Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Непопалова Г.Г.
судей Бросовой Н.В, Улановой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Невмержицкой Олеси Николаевны, Копаневой Натальи Алексеевны, Стояновой Елены Николаевны на решение Ленинского районного суда г. Кирова от 25 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 4 июля 2022 года по гражданскому делу N 2-2345/2022 по иску Невмержицкой Олеси Николаевны, Копаневой Натальи Алексеевны, Стояновой Елены Николаевны к Акционерному обществу "Почта России" о признании незаконным приказа об отстранении от работы, признания отстранения незаконным, взыскании заработной платы, Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Невмержицкая О.Н, Копанева Н.А, Стоянова Е.Н. обратились в суд с иском к АО "Почта России" о признании незаконным отстранения от работы, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула. В обоснование иска указали, что 16 декабря 2021 года работодателем АО "Почта России" изданы приказы об отстранении от работы истцов, в связи с непрохождением добровольной вакцинации от COVID-19. Вместе с тем, истцы работают на сортировочном узле Кировского МСЦ ФГУП "Почта России", с гражданами не контактируют. С 16 декабря 2021 и до настоящего времени истцы отстранены от работы без сохранения заработной платы. Однако, положениями ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ФЗ от 17 сентября 1998 года "Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний" не предусмотрена обязательная вакцинация граждан. Список лиц, подлежащих обязательной вакцинации, утвержден Постановлением Правительства РФ N825 от 15 июля 1999 года "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок", однако в Постановлении N6 от 11 октября 2021 года "О проведении профилактических прививок отдельным категориям граждан по эпидемическим показателям" не содержится ни одна из категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации. Кроме того, для проведения вакцинации должно быть получено информированное согласие каждого гражданина на проведение вакцинации, что также свидетельствует о ее добровольности. Также, по смыслу ст. 13 ФЗ от 21 ноября 2011 года N323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", ни один работодатель не может требовать от своего работника разглашения врачебной тайны о состоянии его здоровья и об отсутствии или наличии прохождения прививок, сверх прохождения обязательного медицинского осмотра.
Гарантия отказа от участия во всех опытах в силу ч.6 ст.43 ФЗ от 12 апреля 2010 года N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" говорит о том, что перед принятием решения каждый гражданин должен получить исчерпывающую информацию о препарате. Вместе с тем, на сегодняшний день ни один из производителей отечественных вакцин "ЭпиВАККорона", "ГАМ-КОВИД-ВАК", "Спутник-V" не предоставил письменных документов о прохождении всех фаз исследования своих препаратов, отсутствуют основные показатели эффективности, безопасности, реактогенности и иммуногенности компонентов лекарственных препаратов. На основании изложенного, просят отменить приказы АО "Почта России" от 16 декабря 2021 года об отстранении от работы без сохранения заработной платы Невмержицкой О.Н, Копаневой Н.А, Стояновой Е.Н. и признать отстранение истцов от работы - незаконным; взыскать с ответчика в пользу Невмержицкой О.Н. заработную плату в полном объеме за период, в размере 75 000 руб. начиная с 16 декабря 2021 года по день вступления в силу решения суда, а также на момент его исполнения и допуска к работе; взыскать с ответчика в пользу Копаневой Н.А. заработную плату в полном объеме за период, в размере 75 000 руб. начиная с 16 декабря 2021 года по день вступления в силу решения суда, а также на момент его исполнения и допуска к работе; взыскать с ответчика в пользу Стояновой Е.Н. заработную плату в полном объеме за период, в размере 84 000 руб. начиная с 16 декабря 2021 года по день вступления в силу решения суда, а также на момент его исполнения и допуска к работе.
Решением Ленинского районного суда г. Кирова от 25 апреля 2022 года исковые требования Невмержицкой Олеси Николаевны, Копаневой Натальи Алексеевны, Стояновой Елены Николаевны к Акционерному обществу "Почта России" о признании незаконным приказа об отстранении от работы, признания отстранения незаконным, взыскании заработной платы, оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 4 июля 2022 года решение Ленинского районного суда г. Кирова от 25 апреля 2022 года оставлено без изменений.
В кассационной жалобе, поданной заявителями Невмержицкой О.Н, Копаневой Н.А, Стояновой Е.Н, ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении требований в полном объеме или направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судом, Невмержицкая О.Н. состоит в трудовых отношениях с АО "Почта России" (ранее - ФГУП "Почта России") на основании трудового договора от 23 сентября 2019 года N-тд/мсц.
В соответствии с разделом 1 трудового договора Невмержицкая О.Н. принята в Кировский МСЦ ОСП У ФПС Кировской области-филиала ФГУП "Почта России" на должность сортировщика 1 класса. Работа является для работника основной, договор заключен на неопределенный срок, датой начала работы установлено 23 сентября 2019 года.
К трудовому договору N-тд/мсц неоднократно заключались дополнительные соглашения.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 30 ноября 2021 года работник переведен на работу в УФПС Кировской области.
Копанева Н.А. состоит в трудовых отношениях с АО "Почта России" (ранее - ФГУП "Почта России") на основании трудового договора от 01 февраля 2004 года N.
В соответствии с разделом 1 трудового договора Копанева Н.А. принята на работу в цех по обработке и обмену страховой почты на должность почтальона по сопровождению 1 класса. Работа является для работника основной, договор заключен на неопределенный срок, датой начала работы установлено 01 февраля 2004 года.
К трудовому договору N неоднократно заключались дополнительные соглашения.
Дополнительным соглашением N к трудовому договору от 29 мая 2019 года работник переведен на работу на должность сортировщика 1 класса.
Дополнительным соглашением N к трудовому договору от 30 ноября 2021 года работник переведен на работу в УФПС Кировской области.
Стоянова Е.Н. состоит в трудовых отношениях с АО "Почта России" (ранее - ФГУП "Почта России") на основании трудового договора от 31 мая 2019 года N- N.
В соответствии с разделом 1 трудового договора, Стоянова Е.Н. принята на работу в Кировский МСЦ ОСП УФПС Кировской власти-филиала ФГУП "Почта России" на должность сортировщика 1 класса. Работа для работника основная, договор заключен на неопределенный срок, датой начала работы установлено 01 июня 2019 года.
К трудовому договору N- N неоднократно заключались дополнительные соглашения. Дополнительным соглашением N к трудовому договору от 10 февраля 2021 года работник переведен на работу в УФПС Кировской области.
В трудовых договорах отражено, что работник обязуется строго соблюдать трудовую, технологическую и финансовую дисциплину, правила и нормы по охране труда, производственной санитарии и пожарной безопасности (п. 2.2.7 договоров с Невмержицкой О.Н, Стояновой Е.П, п. 11 договора с Копаневой Н.А.). В свою очередь работодатель обязуется организовать труд работника, создать условия для безопасного и эффективного труда, оборудовать рабочее место в соответствии с правилами охраны труда и техники безопасности. (п. 2.4.1 договоров с Невмержицкой О.Н, Стояновой Е.Н, п. 13 договора с Копаневой Н.А.).
13 октября 2021 года работодателем издан приказ N-па "О реализации постановления Главного государственного санитарного врача по Кировской области от 11 октября 2021 года N 6 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", соблюдении требований правовых актов субъекта Российской Федерации и организации проведения профилактических прививок в УФПС Кировской области", согласно которому сотрудникам УФПС Кировской области, осуществляющим деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств, необходимо получить профилактические прививки по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) первым компонентом или однокомпонентной вакциной от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, в срок до 10 ноября 2021 года, вторым компонентом вакцины - в срок до 10 декабря 2021года. Работникам, подлежащим обязательным профилактическим прививкам необходимо предоставить документы, подтверждающие проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а также вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, либо предоставить документы, подтверждающие противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в сроки, установленные нормативными правовыми актами о проведении обязательных профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19); предоставить на электронный адрес руководителя структурного подразделения электронные копии документов (переведенными в электронную форму с помощью средств сканирования копий документов, изготовленных на бумажном носителе), предусмотренных п. 6.1. настоящего приказа.
При этом, положения п. 1 настоящего приказа не распространяются на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции: гиперчувствительность к компонентам препарата (гидроксид алюминия и другим); тяжелые формы аллергических заболеваний; реакция или поствакцинальное осложнение на предыдущее введение вакцины; острые инфекционные и неинфекционные заболевания, хронические заболевания в стадии обострения - прививки проводят не ранее чем через месяц после выздоровления или ремиссии. При нетяжелых ОРВИ, острых инфекционных заболеваниях ЖКТ вакцинацию проводят после нормализации температуры; иммунодефицит (первичный); злокачественные заболевания крови и новообразования; беременность и период грудного вскармливания (п. 2 приказа).
Лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, за исключением лиц, указанных в п. 2 настоящего приказа - отстранить от работы на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, перевести на дистанционный режим работы с 11 декабря 2021 года. Отстраненным от работы в соответствии с п. 4.5, настоящего приказа работникам оформлять табель учета рабочего времени с кодом НБ (отстранение (недопущение к работе) от работы по причинам, предусмотренным законодательством, без начисления заработной платы.
С приказом истцы ознакомлены под роспись, что подтверждается отметкой в листе ознакомления к приказу.
Невмержицкой О.Н, Копаневой Н.А, Стояновой Е.Н. были вручены уведомления о вакцинации от коронавируса от 01 ноября 2021 года, содержание которых аналогично вышеприведенному приказу, указаны даты, до которых следует осуществить вакцинацию первым и вторым компонентами, в случае наличия медицинских противопоказаний представить справку из медучреждения. Работники предупреждены, что в случае непрохождения вакцинации в указанные в уведомлении сроки, работодатель вправе отстранить их от работы без сохранения заработной платы в соответствии со ст. 76 ТК РФ, п. 2 ст. 5 Закона N 157-ФЗ на весь период эпиднеблагополучия до прохождения вакцинации, представления медицинского отвода, подтверждающего противопоказания в проведении профилактических прививок или до отмены действия постановления.
С данными уведомлениями истцы под роспись знакомиться отказались, о чем ими лично проставлены отметки о несогласии с уведомлением, а также сотрудниками АО "Почта России" составлены акты от 24 ноября 2021 года, 01 декабря 2021 года, 02 декабря 2021 года об отказе работников подписать уведомления о необходимости пройти вакцинацию.
13 декабря 2021 года руководителем отдела кадрового администрирования ФИО7, главным специалистом отдела кадрового администрирования ФИО8 и ведущим специалистом отдела кадрового администрирования ФИО9 составлены акты о непредоставлении Невмержицкой О.Н, Копаневой Н.А, Стояновой Е.Н. документов о проведении профилактической прививки.
Приказами руководителя кадрового администрирования Nрв, Nрв и Nрв от 16 декабря 2021 года Невмержицкая О.Н, Копанева Н.А, Стоянова Е.Н. отстранены от работы с 18 декабря 2021 года до момента подтверждения проведения обязательной профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции COVID-19 или противопоказаний к ней, либо окончания периода неблагоприятной эпидемиологической ситуации в Кировской области.
С приказами истцы ознакомлены лично под роспись 18 декабря 2021 года.
Разрешая требования и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исходил из того, что Невмержицкая О.Н, Копанева Н.А, Стоянова Е.Н. отказались от прохождения обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции, в связи с чем у ответчика имелись все предусмотренные действующим законодательством основания для отстранения истцов от работы. При этом процедура отстранения истцов от работы работодателем была соблюдена, приказы об отстранении Невмержицкой О.Н, Копаневой Н.А, Стояновой Е.Н. от работы являются законными.
С этими выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
На основании ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с абз. 2, 4 ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ граждане обязаны: - выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; - не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, и разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, возложена также на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (абз. 2, 3).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 настоящего Федерального закона (п. 3).
Согласно ст. 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абз. 4 п. 2 ст. 50; - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абз. 5 подп. 6 п. 2 ст. 51).
Согласно п. 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65 (действовали до 1 сентября 2021 года), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в п. 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4 (действуют с 1 сентября 2021 года).
Согласно п. 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2, в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, отнесен ко II группе патогенности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715, дополнен п. 16: код заболеваний по МКБ-10 - В 34.2, наименование заболевания - коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Судами предыдущих инстанций правильно учтено, что правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
На основании абз. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Доводы кассационной жалобы, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, их работа к ним не относится и расширительному толкованию список не подлежит, основан на неверном толковании норм права.
Минтруд России письмом от 4 марта 2021 года N 14-2/10/В-2314 разъяснил, что вакцинация проводится добровольно. Исключением является выполнение работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Отсутствие прививки в этом случае влечет отказ в приеме на работу или отстранение от ее выполнения. Остальные работники вправе отказаться от плановой вакцинации (в соответствии с национальным календарем профилактических прививок). При наличии письменного отказа работодатель не вправе отстранить работника от работы или принудить его к вакцинации.
Между тем, если Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ или его заместителем вынесено постановление о проведении профилактических прививок, граждане имеют право отказаться от них, но в таком случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпиднеблагополучия.
Роструд выразил мнение, что все работники, для которых актами главных санитарных врачей субъектов РФ предусмотрена профилактическая вакцинация от COVID-19, и которые не имеют медицинских противопоказаний для такой прививки, могут быть отстранены от работы без сохранения зарплаты. Ведомство считает, что это относится и к работникам, работающим удаленно (дистанционно).
