обязательного медицинского страхования регулируются Законом РФ от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон от 28.06.91 N 1499-1).
В статье 12 Закона о медицинском страховании граждан в Российской Федерации указано, что Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС и ТФОМС) создаются для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Денежные средства, поступающие муниципальному учреждению здравоохранения в оплату оказанной в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования медицинской помощи, являются государственными финансовыми средствами на обязательное медицинское страхование, которые аккумулируются в ФФОМС и ТФОМС и расходуются ими, в частности, на обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В названной статье особо указано на то, что финансовые средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, других фондов и изъятию не подлежат.
Согласно статье 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) также указано, что государственный внебюджетный фонд, в данном случае ФФОМС и ТФОМС, - это фонд денежных средств, который образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а из статьи 143 БК РФ следует, что финансовые средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, других фондов и изъятию не подлежат.
Приобретение товаров (работ, услуг) для оказания медицинской помощи населению, гарантируемой государством согласно Конституции Российской Федерации, соответствует определению государственных нужд, данное в статье 525 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На муниципальное медицинское учреждение, функционирующее в системе обязательного медицинского страхования и получающее государственные финансовые средства на обязательное медицинское страхование, распространяется действие нормативных актов, регулирующих расходы таких средств.
Одной из задач ТФОМС является контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.
Из Инструкции "О порядке проведения территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС", утвержденной приказом ФФОМС от 17.12.1998 N 100 следует, что в случае нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования соответствующие суммы подлежат восстановлению в соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.96 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации".
Согласно названному Указу средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
Как указано в статье 26 Закона о медицинском страховании споры по медицинскому страхованию разрешаются судами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Следовательно, судами необоснованно отказано в удовлетворении заявленного Фондом требования.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что жалоба Фонда подлежит удовлетворению, а обжалуемые судебные акты - отмене.
С муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 5" подлежит взысканию в пользу Фонда 834 017 руб. средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, а также 9 640 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.04.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2005 по делу N А26-614/2005-22 отменить.
Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 5" в пользу Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования 834 017 руб. - суммы средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению. С него же в доход федерального бюджета 9 640 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 октября 2005 г. N А26-614/2005-22
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника