Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 февраля 1998 г. N А05-5053/97-27/18
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 января 1998 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Нефедовой О.Ю.,
судей Кузнецовой Н.Г. и Почечуева И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Центрального банка Российской Федерации в лице Главного управления по Архангельской области на решение от 07.10.97 (судьи Чалбышева И.В., Пигурнова Н.И., Полуянова Н.М.) и постановление апелляционной инстанции от 08.12.97 ( судьи Бекарова Е.И., Лепеха А.П., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-5053/97-27/18,
установил:
Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления по Архангельской области обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Государственной налоговой инспекции по городу Архангельску о признании недействительным решения от 03.04.97 N 02-15/981.
Решением от 07.10.97 в иске отказано на том основании, что действующим законодательством не предусмотрены льготы по налогообложению Центральному банку России и его учреждениям.
Постановлением апелляционной инстанции от 08.12.97 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить состоявшиеся судебные акты по следующим основаниям.
Субъектом ответственности (субъектом налога) по налоговому законодательству могут быть налогоплательщики ( предприятия, учреждения, организации). Доказательством того, что данное юридическое лицо является субъектом ответственности должны служить нормы закона.
Согласно статье 1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации ( Банке России)" статус Банка России определяется Конституцией Российской Федерации и не подпадает под статус юридических лиц, являющихся налогоплательщиками. В частности, Банк России не проходит государственную регистрацию, не имеет учредительных документов. Частью 3 статьи 26 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" предусмотрено освобождение Центрального банка от уплаты налогов.
Главное управление, являясь структурным подразделением Банка России, перечисляет прибыль Центральному банку. Банк России не проходит регистрацию в налоговых органах, следовательно, не является налогоплательщиком.
Ссылка суда на статью 23 Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" и на статью 10 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" несостоятельна.
В соответствии со статьей 90 Конституции Российской Федерации указы Президента Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам. Указ Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" противоречит Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в котором предусмотрена специальная норма об освобождении Банка России и его учреждений от уплаты налогов.
Истец и ответчик о времени и месте слушания дела извещены, однако в судебное заседание их представители не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, истец в своих возражениях к акту проверки, исковом заявлении и жалобах не оспаривает конкретные суммы недоимок и финансовых санкций, в связи с чем суд обоснованно рассмотрел вопрос, является ли истец налогоплательщиком.
На основании статьи 26 Федерального Закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов, пошлин и других платежей на территории Российской Федерации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о налогах.
Согласно статье 23 Закона РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" и статье 10 Закона РСФСР "Об основах налоговой системы в РСФСР" с введением в действие с 1-го января 1992 года новой налоговой системы в Российской Федерации не допускается внесение изменений в налоговую систему и предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством РСФСР. Следовательно, те налоговые льготы, которые были предоставлены, соответствующим субъектам до введения новой налоговой системы после 1-го января 1992 года применяться не могут.
Действующим налоговым законодательством, в частности Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", не предусмотрена льгота по освобождению Центрального банка Российской Федерации и его учреждений от уплаты данного вида налога. Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" льготы истцу также не предоставлены.
Указом Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении бюджетов различных уровней" установлено, что Центральный банк России является налогоплательщиком налога на прибыль, полученную в результате деятельности, не связанной с регулированием денежного обращения. Вышеназванный Указ Президента Российской Федерации издан до принятия новой Конституции Российской Федерации, на тот момент Президент России обладал чрезвычайными полномочиями и издаваемые им акты имели преимущественное значение по сравнению с действующими на тот момент законодательными актами.
Доводы кассационной жалобы несостоятельны и опровергаются вышеизложенным.
Решение и постановление апелляционной инстанции обоснованны и законны.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение от 07.10.97 и постановление апелляционной инстанции от 08.12.97 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-5053/97-27/18 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Нефедова |
И.П. Почечуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 февраля 1998 г. N А05-5053/97-27/18
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника