Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 декабря 2005 г. N А56-20764/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 октября 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Эльт Л.Т., судей Малышевой Н.Н. и Самсоновой Л.А.,
при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы России по Петроградскому району Санкт-Петербурга Матвеева Н.А. (доверенность от 31.10.2005 N 20-05/18836) и Прудниченко Н.С. (доверенность от 31.10.2005 N 20-05/23657), от общества с ограниченной ответственностью "Северная корона" Югай Г.Л. (доверенность от 25.09.2005),
рассмотрев 30.11.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.2005 (судья Рыбаков С.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2005 (судьи Згурская М.Л., Зайцева Е.К., Масенкова И.В.) по делу N А56-20764/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Северная корона" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы России по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - налоговая инспекция) от 17.05.2005 N 06/151 и от 20.06.2005 N 06/205, требований об уплате налога от 27.05.2005 N 33965 и требования об уплате налоговой санкции от 26.05.2005 N 324, а также об обязании налоговой инспекции возместить из бюджета сумму налога на добавленную стоимость за январь и февраль 2005 года.
Решением суда от 29.06.2005 заявление удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2005 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить указанные судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями статей 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также неполную оценку обстоятельств дела. По мнению подателя жалобы, действия общества по возмещению суммы налога из бюджета являются недобросовестными.
В отзыве на жалобу общество возражает против ее удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов, содержащихся в жалобе.
В судебном заседании представители налоговой инспекции поддержали доводы, изложенные в жалобе, а представитель общества просил оставить ее без удовлетворения, считая, что решение суда и постановление апелляционной инстанции являются законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела камеральную проверку налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость, представленных обществом за январь и февраль 2005 года, в которых предъявлена к возмещению из бюджета разница между суммой налога, начисленной по реализованным товарам, и суммой налога, уплаченной таможенным органам при ввозе импортируемых товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Решениями от 17.05.2005 N 06/151 и от 20.06.2005 N 06/205 налоговая инспекция доначислила обществу сумму налога на добавленную стоимость, пени и применила ответственность, предусмотренную пунктом 1 статьи 122 и пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Принимая оспариваемые ненормативные правовые акты и отказывая обществу в применении налоговых вычетов, налоговая инспекция сослалась на то, что общество имеет минимальную численность персонала, покупатели товаров не произвели полного расчета с обществом; деятельность общества имеет низкую рентабельность.
При вынесении обжалуемого судебного акта суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты. Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 172 НК РФ, вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товары (бытовую технику, ванны гидромассажные, комплектующие для компьютерной техники, строительные и отделочные материалы и т.д.), предназначенные для реализации на внутреннем рынке, уплатив таможенному органу сумму налога на добавленную стоимость, предъявленную к вычету. Импортированные товары приняты обществом к учету в установленном порядке и реализованы российским покупателям - обществам с ограниченной ответственностью "С.А. и партнеры", "ЭВИТА" и "Ресурс-Маркет". Таможенные платежи уплачены в бюджет за счет средств, уплаченных покупателями в счет предстоящих поставок товаров. Поступившая от покупателей выручка (предварительная оплата) за реализованные товары включена обществом в налоговую базу, с нее исчислен налог на добавленную стоимость.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что уплата суммы налога произведена обществом за счет собственных средств, то есть за счет имущества, поступившего ему в собственность на основании возмездной сделки. Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2004 N 169-О и от 04.11.2004 N 324-О.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 20.02.2001 N 3-П и в определении от 25.07.2001 N 138-О, право на возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета предоставлено добросовестным налогоплательщикам для компенсации реально понесенных ими затрат по уплате налога поставщикам товаров (работ, услуг). Налогоплательщик, использующий указанное право в противоречии с его назначением, то есть злоупотребляющий им, не может рассчитывать на такую же судебную защиту этого права, как добросовестный налогоплательщик.
Поскольку в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика, то обязанность доказывать обнаружившуюся недобросовестность налогоплательщиков в порядке, установленном НК РФ, возложена на налоговые органы. На это указано и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2003 N 329-О.
Как видно из обжалуемых судебных актов, суды обеих инстанций полно и всесторонне исследовали и оценили доказательства, представленные сторонами, в их совокупности и сделали правомерный вывод о том, что приводимые налоговым органом доводы не могут свидетельствовать о недобросовестности общества и являться основанием для отказа ему в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных таможенным органам.
Довод о том, что общество не оплатило импортированные товары иностранному поставщику, а также представленные в суд кассационной инстанции сведения об отсутствии у иностранного поставщика федерального идентификационного номера налогоплательщика в США следует признать ошибочными. По смыслу пункта 2 статьи 171 НК РФ в случае ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации сумма налога на добавленную стоимость уплачивается не поставщику, а таможенному органу. Поэтому расчеты налогоплательщика с иностранным поставщиком не влияют на право применения налоговых вычетов. Кроме того, как установлено судебными инстанциями, по условиям внешнеторгового контракта предусмотрена отсрочка платежа в 360 дней с даты поставки партии товара, что не учтено налоговым органом при расчете рентабельности деятельности общества.
Отсутствие у иностранного поставщика федерального идентификационного номера, который присваивается в случае активного ведения бизнеса на территории США, сам по себе не свидетельствует об отсутствии у указанного поставщика статуса юридического лица и не опровергает факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации, подтвержденный документами, удостоверенными таможенными органами Российской Федерации.
Доводы подателя жалобы о том, что российские покупатели произвели расчеты с обществом не в полном объеме, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не основаны на нормах законодательства о налогах и сборах. Положения статей 171 и 172 НК РФ не связывают применение налоговых вычетов с реализацией товаров в том же налоговом периоде или с завершением расчетов покупателей с налогоплательщиком.
Кроме того, налоговым органом не представлено доказательств совершения обществом и покупателями, товаров согласованных действий, направленных на возмещение суммы налога из бюджета, а также наличие взаимной зависимости между указанными лицами.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений. При этом в силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия налоговым органом оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял данное решение.
В материалах дела не нашел подтверждения довод налоговой инспекции об искусственном создании обществом и его контрагентами оснований для возмещения налога из бюджета и отсутствии у общества цели извлечения прибыли от предпринимательской деятельности, поскольку, как установлено судебными инстанциями, общество самостоятельно осуществляло операции с реальными, имеющими действительную стоимость товарами, фактически ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации с целью перепродажи, уплатило в бюджет сумму налога при таможенном оформлении данных товаров и совершенные обществом хозяйственные операции убыточными не являются.
Следовательно, фактические обстоятельства, с которыми закон связывает возмещение суммы налога из бюджета, установлены судами первой и апелляционной инстанций в соответствии со статьями 66 - 68, 71 АПК РФ.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки указанных обстоятельств и удовлетворения жалобы.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.06.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2005 по делу N А56-20764/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Т. Эльт |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 декабря 2005 г. N А56-20764/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника