Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 февраля 2006 г. N А56-980/2005
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13 мая 2005 г.
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2006 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2006 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Морозовой Н.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Химпродукт" Жихаря Б.Т. (доверенность от 12.12.2005 N 8),
рассмотрев 27.02.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Приморскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.05.2005 (судья Пасько О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2005 (судьи Фокина Е.А., Петренко Т.И., Шульга Л.А.) по делу N А56-980/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Химпродукт" (далее - общество). обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому району Санкт-Петербурга (после реорганизации - Инспекция Федеральной налоговой службы по Приморскому району Санкт-Петербурга; далее - инспекция) от 11.11.2004 N 15/49 23844 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, от 03.12.2004 N 13-16/25956 по исполнению обязанности по уплате налогов (сборов) и от 02.12.2004 N 5357 о приостановлении операций по счетам общества (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 13.05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.11.2005, заявление общества удовлетворено.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить решение и постановление и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, общество неправомерно применило налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 436 804 руб., поскольку поставило на баланс товар, приобретенный по договорам у поставщиков ЗАО "Ксенопласт-А", ООО "Рокс", ООО "Эталон", ООО "Прогресс" и ООО "Квазар", не представив в налоговый орган товарно-транспортные накладные. Кроме того, общество не имеет складских помещений, а поставляемая продукция отгружается непосредственно в транспорт покупателей со склада завода-изготовителя, что свидетельствует об отсутствии транспортных расходов и фактической передачи товара.
В судебном заседании представитель общества просил оставить судебные акты без изменения.
Инспекция о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представитель в суд не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество представило в инспекцию налоговую декларацию за март 2004 года, согласно которой налоговая база по реализации товаров (работ, услуг) составила 236 350 руб. (код строки 010), НДС по ставке 20% исчислен в сумме 47 270 руб., налоговая база по коду строки 020 - 2 124 252 руб., НДС по ставке 18% - 382 365 руб., налоговая база по коду строки 030 - 6 762 руб., НДС по ставке 10% - 676 руб., всего налоговая база составила 2 367 364 руб., НДС - 430 311 руб., налоговые вычеты - 436 966 руб., к возмещению из бюджета заявлено 6 655 руб.
Инспекция провела камеральную проверку представленной обществом налоговой декларации по НДС за март 2004 года, по результатам которой приняла решение от 11.11.2004 N 15/49 23844 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 837 руб. штрафа и предложением уплатить 436 804 руб. неуплаченного налога. Инспекция не приняла вычеты в сумме 436 804 руб. НДС, уплаченного продавцам по товарам, приобретенным для перепродажи.
В обоснование принятого решения инспекция указала на отсутствие у общества транспортных расходов и расходов на аренду склада, а также на непредставление товарно-транспортных накладных, подтверждающих перевозку товара от продавца, в связи с чем пришла к выводу, что налогоплательщик не понес реальных затрат и необоснованно уменьшил общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на 436 804 руб. налоговых вычетов в марте 2004 года.
Решением от 03.12.2004 N 13-16/25956 по исполнению обязанности по уплате налогов (сборов) инспекция произвела зачет имеющейся по состоянию на 02.12.2004 переплаты по НДС на товары, производимые в Российской Федерации, и по налогу на прибыль организаций в сумме 13 543 руб. 20 коп. в счет погашения задолженности по акту камеральной проверки от 10.11.2004 N 15-49/23844.
Поскольку общество добровольно не исполнило требование налогового органа от 10.11.2004 N 0411005357 об уплате налога, инспекция 02.12.2004 приняла решение N 5357 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента -организации на счетах в банках в размере 423 260 руб. 80 коп. и, руководствуясь статьями 31 и 76 НК РФ, а также вынесла решение N 5357 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке.
Общество не согласилось с решениями инспекции от 11.11.2004 N 15/49 23844, от 03.12.2004 N 13-16/25956 и от 02.12.2004 N 5357 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и оспорило их в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования общества, указали на то, что отсутствие складских помещений и транспорта не может влиять на право налогоплательщика применить налоговые вычеты в порядке пункта 2 статьи 171 НК РФ. Вывод налогового органа об отсутствии фактической передачи товара обществу объективно не подтвержден.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы налогового органа.
В пункте 5 статьи 174 НК РФ установлено, что по итогам каждого налогового периода налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган декларацию по НДС.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
Пунктом 1 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке, установленном статьей 176 НК РФ.
Из пункта 2 статьи 171 НК РФ следует, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), которые приобретены для перепродажи или для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации (за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.
Вычетам подлежат только суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия этих товаров (работ, услуг) на учет и при наличии соответствующих первичных документов (пункт 1 статьи 172 НК РФ).
Судами установлено, что условия, предусмотренные законодательством о налогах и сборах для применения налоговых вычетов по НДС, налогоплательщик выполнил.
Общество приобретало товары у поставщиков на основании договоров поставки: от 09.10.2003 N 27, заключенного с ООО "Прогресс", от 08.01.2003 N 2 -с ООО "Эталон", от 20.02.2003 N 16-2003 - с ООО "КВАЗАР", от 03.09.2001 N 77 - с ООО "РОКС" и N 83 - с ЗАО "КСЕНОПЛАСТ-А". По условиям договоров поставщик обязался поставить, а покупатель принять и оплатить товары в согласованном ассортименте. Материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что оплата товара производилась путем прекращения обязательств зачетом встречных однородных требований и передачи простого векселя на сумму 200 000 руб. (том 1, листы дела 95-104).
Довод инспекции о непредставлении товарно-транспортных накладных и неправомерное в связи с этим принятие обществом на баланс товара обоснованно отклонен судами обеих инстанций, поскольку не соответствует положениям главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей условия и порядок применения налоговых вычетов по НДС.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в данной статье.
Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, утвержденный постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25.12.1998 N 132, содержит такой первичный учетный документ, как товарная накладная, которая применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации и составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей товарно-материальные ценности, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации и служит основанием для оприходования этих ценностей.
Согласно постановлению Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте" товарно-транспортная накладная предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом и является документом, определяющим взаимоотношения грузоотправителей - заказчиков автотранспорта с организациями -владельцами автотранспорта, выполнившими перевозку грузов, и служащим для учета транспортной работы и расчетов грузоотправителей или грузополучателей с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов.
В данном случае общество не имело договорных отношений с организациями-владельцами транспорта относительно выполнения работ по перевозке товаров и, следовательно, первичными документами для него являются не товарно-транспортные, а товарные накладные.
Доводы налогового органа о том, что у общества отсутствуют складские помещения и транспортные расходы, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку договоры, заключенные обществом с покупателями товара, предусматривают отгрузку продукции непосредственно в транспорт покупателей со склада изготовителя, в связи с чем общество не оформляло товарно-транспортные накладные.
Отсутствие у заявителя складских помещений и транспортных расходов само по себе не свидетельствует о неправомерности принятия на баланс товаров по договорам поставки, заключенных с вышеуказанными поставщиками, поскольку факты принятия на баланс товаров подтверждаются иными доказательствами.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 20.02.2001 N 3-П, под уплатой сумм НДС подразумевается реальное несение налогоплательщиком затрат в форме отчуждения части имущества.
Обладающими характером реальных затрат и, следовательно, фактически уплаченными должны признаваться суммы налога, которые уплачиваются налогоплательщиком за счет собственного имущества или за счет собственных денежных средств.
В данном случае оплата товара производилась путем прекращения обязательств зачетом встречных однородных требований и передачи простого векселя на сумму 200 000 руб.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О разъяснено, что в обязанность налоговых органов входит доказывание недобросовестности налогоплательщиков. Оценка добросовестности налогоплательщика предполагает оценку заключенных им сделок, их действительности, особенно в тех случаях, когда они не имеют разумной деловой цели.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу инспекция не представила доказательств недобросовестности заявителя как налогоплательщика. Налоговый орган также не располагает информацией о недобросовестности организаций - поставщиков.
Ссылки налогового органа на недобросовестность общества в связи с отсутствием у заявителя складских помещений и транспортных расходов, отклоняется кассационной инстанцией. Налоговый орган не указывает, каким образом данные обстоятельства в силу норм главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации влияют на возникновение у налогоплательщика права на применение налоговых вычетов по НДС.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
При этом в силу пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял данное решение.
Инспекция не представила безусловных доказательств, свидетельствующих о недобросовестности налогоплательщика при осуществлении в проверяемый период операций на внутреннем рынке и, соответственно, обоснованности отказа последнему в применении налоговых вычетов.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество понесло реальные затраты по уплате сумм НДС при приобретении товара, а следовательно, правомерно предъявило сумму налога к вычету.
Суды первой и апелляционной инстанций, полно и всесторонне исследовав материалы дела, подтвердили правомерность предъявления обществом - 436 804 руб. НДС к вычету по декларации за март 2004 года. Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным инспекцией в апелляционной жалобе и в решении от 11.11.2004 N 15/49 23844, и направлены на переоценку установленных судами фактов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции и противоречит положениям статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы инспекции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.05.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2005 по делу N А56-980/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Приморскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Л.Б. Мунтян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 февраля 2006 г. N А56-980/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника