Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N24RS0044-01-2021-001776-67 (2-85/2022) по иску Б.А.Г. к филиалу публичного акционерного общества "Россети - Сибирь" - "Красноярскэнерго" о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании средней заработной платы за время отстранения от работы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Б.А.Г. на решение Рыбинского районного суда Красноярского края от 27 января 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 23 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения Б.А.Г, его представителя - В.И.А, действующего на основании устного заявления, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя публичного акционерного общества "Россети - Сибирь" П.Н.А, возражавшую против удовлетворения кассационной жалобы, принимавших участие в судебном заседании посредством видеоконференц -связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Б.А.Г. обратился в суд с иском к филиалу публичного акционерного общества "Россети - Сибирь" - "Красноярскэнерго" (далее - ПАО "Россети-Сибирь") о признании незаконными приказа об отстранении от работы, взыскании средней заработной платы за время отстранения от работы, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что на основании трудового договора N от 27 июля 2009 г. и дополнительного соглашения от 1 октября 2018 г. он был принят в филиал ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" на должность начальника участка ремонтно- строительного участка производственного отделения Юго-Восточные электрические сети (ПАО "Россети-Сибирь").
29 сентября 2021 г. ему была выдана копия уведомления об отстранении от работы в связи с отказом от вакцинации от COVID-19 от 28 сентября 2021 г. N, которым он уведомлялся о необходимости в срок до 30 сентября 2021 г. предоставления в отдел оформления трудовых отношений и развития персонала департамент управления персоналом справки/сертификата, подтверждающих проведения профилактической прививки от COVID-19 с указанием, что данная прививка при отсутствии медицинских противопоказаний для работников организации энергетики является обязательной по эпидемическим показаниям независимо от занимаемой должности.
1 октября 2021 г. он был ознакомлен с приказом филиала ПАО Сибирь" - "Красноярскэнерго" от 1 октября 2021 г. N "Об отстранении работы", в приложении N которого, в числе других работников, отстраняемых от работы, был указан и он.
Правовыми основаниями для отстранения в приказе N были приведены нормативные правовые акты: абз.8 ч.1 ст.76 Трудового кодекса Российской Федерации (далее- ТК РФ), ч.2 ст.5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об имуннопрофилактике инфекционных болезней", Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденного приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н (в редакции приказа Минздрава России от 3 февраля 2021 г. N 47н), а также нормативный неправовой акт - постановление Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 сентября 2021 г. N43.
Ранее работодателем издавался ряд организационно-распорядительных документов, устанавливающих для работников требования, связанные с вакцинацией от COV1D - 19, в том числе и предоставление согласий на обработку персональных данных медицинского характера, а также отказа от такой вакцинации.
ПАО "Россети - Сибирь" был издан приказ от 20 августа 2021 г. N "Об отстранении от работы", в п.1 которого устанавливалась необходимость утверждения "Порядка отстранения от работы, в связи с отказом от вакцинации от COVID-19. Согласно приложениям к настоящему приказу датой такого отстранения для работников, осуществляющих трудовую деятельность в Красноярском крае, указано 15 сентября 2021 г.
Истец считает приказ филиала от 1 октября 2021 г. N "Об отстранении от работы"незаконным, поскольку вакцинация против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом "данные изъяты", фактически является принудительным медицинским экспериментом над гражданами Российской Федерации. Российские препараты, применяемые для вакцины против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом "данные изъяты", не прошли полный объем клинических исследований. В настоящее время отсутствует официальная информация о безопасности медицинских препаратов, применяемых при коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом "данные изъяты", а также отсутствуют данные, как о положительных, так и побочных эффектах, в связи с их применением, такие данные будут известны только после проведения итогов клинических исследований III фазы.
Кроме того, между истцом и ответчиком оформлены трудовые отношения, такие отношения в силу ч.1 ст.9 ТК РФ регулируются трудовым договором. Между тем, ни в трудовом договоре, ни в локальном нормативном акте ответчика не содержится условий указывающего на зависимость возникновения права на исполнение должностных обязанностей от исполнения действия по обязательной вакцинации от новой коронавирусной инфекции.
Считает, что ответчиком в нарушение ст.72 ТК РФ в одностороннем порядке, без получения согласия с его стороны изменены условия труда на рабочем месте которые кодексом отнесены к существенным.
Ответчиком в приказе от 1 октября 2021 г. N в качестве правового обоснования, дающего право на отстранения истца, указан абз.8 ч.1 ст.76 ТК РФ, п.З3 ч.2 ст.5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N157-ФЗ "Об имуннопрофилактике инфекционных болезней". Однако такое право на отстранение от работ в связи с отсутствием профилактических прививок, в силу п.3 ч.2 ст.5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ, может возникнуть только по отношению к тем гражданам и в отношении только тех работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевай инфекционными болезнями и перечень таких работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Истец считает свое отстранение от работы неправомерным, так как оно произведено с нарушением норм, установленных в ТК РФ, в других Федеральных законах и нормативно - правовых актах РФ, регулирующих отношения, связанные с осуществлением трудовой деятельности в РФ. В результате отстранения Б.А.Г. от работы он был лишен возможности трудиться, и не получил заработную плату за время незаконного отстранения от работы.
Просил суд признать незаконным приказ филиала ПАО "Россети - Сибирь" - "Красноярскэнерго" от 1 октября 2021 г. N "Об отстранении от работы", взыскать с ответчика среднюю заработную плату за время незаконного отстранения от работы, которая на дату подачи иска составляла 56 528, 40 руб, с начислением на эту сумму процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ за задержку выплаты в счет возмещения морального ущерба, понесенного истцом в связи с незаконным отстранением от работы, - 150 000 руб.
Решением Рыбинского районного суда Красноярского края от 27 января 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 23 мая 2022 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
Б.А.Г. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решение Рыбинского районного суда Красноярского края от 27 января 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 23 мая 2022 г, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
На кассационную жалобу представителем ПАО "Россети - Сибирь" принесены письменные возражения.
Заслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы истца.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Судами установлено и следует из материалов дела, что на основании приказа филиала ОАО "МРСК Сибири"- "Красноярскэнерго" от 27 июля 2009 г. Nс, между филиалом ОАО "МРСК Сибири" - "Красноярскэнерго" и Б.А.Г. 27 июля 2009 г заключен трудовой договор N, согласно которому работник принимается на должность мастера, Общехозяйственная группа, Рыбинский район электрических сетей с 27 июля 2009 г.
1 октября 2018 г. между ПАО "МРСК Сибири" и Б.А.Г. заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в трудовой договор от 27 июля 2009 г. N, согласно которому работник выполняет трудовую функцию в должности начальника участка ремонтно-строительного участка производственного отделения Юго-Восточные электрические сети.
Приказом ПАО "Россети Сибирь" (прежнее наименование - ПАО "МРСК Сибири") от 20 августа 2021 г. N утвержден "Порядок отстранения от работы, в связи с отказом от вакцинации от COVID-19" (п.1), в соответствии с которым следует отстранить от работы без сохранения заработной платы на весь период эпиднеблагополучия либо до прохождения вакцинации работников проводят Общества, отказавшихся от профилактических прививок от COVID-19, и не предоставивших подтверждающие документы: справки/сертификаты о вакцинации от COVID-19 или справки о наличии антител класса G (IgG) к COVID-19 сроком давности не более 21 календарного дня, либо справки, подтверждающие медицинские противопоказания к вакцинации от COVID-19. Срок - 15 сентября 2021 г. Красноярский край. С данным приказом Б.А.Г. ознакомлен 24 августа 2021 г, что подтверждается его росписью в листе ознакомления.
В уведомлении от 28 сентября 2021 г. об отстранении от работы в связи с отказом от вакцинации от COVID-19 истец уведомлялся о необходимости не позднее 30 сентября 2021 г. (включительно) предоставить в отдел оформления трудовых отношений и развития персонала департамента управления персоналом справку/ сертификат, подтверждающий проведение профилактической прививки от COVID-19. В случае отказа от проведения профилактической прививки от COVID-19 не позднее 30 сентября 2021 г. (включительно) необходимо предоставить письменный отказ. Непредоставление в установленный срок указанных выше документов будет считаться отказом от проведения профилактической прививки от COVID-19, что влечет к отстранению от работы без сохранения заработной платы с 4 октября 2021 г. на весь период времени до устранения обстоятельств, являющихся основанием для отстранения от работы. С уведомлением Б.А.Г. ознакомлен 29 сентября 2021 г, экземпляр уведомления им получен на руки.
1 октября 2021 г. составлен акт о непредоставлении истцом документов: справки/сертификата, подтверждающего проведение профилактической прививки от COVID-19, или справки о наличии антител класса G (IgG) к COVID-19 сроком давности не более 21 календарного дня, либо справки, подтверждающей медицинские противопоказания к вакцинации от COVID-19, либо письменного отказа от проведения профилактической прививки от COVID-19.
На основании приказа филиала ПАО "Россети Сибирь - Красноярскэнерго" от 1 октября 2021 г. N истец в связи с отказом от профилактических прививок от COVID-19 и непредоставлением подтверждающих документов: справки/ сертификата о вакцинации от COVID-19 или справки о наличии антител класса G (IgG) к COVID-19 сроком давности не более 21 календарного дня, либо справки, подтверждающей медицинские противопоказания к вакцинации от COVID-19 был отстранен от работы без сохранения заработной платы на период с 4 октября 2021г. период эпиднеблагополучия либо до прохождения вакцинации.
С приказом от 1 октября 2021 г. N об отстранении от работы Б.А.Г. ознакомлен 1 октября 2021 г, о чем имеется собственноручная подпись.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исходил из того, что утвержденным Минздравом России Календарем профилактических прививок предусмотрено обязательное проведение профилактических прививок при наличии эпидемических показаний работниками энергетики, что также прямо предусмотрено постановлением Главного государственного санитарного врача по Красноярскому краю от 23 июля 2021 г. N 4, в связи с чем отсутствие профилактических прививок у сотрудников филиала ПАО "Россети-Сибири "Красноярскэнергосбыт" влечет обязанность работодателя по их отстранению от работы на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, п. 2 ст. 5, ст. 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, отметив, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним| из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей в сфере энергетики, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав. Это соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции и является разумным средством защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами нормы материального права при разрешении спора применены правильно.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
На основании ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно- эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с абзц. 2, 4 ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ граждане обязаны: - выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; - не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц, и разрабатывать и проводить санитарно - противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, возложена также на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (абзц. 2, 3).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (п. 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 настоящего Федерального закона (п. 3).
Согласно ст. 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закол от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзц. 4 п. 2 ст. 50; - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзц. 5 подп. 6 п. 2 ст. 51).
Согласно п.18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Из п. 66 СанПиН 3.3686-21 Санитарно-эпидемиологических требований по профилактике инфекционных болезней, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.) следует, что решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации.
Из п. 1.2 СП 3.1.3597-20 Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом ("данные изъяты"). Вирус "данные изъяты" в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (п. 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715).
Согласно абзц. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Судами правильно учтено, что правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее также - Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Вместе с тем, согласно ст. 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п. 1).
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ (п. 2).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п. 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом "данные изъяты", и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 2-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники организаций энергетики.
Постановлением Главного государственного санитарного врач Красноярскому краю от 23 июля 2021 г. N 43 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", с целью предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди населения Красноярского края, было постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции отдельным категориям граждан, подлежащим обязательной вакцинации, с охватом не менее 60 % (увеличено до 80 % в редакции постановления от 14 октября 2021 г. N 52) от общей численности к 15 сентября 2021 г, в том числе работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность с сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.
Судами правильно учтено, что выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц подтверждается основной вид деятельности ПАО "Россети Сибирь" - передача электроэнергии и технологические присоединение к распределительным электросетям, в силу чего ПАО "Россети Сибирь" относится к числу организаций, осуществляющих деятельность в сфере электроэнергетики, и для сотрудников, осуществляющих работы на территории Красноярского края, вакцинация от новой коронавирусной инфекции является обязательной
Кроме того, из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Суды пришли к правильному выводу о том, что если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.
Доводы кассационной жалобы о том, что обязательная вакцинация ограничивает истца в конституционных правах на труд, на добровольное вакцинирование, не влекут удовлетворение кассационной жалобы, поскольку, как правильно указал суд апелляционной инстанции, профилактические прививки в любом случае проводятся при наличии информированного добровольного согласия гражданина (его законного представителя) на такое медицинское вмешательство. Тем самым, работники сами принимают решение о своей вакцинации и имеют право от нее отказаться. Однако ТК РФ обязывает работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника в определенных случаях, которые могут быть предусмотрены, в том числе, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 ТК РФ работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаем, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами (ч. 3 ст. 76 ТК РФ).
Руководствуясь положениями ст. 76 ТК РФ, установив отсутствие оснований для удовлетворения требований Б.А.Г. о признании незаконным приказа об отстранении от работы, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности по начислению за спорный период заработной платы.
Вопреки доводам кассатора судами правильно учтено, что отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 г. N 1867-О).
Как указано ранее коронавирусная инфекция (2019-nCoV) постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, обязательность прививок в этом случае обуславливается Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ.
Постановлением Главного государственного санитарного врач Красноярскому краю от 23 июля 2021 г. N 43 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", вопреки доводам кассатора, принятого в пределах предоставленных указанному должностному лицу приведенными выше законами полномочий, утверждены категории (группы) граждан, подлежащих обязательной вакцинаций против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), к которым относятся и работники жилищно- коммунального хозяйства и энергетики (п. 1.1).
Из приведенных доводов Б.А.Г. следует, что не прохождение им вакцинации обусловлено фактически не отсутствием возможности вакцинироваться, а принципиальным нежеланием делать профилактическую прививку против новой коронавирусной инфекции (COV1D-19), поскольку российские препараты, применяемые для вакцины против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом "данные изъяты"2, не прошли полный объем клинических исследований.
Доводы кассатора о неприменении судами норм материального права, подлежащих применению и применении норм, не подлежащих применению, основаны на субъективном толковании кассатором норм материального права, которое является ошибочным, в связи с чем не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Доводы кассатора о несогласии с изложенными в решении выводами об основаниях отказа в удовлетворении требований, о незаконных действиях ответчика по отстранению истца от исполнения должностных обязанностей, об отсутствии необходимости такого отстранения, не влекут отмену судебных актов, поскольку действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют доводы иска, апелляционной жалобы, не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Рыбинского районного суда Красноярского края от 27 января 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 23 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Б.А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.