Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 октября 2005 г. N А26-12801/04-23
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Кочеровой Л.И. и Хохлова Д.В., при участии от Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования Блиновой Л.А. (доверенность от 10.10.2005 N 07-20-93) и Остреиновой Е.С. (доверенность от 26.09.2005 N 03-10/172), от муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 4" Коршуновой В.В. (доверенность от 06.04.2005),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Карельского территориального фонда обязательного медицинского страхования на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2005 (судьи Петренко Т.И., Борисова Г.В., Фокина Е.А.) по делу N А26-12801/04-23,
установил:
Карельский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением (после уточнения заявленных требований) о взыскании с муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 4" (далее - Учреждение) 4 402 403 руб. средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.
Определением суда от 24.02.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Администрация города Петрозаводска.
Решением суда первой инстанции от 14.04.2005 (судья Мельник А.В.) заявленные Фондом требования удовлетворены. Суд взыскал с Учреждения 4 402 403 руб. средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2005 решение суда от 14.04.2005 отменено. В удовлетворении заявленного Фондом требования отказано.
В кассационной жалобе Фонд просит отменить постановление суда и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представители Фонда поддержали доводы жалобы, а представитель Учреждения просил оставить ее без удовлетворения.
Администрация города Петрозаводска о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемого постановления суда, кассационная инстанция установила следующее.
В течение 2002-2004 годов Фонд дважды проводил проверки целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования Учреждением за период с 01.10.2000 по 31.12.2003: в марте-апреле 2002 года, а также в январе-феврале 2004 года.
В ходе проверок выявлено нецелевое использование средств фонда обязательного медицинского страхования. Сумма средств, использованных не по назначению, выявленная по результатам проверки 2002 года составила 1 451 357 руб., а по результатам проверки 2004 года - 4 049 083 руб.
Результаты проверок отражены в актах, подписанных главным врачом и главным бухгалтером Учреждения без замечаний. Возражения относительно правомерности признания спорной суммы использованной не по целевому назначению не заявлялись. Нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования Учреждением подтверждено и материалами прокурорской проверки.
На основании актов вынесены предписания от 13.05.2002 N 12 и от 18.03.2004 N 2 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования. На Учреждение возложена обязанность в установленный срок восстановить средства обязательного медицинского страхования, использованные не по назначению, путем перечисления соответствующих сумм на счет Фонда.
Поскольку предписания от 13.05.2002 N 12 и от 18.03.2004 N 2 в полном объеме исполнены не были (по первой проверке Фонду восстановлено 694 143 руб., по второй - 403 891 руб.), Фонд обратился с заявлением в суд о взыскании с Учреждения 4 402 403 руб. средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.
Суд первой инстанции удовлетворил требования Фонда. Взыскивая заявленную сумму, суд руководствовался статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учреждение, направляя апелляционную жалобу на решение суда, сослалось на невозможность применения к настоящему спору положений статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, полагая, что отношения в области обязательного медицинского страхования регулируются законодательством о медицинском страховании и нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не могут применяться к отношениям, сложившимся между Фондом и Учреждением.
Апелляционная инстанция, отменяя решение суда, сослалась на то, что отношения между Фондом и Учреждением не являются гражданско-правовыми и что судебный порядок возмещения (взыскания) Фонду средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, не установлен.
Кассационная инстанция считает правильным вывод суда апелляционной инстанции о том, что нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются к правоотношениям, сложившимся между муниципальными учреждениями здравоохранения и фондами обязательного медицинского страхования.
Вместе с тем кассационная инстанция считает не соответствующим нормам действующего законодательства вывод апелляционной инстанции об отсутствии у Фонда права на обращение в суд с требованием о возмещении (восстановлении, взыскании) Фонду средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" порядок расходования средств, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды, а также условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В пунктах 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Аналогичная норма закреплена в статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Отношения в области обязательного медицинского страхования регулируются Законом Российской Федерации от 28.06.91 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон от 28.06.91 N 1499-1).
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ) обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
В пункте 2 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлено, что субъектами обязательного социального страхования (участниками отношений по обязательному социальному страхованию) являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС и ТФОМС) как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Денежные средства, поступающие муниципальному учреждению здравоохранения в оплату оказанной в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования медицинской помощи, являются государственными финансовыми средствами на обязательное медицинское страхование, которые аккумулируются в ФФОМС и ТФОМС и расходуются ими, в частности, на обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В названной статье особо указано на то, что финансовые средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, других фондов и изъятию не подлежат.
Согласно статье 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) также указано, что государственный внебюджетный фонд, в данном случае ФФОМС и ТФОМС, - это фонд денежных средств, который образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а из статьи 143 БК РФ следует, что финансовые средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, других фондов и изъятию не подлежат.
Приобретение товаров (работ, услуг) для оказания медицинской помощи населению, гарантируемой государством согласно Конституции Российской Федерации, соответствует определению государственных нужд, данное в статье 525 Гражданского кодекса Российской Федерации.
На муниципальное медицинское учреждение, функционирующее в системе обязательного медицинского страхования и получающее государственные финансовые средства на обязательное медицинское страхование, распространяется действие нормативных актов, регулирующих расходы таких средств.
Одной из задач ТФОМС является контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан.
Из Инструкции "О порядке проведения территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе ОМС", утвержденной приказом ФФОМС от 17.12.1998 N 100 следует, что в случае нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования соответствующие суммы подлежат восстановлению в соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.96 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации".
Согласно названному Указу средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" страховщики имеют право обращаться в суд с исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов.
В статье 26 Закона "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" также указано на разрешение споров по медицинскому страхованию судами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда подлежит отмене, а принятое судом первой инстанции решение - оставлению в силе с исключением из мотивировочной части решения ссылок на положения статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание результат рассмотрения настоящего дела, с Учреждения подлежит взысканию в федеральный бюджет 2000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах апелляционной и кассационной инстанций.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2005 по делу N А26-12801/04-23 отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.04.2005 по тому же делу оставить в силе.
Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 4" города Петрозаводска в доход федерального бюджета 2 000 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах апелляционной и кассационной инстанций.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 октября 2005 г. N А26-12801/04-23
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника