Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 июня 2006 г. N А56-20959/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Боглачевой Е.В., Никитушкиной Л.Л.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу Зеленева Э.В. (доверенность от 13.03.06 N 15/01058), от общества с ограниченной ответственностью "Полтри Трейд" Кивилевой С.Н. (доверенность от 10.01.2006 N 10/01),
рассмотрев 06.06.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.10.05 (судья Градусов А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.06 (судьи Шульга Л.А., Старовойтова О.Р., Фокина Е.А.) по делу N А56-20959/2005,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Полтри Трейд" (далее - Общество, ООО "Полтри Трейд") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 19.04.05 N 20/425.
Решением суда от 07.10.05 заявление Общества удовлетворено полностью.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.06 решение от 07.10.05 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты в части отказа в предоставлении налоговых вычетов в сумме 11 199 901 руб. за декабрь 2004 года. По мнению подателя жалобы, счета-фактуры, представленные Обществом для подтверждения налоговых вычетов по налоговой декларации за декабрь 2004 года, составлены с нарушением норм, предусмотренных пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), содержат недостоверную информацию. Кроме того, Инспекция считает, что Общество является недобросовестным налогоплательщиком (уставный капитал Общества - 10 000 руб.; отсутствуют собственные складские помещения, несмотря на систематический ввоз товара на крупные суммы; на балансе организации нет основных средств: товар продается только одному покупателю; отсутствует ликвидное имущество; за период деятельности Общества с декабря 2004 года по март 2005 года только в марте налог на добавленную стоимость (далее - НДС) был заявлен к уплате в сумме 1 488 322 руб., в декабре - 724 829 руб., в январе - 22 904 561 руб., в феврале - 14 542 621 руб.).
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество представило в Инспекцию уточненную декларацию по НДС за декабрь 2004 года.
В рассматриваемом периоде Общество осуществляло ввоз на территорию Российской Федерации мясопродуктов в соответствии с контрактом от 02.02.04 N СР/РТ-0202, заключенным с компанией "CAMPAMENTO PROPERTY INC.", Британские Виргинские острова.
Налоговый орган провел выездную налоговую проверку, по результатам которой принял решение от 19.04.05 N 20/425, которым привлек Общество к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 и пунктом 1 статьи 118 НК РФ. Обществу отказано в возмещении НДС за декабрь 2004 года в сумме 724 829 руб., а также предложено уплатить налоговые санкции и неуплаченный НДС за указанный период в размере 10 579 748 руб.
Основанием для привлечения к налоговой ответственности и отказа в возмещении НДС, по мнению налогового органа, являются недобросовестные действия налогоплательщика, направленные на извлечение денежных средств из бюджета.
Общество, считая решение Инспекции незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что суды обеих инстанций, удовлетворяя требования Общества, правомерно исходили из следующего.
Согласно пунктам 1-2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК РФ;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных названной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Как указано в пункте 1 статьи 173 НК РФ, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса.
Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (пункт 2 статьи 173 НК РФ).
Таким образом, для возмещения НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, необходимо подтвердить фактическое перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации, уплату налога таможенным органам и принятие импортированных товаров на учет.
Общество представило грузовые таможенные декларации с отметками таможенного органа, подтверждающие ввоз товара на территорию Российской Федерации, платежные документы, свидетельствующие об уплате таможенных платежей, в том числе НДС, а также доказательства принятия товара на бухгалтерский учет.
Сумма уплаченного Обществом НДС при ввозе товара на территорию Российской Федерации не оспаривается налоговым органом.
Представленные Обществом документы: контракт, договоры, грузовые таможенные декларации, платежные поручения, счета-фактуры, товарные накладные свидетельствуют о фактическом совершении сделок, которые являются экономически оправданными и документально подтвержденными.
Таким образом, Обществом выполнены условия, определенные Налоговым кодексом Российской Федерации, при которых оно вправе применить налоговый вычет.
Вывод налогового органа о недостоверности сведений, указанных в счете-фактуре N 0086, полученном от ООО "Компания "Балтийские Независимые Сюрвейеры", по тому основанию, что организация не находится по адресу, указанному в счете-фактуре, является необоснованным. Адрес, указанный в счете-фактуре соответствует местонахождению, указанному в договоре от 05.01.04 N 1, заключенному ООО "Компания "Балтийские Независимые Сюрвейеры" и ООО "Полтри Трейд". Сам факт возврата корреспонденции не является однозначным свидетельством недостоверности адреса.
Ссылки налогового органа на счета-фактуры, выставленные "СПб Хладокомбинат N 6", не основаны на материалах дела.
Согласно представленной книге покупок счета-фактуры "СПб Хладокомбинат N 6" в декабре 2004 года Обществом не оплачивались.
Требования к оформлению счетов-фактур содержатся в статье 169 НК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Таким образом, одним из условий предъявления к вычету и возмещению из бюджета сумм НДС, уплаченных поставщикам, является представление счетов-фактур, предусмотренных статьей 169 НК РФ, оформленных с соблюдением установленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, в связи с чем в пунктах 5-6 указанной статьи установлены требования, соблюдение которых в силу пункта 2 этой же статьи обязательно для применения налоговых вычетов. Так, согласно пункту 6 статьи 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Вывод судов о соответствии счетов-фактур, на основании которых Обществом заявлены налоговые вычеты по НДС, требованиям пунктов 5 и 6 статьи 169 НК РФ является правильным.
Таким образом, Обществом выполнены условия, определенные Налоговым кодексом Российской Федерации, при которых оно вправе применить налоговый вычет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 20.02.01 N 3-П и в определениях от 25.07.01 N 138-О и от 08.04.04 N 168-О и 169-О, право на возмещение сумм НДС из бюджета предоставлено добросовестным налогоплательщикам для компенсации реально понесенных ими затрат по уплате налога поставщикам товаров (работ, услуг).
Конституционный Суд Российской Федерации в разъяснении определения от 08.04.04 N 169-О указал, что при обнаружении признаков фиктивности сделок, направленности их на уход от налогов, согласованности действий поставщиков и налогоплательщиков, предъявляющих налог к возмещению, необходимо выявлять, нет ли в действиях налогоплательщика признаков недобросовестности. Во всех подобных ситуациях налоговые органы и арбитражные суды вправе удостовериться в наличии или отсутствии злоупотребления предпринимателями субъективными правами.
Инспекция не представила в ходе судебного разбирательства в соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доказательств, свидетельствующих о недостоверности представленных для налогового вычета документов.
Доводы налогового органа относительно недобросовестности Общества - отсутствие собственных складских помещений, основных средств, реализация товара одному покупателю являются недостаточно обоснованными.
Указанные обстоятельства в силу главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не влияют на возникновение у налогоплательщика права на применение налоговых вычетов и возмещение НДС.
Поскольку в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика, то обязанность доказывать недобросовестность налогоплательщиков в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, возложена на налоговые органы.
Инспекция не представила в ходе судебного разбирательства доказательств недобросовестности Общества как налогоплательщика, наличия у заявителя и его контрагентов умышленной согласованности в действиях, направленной на неправомерное изъятие сумм НДС из бюджета путем создания схемы незаконного обогащения за счет бюджетных средств.
Фактически доводы кассационной жалобы Инспекции направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.10.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.06 по делу N А56-20959/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 21 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июня 2006 г. N А56-20959/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника