Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Анфалова Е.В., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу Правительства Республики Северная Осетия-Алания на определение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 29 июля 2022 г. о разъяснении порядка и способа исполнения апелляционного определения Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2021 г. по административному делу 3а-56/2021 (3а-174/2019) (УИД 15OS0000-01-2019-000108-55) по административному иску общества с ограниченной ответственностью "АльянсСпирт" к Правительству Республики Северная Осетия-Алания, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Северная Осетия-Алания об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 19 сентября 2019 г. по административному делу по по административному иску общества с ограниченной ответственностью "АльянсСпирт" (далее по тексту ООО "АльянсСпирт") к Правительству Республики Северная Осетия-Алания, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Северная Осетия-Алания об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков изменено в части установления размера кадастровой стоимости объектов недвижимости и даты обращения административного истца с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, установлена кадастровая стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером N:12, площадью 7 320 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2015 г, составляющей 7 960 388 рублей;
- с кадастровым номером N:13, площадью 5 690 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2015 г, составляющей 6 187 788 рублей;
- с кадастровым номером N:14, площадью 5 180 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2015 г, составляющей 5 633 171 рублей;
- с кадастровым номером N:15, площадью 6 800 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2015 г, составляющей 7 394 896 рублей;
- с кадастровым номером N:16, площадью 10 390 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2015 г, составляющей 10 847 008 рублей;
- с кадастровым номером N:17, площадью 5 560 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2015 г, составляющей 6 046 415 рублей;
- с кадастровым номером N:18, площадью 10 681 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2015 г, составляющей 11 150 807 рублей;
- с кадастровым номером N:4, площадью 83 206 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 3 февраля 2017 г, составляющей 68 266 887 рублей;
- с кадастровым номером N:287, площадью 15 175 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на 3 ноября 2016 г, составляющей 14 386 382 рублей, указано, что датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, надлежит считать 4 июня 2019 г.
ООО "АльянсСпирт" обратилось в Верховный Суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о взыскании судебных расходов в сумме 200 500 рублей, понесенных в связи с рассмотрением дела, состоящих из расходов по оплате судебной экспертизы в размере 180 000 рублей, комиссии за перевод в размере 2 500 рублей, государственной пошлины, уплаченной при подаче иска в размере 18 000 рублей, заявив ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Определением Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 2 июня 2021 г. заявление ООО "АльянсСпирт" удовлетворено, восстановлен срок для подачи заявления о взыскании судебных расходов, с Правительства Республики Северная Осетия-Алания в пользу ООО "АльянсСпирт" взысканы расходы по оплате судебной оценочной экспертизы в размере 140 000 рублей, комиссия за перевод в размере 2 500 рублей, государственная пошлина в размере 18 000 рублей, с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Северная Осетия-Алания в пользу ООО "АльянсСпирт" взысканы расходы по оплате судебной оценочной экспертизы в размере 40 000 рублей.
Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2021 г. определение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 2 июня 2021 г. отменено в части взыскания в пользу общества с ограниченной ответственностью "АльянсСпирт" с Правительства Республики Северная Осетия-Алания комиссии за перевод в размере 2 500 рублей, государственной пошлины в размере 18 000 рублей, в указанной части разрешен вопрос по существу, абзац 2, 3 резолютивной части определения Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 2 июня 2021 г. изложены следующим образом:
"Взыскать с Правительства Республики Северная Осетия-Алания в пользу общества с ограниченной ответственностью "АльянсСпирт" расходы по оплате судебной оценочной экспертизы в размере 140 000 рублей, комиссию за перевод в размере 1 944 рубля 44 копейки, государственную пошлину в размере 14 000 рублей.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Республике Северная Осетия-Алания в пользу общества с ограниченной ответственностью "АльянсСпирт" расходы по оплате судебной оценочной экспертизы в размере 40 000 рублей, комиссию за перевод в размере 555 рублей 56 копеек, государственную пошлину в размере 4 000 рублей".
В остальной части определение суда оставлено без изменения.
ООО "АльянсСпирт" обратилось в суд с заявлением об изменении способа и порядка исполнения судебного акта, указав в обоснование требований, что исполнение судебного акта затруднено, поскольку Правительство Республики Северная Осетия-Алания не является юридическим лицом, не имеет счетов.
Определением Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания от 29 июля 2022 г. заявление ООО "АльянсСпирт" удовлетворено, указано, что апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2021 г. в части взыскания с Правительства Республики Северная Осетия-Алания в пользу общества с ограниченной ответственностью "АльянсСпирт" расходов по оплате судебной оценочной экспертизы в размере 140 000 рублей, комиссии за перевод в размере 1 944 рубля 44 копейки, государственной пошлины в размере 14 000 рублей подлежит исполнению за счет казны Республики Северная Осетия - Алания.
В частной жалобе Правительство Республики Северная Осетия-Алания просит определение от 29 июля 2022 г. отменить, указывая, что Правительство не является юридическим лицом, не имеет на любом праве имущества, счета на его имя не открывались. Министерство финансов Республики Северная Осетия - Алания несет ответственность по обязательствам Республики Северная Осетия - Алания за счет казны республики. К участию в деле министерство привлечено не было.
Частная жалоба рассмотрена судьей апелляционной инстанции без проведения судебного заседания на основании части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Оценив материал и проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил.
Частью 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации после объявления решения по административному делу суд, принявший решение, не вправе отменить или изменить его.
В соответствии с частью 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В силу части 1 статьи 358 названного Кодекса при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе изменить способ и порядок его исполнения.
Закон не содержит перечня оснований для изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерии их определения. Изменение способа исполнения решения суда может заключаться в определенной трансформации первоначального способа исполнения решения суда и допускается только при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение либо свидетельствующих о невозможности исполнить решение суда тем способом, который указан в решении суда.
Указанные обстоятельства подлежат установлению в каждом конкретном случае на основании представленных доказательств и с учетом интересов сторон. При этом следует учесть, что изменение способа и порядка исполнения не может изменить содержания постановленного решения и выходить за пределы разрешенных судом исковых требований.
Обращаясь в суд, взыскатель ООО "АльянсСпирт" указало на невозможность исполнения судебного акта о взыскании с Правительства Республики Северная Осетия-Алания судебных расходов в связи с отсутствием у него счетов, открытых в Управлении Федерального казначейства по Республике Северная Осетия-Алания. Данные доводы подтверждены документально. Установив обстоятельства невозможности исполнения судебного акта, суд первой инстанции пришел к верному выводу об изменении порядка и способа его исполнения для обеспечения принципа обязательности судебного акта, что соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2021 г. N37-П.
В названном постановлении Конституционный суд Российской Федерации указал, оспариваемые положения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 8, 17 (часть 3), 19 (часть 1) и 35 (части 1 - 3) во взаимосвязи со статьями 46 и 55 (часть 3), в той мере, в какой они исключают возможность исполнения судебного решения о возмещении судебных расходов, присужденных решением суда в связи с признанием незаконными действий (бездействия) органа государственной власти (государственного органа), у которого отсутствует лицевой счет в органах Федерального казначейства.
Впредь до внесения указанных изменений в целях обеспечения в соответствии с действующим бюджетным законодательством исполнимости судебного акта по делу о взыскании судебных расходов в связи с признанием незаконными действий (бездействия) органа государственной власти (государственного органа) или его должностных лиц правоприменительным органам следует исходить из необходимости изменения судом по заявлению взыскателя способа и порядка исполнения такого судебного акта путем привлечения к субсидиарной ответственности вышестоящего по отношению к должнику органа государственной власти, имеющего лицевой счет в органах Федерального казначейства.
Судом первой инстанции учтены положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, разъяснения абзаца 7 пункта 14 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 г. N13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" согласно которым исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции также полагает необходимым отметить, что согласно статье 1 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания от 28 мая 1998 г. N6-3 "О Правительстве Республики Северная Осетия - Алания", Правительство является органом государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, коллегиальным органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, обладает правами юридического лица и имеет гербовую печать.
В соответствии со статьей 46 Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания N6-3 Администрация Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства Республики Северная Осетия-Алания обеспечивает деятельность Правительства.
Управление Федерального казначейства по Республике Северная Осетия - Алания письмом от 14 июня 2022 г. N N указало, что Правительство Республики Северная Осетия - Алания не является юридическим лицом, не имеет счетов.
Положением об Администрации, утвержденным Указом Главы Республики Северная Осетия-Алания от 20 апреля 2016 г. N120, установлено, что Администрация является государственным органом, обеспечивающим деятельность Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства и осуществляющим контроль за исполнением решений Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства.
Пунктом 6 Положения об Администрации установлено, что Администрация выполняет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Администрации и реализацию возложенных на нее задач, а также согласовывает с руководителями соответствующих государственных органов распределение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по финансовому обеспечению деятельности Главы Республики Северная Осетия-Алания и Правительства.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Северная Осетия-Алания, утвержденным постановлением Правительства от 13 сентября 2010 г. N248, Министерство финансов Республики Северная Осетия-Алания (далее - Министерство финансов) является органом исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания, который осуществляет нормативное правовое регулирование и функции по разработке и реализации государственной политики в финансовой сфере, включая бюджетную и налоговую.
Пунктом 14.9 Положения о Министерстве финансов установлено, что к полномочиям Министерства финансов относится осуществление исполнения судебных актов по искам к Республике Северная Осетия-Алания о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Республики Северная Осетия-Алания или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Республики Северная Осетия-Алания актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны Республики Северная Осетия-Алания (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств республиканского бюджета).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 июля 2017 г. N20-П, из права на судебную защиту вытекает общий принцип, в силу которого правосудие нельзя было бы признать отвечающим требованиям равенства и справедливости, если расходы, понесенные в связи с судебным разбирательством, ложились бы на лицо, вынужденное прибегнуть к этим расходам в рамках судебного механизма обеспечения принудительной реализации своих прав, свобод и законных интересов. При этом не исключается дифференциация федеральным законодателем правил распределения судебных расходов, которые могут иметь свою специфику, в частности в зависимости от объективных особенностей конкретных судебных процедур и лежащих в их основе материальных правоотношений.
С учетом изложенного, в связи с отсутствием у административного ответчика лицевых счетов в органах Федерального казначейства, суд апелляционной инстанции, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15 июля 2021 г. N37-П, находит выводы суда первой инстанции об исполнении судебного акта за счет средств казны республики верными и полагает необходимым дополнить оспариваемое определение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания указанием, что взыскание судебных расходов за счет казны Республики Северная Осетия-Алания осуществляется Министерством финансов Республики Северная Осетия-Алания.
Суд апелляционной инстанции отклоняет при этом доводы частной жалобы Правительства Республики Северная Осетия-Алания о нарушении процессуальных прав Министерства финансов Республики Северная Осетия-Алания, поскольку в настоящих судебных актах речь не идет о взыскании бюджетных денежных средств, а об обеспечении исполнения судебных актов. Данный принцип обязательности судебных актов гарантирован Конституцией Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства, иными федеральными, федеральными конституционными закона.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
определение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 29 июля 2022 г. оставить без изменения, частную жалобу без удовлетворения. Изложить абзац второй резолютивной части определения следующим образом:
Изменить способ и порядок исполнения апелляционного определения Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2021 г, указав, что апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 21 сентября 2021 г. в части взыскания с Правительства Республики Северная Осетия-Алания в пользу общества с ограниченной ответственностью "АльянсСпирт" расходов по оплате судебной оценочной экспертизы в размере 140 000 рублей, комиссии за перевод в размере 1 944 рубля 44 копейки, государственной пошлины в размере 14 000 рублей подлежит исполнению Министерством финансов Республики Северная Осетия-Алания за счет казны Республики Северная Осетия-Алания.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, в течение 6 месяцев.
Судья Е.В. Анфалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.