Кассационный военный суд в составе: председательствующего Богдашова Д.А., судей Авдонкина В.С. и Яковлева И.А., при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-28/2021 по кассационной жалобе представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации Трофимовой Анастасии Александровны на решение Курильского гарнизонного военного суда от 10 августа 2021 г. и апелляционное определение 1-ого Восточного окружного военного суда от 26 мая 2022 г., принятые по административному иску военнослужащего войсковой части N1 "звание" Мирзабекова Тимура Камалутдиновича об оспаривании бездействия командира войсковой части N2, Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казенного учреждения "данные изъяты" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанного с несвоевременным включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) и неначислением дохода от инвестирования накоплений на именном накопительном счете (далее - ИНС) административного истца.
Заслушав доклад судьи Авдонкина В.С, изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по делу судебных актов и доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд
установил:
обжалуемым решением суда, оставленным без изменения указанным выше апелляционным определением, частично удовлетворен административный иск Мирзабекова. Суд признал незаконным бездействие командира войсковой части N2, связанное с несвоевременным включением административного истца в реестр участников НИС, и возложил обязанность на ФГКУ "Росвоенипотека" произвести расчет, а Минобороны России перечислить на ИНС Мирзабекова соответствующие денежные средства за период с 23 июня 2012 г. по 18 февраля 2019 г.
В удовлетворении требований административного истца о признании незаконным бездействия Минобороны России, связанного с несвоевременным включением его в реестр участников НИС, отказано.
В поданной 29 августа 2022 г. кассационной жалобе представитель административного ответчика Трофимова, считая принятые судебные акты незаконными ввиду несоответствия выводов, изложенных в них, обстоятельствам административного дела, неправильного применения норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы Трофимова, ссылаясь на п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" и Правила выплаты участникам накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и членам их семей денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации о 17 ноября 2005 г. N 686, полагает, что в данном случае выплата денежных средств, дополняющих накопления для жилищного обеспечения, учтенных на ИНС участника НИС, производится без учета дохода от инвестирования.
Выплата военнослужащим недополученного инвестиционного дохода за счет средств федерального бюджета не предусмотрена законодательством Российской Федерации, наносит материальный ущерб не только Минобороны России, но и Российской Федерации в целом.
Также автор жалобы утверждает, что Минобороны России непосредственно ведением реестра участников НИС и учетом их накоплений не занимается, в этой связи каких-либо прав административного истца не нарушало.
Кроме того, Трофимова считает, что обязав Минобороны России к выделению денежных средств, суды ограничили право главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение входящих в его компетенцию вопросов, чем нарушили установленный в ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей, что является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции, не имеется.
Рассмотрев административное дело в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) в пределах доводов кассационной жалобы, кассационный военный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно установленным судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствам дела Мирзабеков, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 г, 23 июня 2012 г. окончил "данные изъяты" училище и получил в связи с этим первое воинское звание офицера. Далее он проходил военную службу в войсковой части N2.
Ввиду бездействия должностных лиц войсковой части N2 Мирзабеков включен в реестр участников НИС 18 февраля 2019 г. с датой возникновения такого права - 23 июня 2012 г.
ФГКУ "Росвоенипотека" учло на ИНС Мирзабекова накопления за период с июля 2012 г. по 1 января 2020 г. Вместе с тем доход от инвестирования накоплений за указанный период административному истцу учтен не был.
Исходя из данных обстоятельств дела, применив положения ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" и Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников НИС, Правил раскрытия информации о формировании, об инвестировании и использовании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", суды первой и второй инстанций приняли правильные, соответственно, решение о частичном удовлетворении административного иска и апелляционное определение об оставлении без изменения данного решения.
Доводы кассационной жалобы рассматривались судами первой и апелляционной инстанций, которые их обосновано, с приведением соответствующих мотивов отклонили. Основанные на ошибочном понимании норм права несогласие автора кассационной жалобы с принятыми судебными актами, его доводы, суждения о том, как должно быть разрешено дело, не влекут вывода о незаконности этих актов.
Вопреки доводам кассационной жалобы, государство, как следует из положений п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 4, 10, 11 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", а также принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. N 8-П, от 20 апреля 2010 г. N 9-П, от 25 июня 2015 г. N 17-П и от 19 апреля 2018 г. N 16-П, от 20 июля 2018 г. N 34-П) гарантирует военнослужащим реализацию права на жилище, являющимися участниками НИС, в том числе посредством начисления на их именных накопительных счетах доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Из п. 1 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" следует, что к участникам НИС относятся, в том числе лица, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г, что является для заключивших первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 2005 г. основанием для включения в реестр участников НИС.
Согласно п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов управляющих компаний о доходах от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит расчет суммы дохода от инвестирования указанных средств, определенного на последний день отчетного квартала.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее тридцатого числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
В соответствии с указанными выше нормами законодательства и установленными обстоятельствами дела суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильным выводам, что неначисление ФГКУ "Росвоенипотека" на ИНС Мирзабекова доходов от инвестирования накоплений за период времени с момента возникновения оснований для включения его в реестр участников НИС до несвоевременного включения в данный реестр, то есть с 23 июня 2012 г. по 18 февраля 2019 г, нарушает жилищные права административного истца, поскольку существенно снижает размер денежных средств, которые могут быть предоставлены ему для приобретения жилого помещения.
Утверждение представителя административного ответчика - Минобороны России Трофимовой о том, что принятым решением суд первой инстанции ограничил право Минобороны России, как главного распорядителя средств федерального бюджета, на самостоятельное решение входящих в его компетенцию вопросов, является несостоятельным, поскольку суд в соответствии с предоставленными ему полномочиями, в том числе ст. 118 Конституции Российской Федерации, ст. 1-4 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации", ч. 2 ст. 227 КАС РФ, осуществил судебную защиту прав административного истца и принял указанное решение в целях восстановления нарушенных его прав.
Привлечение Минобороны России в качестве административного ответчика и возложение на него судом указанных выше обязанностей обосновано его полномочиями в сфере НИС. Так, согласно Указу Президента Российской Федерации от 20 апреля 2005 г. N 449 "Вопросы накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" Минобороны России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим функционирование НИС.
В силу приведенных выше обстоятельств и правовых положений доводы представителя административного ответчика Трофимовой о том, что выплата Мирзабекову недополученного инвестиционного дохода нанесет материальный ущерб как Минобороны России, так и Российской Федерации в целом, являются несостоятельными.
Таким образом, обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, предусмотренных ст. 328 КАС РФ оснований, влекущих их отмену или изменение, в том числе в безусловном порядке, по делу не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, 329 и 330 КАС РФ, кассационный военный суд
определил:
решение Курильского гарнизонного военного суда от 10 августа 2021 г. и апелляционное определение 1-ого Восточного окружного военного суда от 26 мая 2022 г. по административному исковому заявлению Мирзабекова Тимура Камалутдиновича оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации Трофимовой А.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и срок, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 1 декабря 2022 г.
Председательствующий Судьи
Д.А. БогдашовВ.С. АвдонкинИ.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.