Из письма Роструда от 13 июля 2021 года N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 года N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п. 1).
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ (п. 2).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п. 3).
Во исполнение данной нормы закона Приказом Минздрава РФ от 21 марта 2014 года N 125н утвержден Национальный календарь профилактических прививок, определяющий состав профилактических прививок для каждой из категорий граждан.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации.
Указом Губернатора Кировской области от 17 марта 2020 года N 44 "О введении режима повышенной готовности" в связи с угрозой распространения в Кировской области новой коронавирусной инфекции вызванной 2019-nCoV введен режим повышенной готовности.
Согласно постановлению Главного государственного санитарного врача по Кировской области от 11.10.2021 N 6 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" (далее - Постановление от 11.10.2021 N 6) постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) работников клиентских подразделений финансовых организаций, организаций, оказывающих услуги связи (подп 1.1, 1.3).
Также данным постановлением руководителям юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям, постановлено организовать проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID -19).
13 октября 2021 года работодателем издан приказ N 473-па "О реализации постановления Главного государственного санитарного врача по Кировской области от 11 октября 2021 года N 6 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", соблюдении требований правовых актов субъекта Российской Федерации и организации проведения профилактических прививок в УФПС Кировской области", согласно которому сотрудникам УФПС Кировской области, осуществляющим деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств, необходимо получить профилактические прививки по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (СОУЮ-19) первым компонентом или однокомпонентной вакциной от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, в срок до 10 ноября 2021 года, вторым компонентом вакцины - в срок до 10 декабря 2021 года.
Из письма Роструда от 13 июля 2021 года N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 года N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Суды пришли к правильному выводу о том, что если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.
Доводы кассационной жалобы о том, что обязательная вакцинация ограничивает истца в правах, правильно был признан судами несостоятельным в связи с тем, что вакцинация направлена исключительно на защиту здоровья и жизни граждан, на обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки.
Согласно абз. 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаем, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (ч. 3 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Судами правильно учтено, что отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 года N 1867-О).
Доводы кассационной жалобы, что на момент отстранения истцов от работы они не страдали инфекционным заболеванием, предписания в отношении них не было, не имеет п равового значения к рассматриваемому спору, а также основаны на неверном толковании норм права.
Не могут быть приняты в качестве оснований для удовлетворения кассационной жалобы и ссылки на положения Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ, который закрепляет безусловное право граждан на отказ от профилактических прививок, поскольку профилактические прививки в любом случае проводятся при наличии информированного добровольного согласия гражданина (его законного представителя) на такое медицинское вмешательство. Тем самым, работники сами принимают решение о своей вакцинации и имеют право от нее отказаться. Однако, Трудовой кодекс Российской Федерации обязывает работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника в определенных случаях, которые могут быть предусмотрены в том числе другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Иное толкование истцом норм материального права является ошибочным, в связи с чем не может являться основанием для отмены или изменения судебного постановления.
Руководствуясь положениями ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, установив отсутствие оснований для удовлетворения требований истца о признании незаконным приказа об отстранении от работы, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности по начислению за спорный период заработной платы.
Доводы кассатора о несогласии с изложенными в решении выводами об основаниях отказа в удовлетворении требований, о незаконных действиях ответчика по отстранению истца от исполнения должностных обязанностей, об отсутствии необходимости такого отстранения, не влекут отмену судебных актов, поскольку действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников, в связи с чем не могут быть расценены как дискриминационные действия, предусмотренные ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о нарушении процессуальных норм, что допущен к участию в судебном заседании представитель ответчика без подлинной доверенности, не подтвержден протоколом судебного заседания, не имеется возражения истцов и замечаний на протокол судебного заседания.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Все обстоятельства, на которые ссылалась истица в обоснование своих требований, получили соответствующую правовую оценку судов исходя из положений подлежащего применению к правоотношениям сторон законодательства.
Доводы кассационной жалобы истцов основаны на неправильном понимании ими положений закона, регламентирующих обязанность по прохождению вакцинации отдельных категорий работников, порядок прохождения такой вакцинации и права и обязанности работодателя в связи с прохождением (непрохождением) работниками вакцинации, а также на оценке доказательств, однако судом кассационной инстанции не устанавливаются новые обстоятельства и не переоцениваются доказательства.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами при рассмотрении настоящего дела не допущено.
При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Кирова от 25 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 4 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Невмержицкой Олеси Николаевны, Копаневой Натальи Алексеевны, Стояновой Елены Николаевны без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Н.В. Бросова
Е.С. Уланова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.