Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В.
судей: Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-782/2022 (УИД 02RS0003-01-2022-000948-52) по иску Путиной О.А. к Муниципальному казенному учреждению "Центр обеспечения жизнедеятельности учреждений социальной сферы" об отмене приказа об отстранении от работы, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула
по кассационной жалобе Путиной О.А. на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 4 мая 2022 г, с учетом определения Майминского районного суда Республики Алтай об устранении описки от 1 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 20 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, пояснения представителя Муниципального казенного учреждения "Центр обеспечения жизнедеятельности учреждений социальной сферы" Мельниковой Т.В, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Путина О.А. (далее по тексту Путина О.А, истец) обратилась в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению "Центр обеспечения деятельности учреждений социальной сферы" Муниципального образования "Майминский район" (далее по тексту - МКУ "Центр обеспечения деятельности учреждений социальной сферы" МО "Майминский район", МКУ "ЦОД УСС", ответчик) о признании незаконным и отмене приказа об отстранении от работы, восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.
В обоснование требований истец указала, что что приказом N от 7 октября 2021 г. она отстранена от работы без сохранения заработной платы. Данный приказ подписан не уполномоченным на то лицом, противоречит действующему законодательству и условиям трудового договора. С приказом она ознакомлена в день отстранения от работы, что нарушает порядок отстранения, установленный нормами Трудового кодекса Российской Федерации. Выполняемые ею обязанности в рамках трудового договора относятся к безопасным условиям труда. Ее профессия и вид деятельности отсутствуют в Перечне работ, связанных с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, при выполнении которых требуется обязательное проведение работникам профилактических прививок, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825. По мнению Путиной О.А, ее отстранение не соответствует положениям абзацев 6 и 7 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющих основания для отстранения работника от работы. Постановление главного санитарного врача по Республике Алтай от 26 июня 2021 г. N 34 не содержит мотивированного решения о признании истца носителем и источником распространения возбудителей инфекционных заболеваний, об отстранении именно истца, или работников определенных должностей конкретной организации, в которой работает истец. Само по себе указанное постановление не является нормативно-правовым актом, а является рекомендацией руководителям организаций обеспечить вакцинацию желающих ее пройти. Ни один федеральный закон не наделяет санитарных врачей субъектов полномочиями расширять или изменять список профессий и работников определенный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825.
Истец просила признать приказ N от 7 октября 2021 г. "Об отстранении от работы" не законным, не обоснованным и нарушающим ее конституционные права и законные интересы, обязать единственное лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица ФИО6 отменить приказ, восстановить ее в должности и произвести оплату вынужденного прогула в размере 110 825 рублей за период с октября 2021 г. по февраль 2022 г..
Решением Майминского районного суда Республики Алтай от 4 мая 2022 г, с учетом определения об исправлении описки от 1 июня 2022 г, отказано в удовлетворении исковых требований Путиной О.А. к Муниципальному казенному учреждению "Центр обеспечения деятельности учреждений социальной сферы" МО "Майминский район" о признании Приказа N от 7 октября 2021 г. "Об отстранении от работы" не законным, не обоснованным и нарушающим конституционные права и законные интересы истца, обязании единственного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица ФИО6 отменить приказ, восстановить в должности и произвести оплату вынужденного прогула в размере 110 825 рублей за период с октября 2021 года по февраль 2022 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 20 июля 2022 г. решение Майминского районного суда Республики Алтай от 4 мая 2022 г. оставлено без изменения.
Путиной О.А. на решение Майминского районного суда Республики Алтай от 4 мая 2022 г, с учетом определения Майминского районного суда Республики Алтай об устранении описки от 1 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 20 июля 2022 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятии нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Путина О.А, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явилась, сведений о причинах неявки не представила, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просила.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя Муниципального казенного учреждения "Центр обеспечения жизнедеятельности учреждений социальной сферы" Мельниковой Т.В, действующей на основании доверенности N от 10 ноября 2022 г, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предметом деятельности МКУ "Центр обеспечения деятельности учреждений социальной сферы" МО "Майминский район" является материально-техническое, хозяйственное обеспечение деятельности бюджетных учреждений социальной сферы, включая МБУ "Центр культуры и молодежной политики" МО "Майминский район".
На основании трудового договора от 9 января 2020 г. N Путина О.А. принята на работу в МКУ "Центр обеспечения деятельности учреждений социальной сферы" МО "Майминский район" на должность уборщика служебных помещений 1 разряда. Трудовым договором установлен режим работы Путиной О.А. в течение нормированной рабочей недели с 08:00 часов до 16:16 часов.
