Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловой Е.В, судей Смирновой О.В, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области на решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 07 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 26 мая 2022 г. по делу N 2-4061/2021 по иску Безменова Дениса Викторовича к Управлению министерства внутренних дел России по Мурманской области о возложении обязанности произвести начисление и выплату пенсии, заслушав доклад судьи Шлопак С.А, выслушав объяснения представителя Безменова Д.В, адвоката Зазнобина М.В, возражавшей против кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Безменов Д.В. обратился в суд с иском к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области (далее также - УМВД России по МО) о возложении обязанности произвести начисление и выплату пенсии, уточнив исковые требования по правилам статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), просил признать за ним право на получение пенсии за выслугу лет с 13 февраля 2013 г, обязать ответчика начислить и выплатить ему разницу в сумме недополученной пенсии с 13 февраля 2013 г. по 21 сентября 2019 г. с применением коэффициента 1, 4, обязать ответчика начислить и выплатить ему разницу в сумме недополученной пенсии с применением коэффициента 1, 4, с 22 сентября 2019г. по 11 мая 2020г.
Решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 07 декабря 2021 г. с УМВД России по Мурманской области иск Безменова Д.В. частично удовлетворен, в его пользу с ответчика взыскана недоплаченная часть пенсии за период с 22 сентября 2019 г. по 11 мая 2020 г. в сумме 20 508 рублей 33 копейки.
Отказано в удовлетворении заявленных Безменовым Д.В. требований к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области о признании права на получение пенсии по выслуге лет за период с 13 февраля 2013 г, возложении обязанности произвести выплату пенсии за период с 13 февраля 2013 г. по 21 сентября 2019 г. с применением районного коэффициента 1, 4.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 26 мая 2022 г. решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 7 декабря 2021 г. отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Безменова Д.В. к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области о признании права на получение пенсии по выслуге лет за период с 13 февраля 2013 г, возложении обязанности произвести выплату пенсии за период с 13 февраля 2013 г. по 21 сентября 2019 г. с применением районного коэффициента 1, 4 и принято в данной части новое решение, которым требования удовлетворить.
Признано за Безменовым Д.В. право на получение пенсии за выслугу лет с 13 февраля 2013 г, обязать ЦФО УМВД России по Мурманской области начислить и выплатить Безменову Д.В. сумму недополученной пенсии с 13 февраля 2013 г. по 21 сентября 2019 г. с применением районного коэффициента 1, 4.
В остальной части оставить решение суда без изменения.
В кассационной жалобе Управление министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области просит об отмене постановленных судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В судебное заседание суда кассационной инстанции ответчик, извещенный о дате и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не явился.
С учетом положений части 5 статьи 379.5 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Безменов Д.В. проходил службу в органах Управления внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области, приказом УМВД России по МО от 12 марта 2013 г. N161 л/с, майор полиции Безменов Д.В. уволен с должности начальника отделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков отдела уголовного розыска отдела полиции N2 УМВД России по г. Мурманску в соответствии с частью 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по соглашению сторон с 12 февраля 2013 г. Стаж службы для назначения пенсии по выслуге лет - в календарном исчислении составил 13 лет, в льготном исчислении 18 лет 8 месяцев.
8 сентября 2020 г. в УМВД области из прокуратуры Мурманской области поступило обращение гражданина Безменова Д.В, 1974 г. рождения, в котором он сообщил о нарушении его пенсионных прав при увольнении 12 февраля 2013 г, поскольку сотрудники отдела кадров не включили период его обучения в институте.
В ходе проведения проверки установлено, что Безменову Д.В. при увольнении из органов внутренних дел действительно не включен в стаж службы (в выслугу лет) период обучения в институте международного права и экономики им. А.С. Грибоедова г. Москва с 1 сентября 1995 г. по 22 февраля 1999 г.
С учетом данного периода выслуга лет составляет 14 лет 9 месяцев в календарном исчислении, в льготном исчислении 20 лет 4 месяца.
То есть при увольнении из органов внутренних дел 12 марта 2013 г, у Безменова Д.В. в соответствии с требованиями закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" наступило право на увольнение из органов внутренних дел по основаниям пункта 4 части 2 статьи 82 Закона о службе, по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
В настоящий момент сотрудниками ОРЛС УМВД России по г. Мурманску по аналогичному обращению произведен перерасчет выслуги лет, согласно которому при увольнении из органов внутренних дел у Безменова Д.В. наступило право на получение пенсии по выслуге лет.
Приказом УМВД России по Мурманской области от 12 октября 2020 г. N168 л/с внесены изменения в приказ УМВД России по МО от 12 марта 2013 г. N161 л/с, в части указания об увольнении истца из органов внутренних дел по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Выслуга лет составляет: в календарном исчислении 14 лет 9 месяцев, в льготном исчислении 20 лет 4 месяцев.
На основании заявления Безменова Д.В. от 22 сентября 2020 г. ему назначена пенсия за выслугу лет с 22 сентября 2019 г, то есть за 12 месяцев предшествующих дню обращения за ней.
Согласно справке формы N9 от 8 июня 2021 г, выданной ГОБУ "МФЦ МО", Безменов Д.В. с 26 декабря 2007 г. постоянно зарегистрирован по адресу: г. Мурманск, ул. Александра Невского, д. 98, кв. 6.
Из трудовой книжки Безменова Д.В. следует, что с 1 января 2014 г. по 13 августа 2014 г, он осуществлял трудовую деятельность в ООО ЧОП "Гранит" с 21 октября 2017 г. принят на АК-0752 "Ветлуга" на должность матроса 1 класса; 11 декабря 2018 г. переведен на должность матроса 1 класса АК-0751 "Ачинск"; 19 июля 2019 г. матрос АК-0752 "Ветлуга"; 12 мая 2020 г. переведен в административно-управленческий персонал базы технического обслуживания на должность специалиста по ценообразованию, где и работает по настоящее время (режим работы с 8 часов до 17 часов.
По сведениям АО "Архангельский траловый флот" периоды рейсов Безменова Д.В. матросом в рыбопромысловых рейсах на вышеуказанных судах следующие: 30 октября 2017 г.- 12 декабря 2017 г.; 16 декабря 2017 г. - 9 января 2018 г.; 4 июня 2018 г. - 8 августа 2018 г.; 25 августа - 5 октября 2018 г.; 13 декабря 2018 г. - 29 декабря 2018 г.; 10 января 2019 г. - 26 апреля 2019 г.; 13 августа 2019 г. - 24 сентября 2019 г.; 20 октября 2019 г. - 24 декабря 2019 г.; отпуск без сохранения заработной платы с 25 апреля 2018 г по 30 мая 2018 г.
Данные промысловые суда находились в рейсах на промысле водных биологических ресурсов в Баренцевом море, в районах Крайнего Севера (п. Архангельск, п. Мурманск, п. Киркенес, п. Тромсё) круглогодично.
Из сведений РЖД следует, что за период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2020 г. Безменовым Д.В. приобретались следующие билеты: 7 января 2017 г. по маршруту следования Вологда - Архангелск; 2 марта 2017 г. по маршруту Архангельск - Мурманск; 28 августа 2017 г. по маршруту Мурманск - Архангельск; 10 сентября 2017 г. по маршруту Беломорск - Мурманск; 23 марта 2018 г. по маршруту Архангельск - С. Петербург; 29 марта 2018 г. по маршруту С. Петербург - Архангельск; 1 ноября 2018 г. по маршруту Архангельск - Мурманск; 10 ноября 2018 г. по маршруту Мурманск - Архангельск.
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Платонова Л.В. зарегистрирована по адресу: г. Мурманск, ул. Полярные Зори, 14, кв. 2, с 28 сентября 2018 г. по 26 сентября 2021 г. зарегистрирована по месту пребывания по адресу: г. Архангельск, ул. Садовая, 18, кв. 11.
Безменов Д.В. указал, что за период с октября 2017 г. по декабрь 2019 г. находился в море, и из двух лет - год и три месяца был в море. В перерывах между рейсами - в марте 2918 г. вместе с младшим сыном, на весенних каникулах, ездили в Санкт-Петербург, затем в г. Мурманск. В ноябре 2018 г. приезжал в г. Мурманск на осенних каникулах, а также в июне, июле, октябре 2019 г. приезжал с сыном в г. Мурманск. Пару раз ездили на ж/д транспорте, но в основном на автомобиле старшего сына. Все время пока они были в г. Мурманске, они проживали либо по месту его регистрации, либо по месту регистрации сына. По месту его регистрации, когда он был в рейсах, проживал его старший сын, который в ноябре 2020 г. уехал жить в г. Санкт- Петербург и в квартире проживал его друг Вьюгин Е.В. Исправления в приказ об увольнении были внесены в период с октября по декабрь 2020 г. Уже после увольнения сотрудники УМВД трижды вносили изменения в приказ. На период увольнения в 2013 г. он не знал, что ему положена пенсия, никто ему ничего не разъяснял. О своем праве он узнал только тогда, когда документально было подтверждено, что срок службы в календарном исчислении составит 15 лет, а в льготном - 21 год, что было установлено только после внесения всех изменений в приказ об увольнении.
Пенсия Безменову Д.В. ЦФО УМВД России по Мурманской области исчислена с учетом районного коэффициента по г. Архангельск - 20%; местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Удовлетворяя исковые требования Безменова Д.В. в части взыскания с УМВД России по Мурманской области недоплаченной пенсии за период с 22 сентября 2019 г. по 11 мая 2020 г. в сумме 20 508 рублей 33 копейки, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статей 56, 67 ГПК РФ, принимая во внимание факт постоянной регистрации истца на территории г. Мурманска, в отсутствие временной регистрации на территории г. Архангельска в период с 22 сентября 2019 г. по 11 мая 2020 г, по месту осуществления трудовой деятельности (рейсах в районе Крайнего Севера), связанной с длительными выходами в море, доказательств выезда на постоянное место жительства в другую местность, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников не установлены соответствующие коэффициенты, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 2 июня 2011 г. N11-П "По делу о проверке конституционности статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина В.Т. Казанцева", пришел к обоснованному выводу о неправомерности исчисления Безменову Д.В. пенсии за выслугу лет как проживающему в г. Архангельске, поскольку пенсия истцу подлежала исчислению ответчиком с применением районного коэффициента по месту постоянной регистрации в г. Мурманске на момент ее назначения, то есть 1, 4.
В связи с указанными обстоятельствами суд пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу Безменова Д.В. недополученной пенсии за период с 22 сентября 2019 г. по 11 мая 2020 г. в сумме 20 508 рублей 33 копейки.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании права на получение пенсии по выслуге лет за период с 13 февраля 2013 г, суд первой инстанции, установив, что Безменов Д.В. с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет обратился в пенсионный орган только 22 сентября 2020 г. в связи с чем пенсия ему назначена и выплачена с 22 сентября 2019 г, то есть за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней, а доказательств, свидетельствующих об обращении истца с заявлением о назначении пенсии ранее 2020 г. материалы дела не содержат, пришел к выводу об отсутствии вины УМВД России по МО, как органа, назначающего пенсию, в несвоевременном назначении и получении истцом пенсии по выслуге лет, а соответственно отсутствуют основания для применения к спорным правоотношениям положений части 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
С данными выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции, повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, и отменяя решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Безменова Д.В. к Управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области о признании права на получение пенсии по выслуге лет за период с 13 февраля 2013 г, возложении обязанности произвести выплату пенсии за период с 13 февраля 2013 г. по 21 сентября 2019 г. с применением районного коэффициента 1, 4, суд апелляционной инстанции, руководствовался статьей 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и исходил из следующего.
Пенсия за выслугу лет приобретается, как это следует из статьи 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и статьи 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1, при достижении установленной законом выслуги.
Выслуга лет является самостоятельным правовым основанием назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1.
На основании пункта "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, лицам, указанным в статье 1 данного закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
Статьей 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье
1 настоящего Закона, и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой судебных приставов, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Следственным комитетом Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
Порядок представления сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к увольнению со службы в органах внутренних дел Российской Федерации и оформления документов, связанных с прекращением или расторжением контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, увольнением со службы в органах внутренних дел Российской Федерации и исключением из реестра сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, регламентирован приказом МВД России от 30 ноября 2012 г. N1065 (Приложение N2), действовавшим в спорный период и утративший силу, в связи с изданием приказа МВД России от 1 февраля 2018 г. N50 (далее также - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка прекращение или расторжение контракта и увольнение сотрудника со службы в органах внутренних дел производится по основаниям, предусмотренным статьей 82 Закона о службе. При наличии одновременно нескольких оснований для прекращения или расторжения контракта и увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел, предусмотренных частью 1, пунктами 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12 и 16 части 2 и пунктами 1 и 3 части 3 статьи 82 Закона о службе, контракт прекращается или расторгается по одному из этих оснований по выбору сотрудника согласно поданному им рапорту.
Согласно пункту 8 Порядка сотрудникам, увольняемым со службы в органах внутренних дел, соответствующим кадровым подразделением в случаях, установленных Законом о службе, вручается уведомление о прекращении или расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел Российской Федерации.
С сотрудниками, увольняемыми со службы в органах внутренних дел, проводится беседа, в ходе которой им сообщается об основаниях увольнения, разъясняются вопросы получения выплат, гарантий и компенсаций, трудоустройства. Сотрудникам, имеющим специальные звания среднего и старшего начальствующего состава внутренней службы или юстиции, увольняемым со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, в ходе беседы разъясняется их право на обращение к Министру за разрешением на ношение форменной одежды.
Беседа с сотрудником, увольняемым со службы в органах внутренних дел, проводится представителями кадрового подразделения. При необходимости к участию в беседе привлекаются представители правового (юридического), медицинского и финансового подразделений. Результаты беседы отражаются в листе беседы, составляемом в произвольной форме (п.п. 12, 13 Порядка).
До увольнения сотрудника соответствующее кадровое подразделение с участием непосредственного руководителя (начальника) сотрудника готовит представление к увольнению из органов внутренних дел Российской Федерации.
Представление к увольнению согласовывается с начальником подразделения, в котором проходит службу сотрудник, и доводится до сведения сотрудника под расписку. В случае отказа сотрудника от ознакомления с представлением к увольнению составляется соответствующий акт в произвольной форме.
При составлении представления к увольнению кадровым подразделением уточняются и подтверждаются периоды (время), подлежащие зачету в стаж службы (выслугу лет) для назначения пенсии в календарном и льготном исчислении и выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника (п.п. 15-17 Порядка).
В силу пункта 20 Порядка прекращение или расторжение контракта и увольнение со службы в органах внутренних дел оформляются приказом.
Из приведенного правового регулирования следует, что перед увольнением со службы из органов внутренних дел, кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника на него оформляется представление, содержащее, в том числе сведения об основании увольнения, о стаже службы (выслуге лет) в органах внутренних дел, наличии прав на социальные гарантии, представление доводится до сведения сотрудника под расписку, с сотрудником проводится беседа, в ходе которой ему разъясняются вопросы получения выплат, гарантий и компенсаций. Кадровое подразделение при составлении представления уточняет и подтверждает периоды (время), подлежащие зачету в стаж службы (выслугу лет) для назначения пенсии в календарном и льготном исчислении и выплаты единовременного пособия.
Организация работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, регламентирована Инструкцией, утвержденной приказом МВД России от 27 мая 2005 г. N418, действующего в спорный период и утратившего силу в связи с изданием приказа МВД России от 9 января 2018 г. N7 (далее также - Инструкция).
В соответствии с пунктом 4 Инструкции работа по пенсионному обеспечению военнослужащих внутренних войск, сотрудников органов внутренних дел и их семей осуществляется в системе МВД России пенсионными органами во взаимодействии с финансовыми, кадровыми, медицинскими подразделениями, подразделениями центрального аппарата МВД России и подразделениями, непосредственно подчиненными МВД России, ФМС России, главными управлениями по федеральным округам, министерствами внутренних дел, главными управлениями, управлениями внутренних дел субъектов Российской Федерации, управлениями (отделами) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управлениями (отделами) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных режимных объектах, f окружными управлениями материально-технического и военного снабжения, органами управления внутренними войсками, соединениями и воинскими частями внутренних войск, научно-исследовательскими и иными подразделениями, учреждениями и организациями МВД России, воинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования.
Работа по пенсионному обеспечению включает в себя своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию ее выплаты пенсионерам и их семьям (пункт 4.1. Инструкции).
Согласно пункту 7 Инструкции документы для назначения пенсий лицам, уволенным с военной службы (службы), а также членам семей умерших (погибших) военнослужащих и сотрудников оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту военной службы (службы).
Пункта 8 Инструкции установлено, что кадровым подразделением по последнему месту военной службы (службы) военнослужащего, сотрудника проверяются данные о прохождении военной службы (службы), уточняются и подтверждаются периоды военной службы (службы), подлежащие зачету на льготных условиях (при необходимости запрашиваются архивы), после чего составляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с пенсионным органом и объявляется лицу, оформляемому на пенсию, под роспись. Каждый пункт расчета выслуги лет должен содержать ссылку на соответствующую норму нормативного правового акта. Расчет выслуги лет может быть согласован за три месяца, предшествующие увольнению. При этом кадровым подразделением лицу, оформляемому на пенсию, разъясняются вопросы, связанные с пенсионным обеспечением.
Материалы о назначении пенсии представляются кадровыми подразделениями в пенсионные органы не позднее 10 дней со дня увольнения с военной службы (службы) военнослужащего или сотрудника органов внутренних дел (п. 11 Инструкции).
Для назначения пенсии кадровыми подразделениями представляются соответствующие документы, в частности заявление о назначении пенсии и расчет выслуги лет, денежный аттестат, в частности заявление о назначении пенсии (приложение N1); расчет выслуги лет (приложение N2) (пункты 12, 12.1).
Пунктом 13 указанной Инструкции определено, что на основании представленных документов пенсионным органом составляются заключения о назначении пенсии (приложения NN3, 4, 5) или пособия (приложение N6), которые утверждаются уполномоченным должностным лицом МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
Под уполномоченным должностным лицом, в рамках настоящей Инструкции, понимается должностное лицо, имеющее право подписи на денежных документах (начальник финансового подразделения или Центра I пенсионного обслуживания МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской 1 Федерации).
Из положений названных правовых норм следует, что выслуга лет сотрудникам органов внутренних дел определяется при его увольнении со службы.
Частью 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1, установлено, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
На этом основании УМВД России по Мурманской области расчет выслуги лет Безменова Д.В. по состоянию на 12 февраля 2013 г. произведен в календарном исчислении - 13 лет, в льготном исчислении - 18 лет 8 месяцев.
Данный расчет не был проверен, согласован в пенсионном органе УМВД России по Мурманской области, как во время увольнения сотрудника, так и после. Никаких бесед по разъяснению прав на пенсионное обеспечение, социальные выплаты, с Безменовым Д.В. не проводилось, иного ответчиком не представлено.
Окончательно пенсионным органом ЦФО УМВД России по Мурманской области 9 апреля 2021 г. установлено, что выслуга лет истца составляет 15 лет 3 месяца 13 дней, в льготном исчислении - 20 лет 11 месяцев 2 дня.
Таким образом, УМВД России по Мурманской области восстановлено право Безменова Д.В. на получение пенсии по выслуге лет.
22 сентября 2020 г. Безменов Д.В. обратился с заявлением в ЦФО УМВД России по Мурманской области о назначении пенсии за выслугу лет, пенсия назначена с 22 сентября 2019 г, то есть за 12 месяцев предшествующих дню обращения за ней.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правильно пришел к выводу о том, что совокупностью представленных в материалы дела документов подтверждено, что на момент увольнения со службы истец имел необходимый 20 - летний стаж для назначения ему пенсии в связи с выслугой лет, а все обстоятельства, которые не позволяли определить истцу продолжительность стажа службы, дающего право для своевременного назначения пенсии по выслуге лет, не зависели непосредственно от самого Безменова Д.В, и сам по себе факт непредставления истцом в личное дело вместе с документами об образовании и о квалификации (титулы дипломов бакалавра и магистра) приложения к ним со сведениями о содержании и результатах освоения программы обучения, не могло являться причиной, по которой период обучения истца в институте международного права и экономики имени А.С. Грибоедова не был засчитан должностными лицами ответчика при подсчете стажа службы (выслуги лет) необходимого для назначения пенсии последнего.
Ответчик располагал необходимой информацией и полномочиями для проверки и определения продолжительности выслуги лет для назначения пенсии Безменову Д.В. на момент его увольнения (12 февраля 2013 г.) и имел возможность своевременно произвести расчет стажа службы истца необходимого для назначения ему пенсии по выслуге лет.
Доказательств разъяснения истцу о необходимости предоставления дополнительных документов, в том числе, приложения к дипломам об образовании и о квалификации в УМВД России по Мурманской области стороной ответчика в дело не представлено.
Проанализировав вышеприведенные обстоятельства по делу, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что пенсия за выслугу лет за период с 13 февраля 2013 г. по 21 сентября 2019 г. не получена истцом по вине ответчика.
Указанные выводы суда первой и апелляционной инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании представленных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и требованиям материального закона, регулирующим спорные отношения сторон.
Разрешая заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанции правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценил по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В частности, все доводы и доказательства, приводимые в обоснование своей позиции по делу, оценены судом двух инстанций, обжалуемые судебные акты в соответствии с требованиями части 4 статьи 198, пунктов 5 и 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации содержат ссылки на нормы права, регулирующие спорное правоотношение.
Несогласие с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в статье 379.7 ГПК РФ исчерпывающий перечень оснований к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений в кассационном порядке. Соответственно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу решения и апелляционного определения, либо отвергнутых судами первой и апелляционной инстанции, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, по существу направлены на переоценку установленных судом обстоятельств.
В силу части 3 статьи 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Поскольку нарушений статьи 379.7 ГПК РФ, предусматривающей основания для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, судами первой и апелляционной инстанций допущено не было, то оснований для удовлетворения кассационной жалобы заявителя не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от 07 декабря 2021 года в части, оставленной без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 26 мая 2022 г, и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 26 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.