Из тарификационного списка работников МКУ "Центр обеспечения деятельности учреждений социальной сферы" МО "Майминский район" следует, что рабочим местом Путиной О.А. является районный дом культуры, по адресу: "адрес". МБУ "Центр культуры и молодежной политики" МО "Майминский район", расположенный по указанному адресу, представляет собой здание, в котором проходит деятельность культуры, располагаются Музей камня, кинотеатр, сцена. Всего штатным расписанием на районный дом культуры предусмотрено 3 уборщика служебных помещений. Из пояснений истца установлено, что к помещениям, закрепленным за ней, относились коридор, актовый зал, кинотеатр, всего около 500 кв.м, площади.
Согласно должностной инструкции уборщика служебных помещений 1 разряда МКУ "Центр обеспечения деятельности учреждений социальной сферы" МО "Майминский район", утвержденной директором 9 января 2020 г, с которой истец ознакомлена, в должностные обязанности Путиной О.А. входит осуществление уборки закрепленных за ней помещений, коридоров, лестниц, а также поддержание закрепленной территории в чистоте в течение рабочего дня; осуществление чистки, влажной уборки и дезинфицирования туалетных, гардеробных и других мест общего пользования; подметание или мойка в ручную или с помощью приспособлений стен, пола, оконных рам, стекол, дверных блоков; осуществление сбора мусора и других отходов, и их транспортировка в установленное место.
На основании Постановления главного государственного санитарного врача по Республике Алтай от 26 июня 2021 г. N34 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим оказаниям на территории Республики Алтай" МКУ "Центр обеспечения деятельности учреждений социальной сферы" МО "Майминский район" издан приказ от 5 июля 2021 г. N 26 "О проведении вакцинации против коронавируса".
В соответствии с приказом от 5 июля 2021 г. N 26 работникам учреждения предписано в срок до 30 июля 2021 г. пройти вакцинацию первым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции, в срок до 30 августа 2021 г. - вторым компонентом вакцины. Работникам учреждения, имеющим противопоказания к вакцинации от новой коронавирусной инфекции или прошедшим вакцинацию, необходимо представить подтверждающие документы.
Согласно листу ознакомления Путина О.А. ознакомлена с приказом МКУ "Центр обеспечения деятельности учреждений социальной сферы" МО "Майминский район" от 5 июля 2021 г. N 26.
17 сентября 2021 г. Путина О.С. представила на имя директора учреждения Есипова П.С. уведомление, в котором объяснила основания ее отказа от вакцинации.
Приказом МКУ "Центр обеспечения деятельности учреждений социальной сферы" МО "Майминский район" от 7 октября 2021 г. N Путина О.А. с 7 октября 2021 г. и до окончания периода эпиднеблагополучия либо до прохождения вакцинации отстранена от работы, в связи с отказом от профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции и не представлением работодателю документов, подтверждающих наличие медицинских противопоказаний для вакцинации. Данным приказом также установлено не начислять заработную плату Путиной О.А. за период ее отстранения от работы. С приказом истец была ознакомлена.
Разрешая спор, руководствуясь статьями 3, 15, 16, 76 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N157-ФЗ (в редакции от 2 июля 2021 г.) "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Национального календаря профилактических прививок, являющегося Приложением N1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 21 марта 2014 г. N125н, Постановлением главного государственного санитарного врача по Республике Алтай от 26 июня 2021 г. N34 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям на территории Республики Алтай, исходя из того, что истец находится в трудовых отношениях с организацией сферы культуры, выполняет работу, которая связана с высоким риском заболевания новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и требует обязательного проведения профилактических прививок, характер выполняемой Путиной О.А. работы не предусматривал возможность ее выполнения дистанционно, отстранение от работы является не правом, а обязанностью работодателя и возможно в случаях предусмотренных действующим законодательством, истец не прошла вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), отказалась от профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), не представила ответчику документы, подтверждающие прививочный статус или наличие медицинских противопоказаний для вакцинации, процедура и основания отстранения истца от работы ввиду отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских противопоказаний для ее проведения, работодателем были соблюдены, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения вышеуказанных исковых требований, а также производных требований о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы Путиной О.А. о том, что осуществляемая ею трудовая функция уборщика не входит в перечень работ, выполнение которых связано с риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, в связи с чем она не может быть отстранена от работы, суд апелляционное инстанции указал, что с момента отстранения Путиной О.А. от работы и на момент рассмотрения дела судом первой инстанции на территории Республики Алтай эпидемиологическая ситуация по распространению новой коронавирусной инфекции расценивалась как неблагополучная, Постановление главного государственного санитарного врача по Республике Алтай от 26 июня 2021 г. N34 продолжает действовать, у работодателя имелись законные основания для отстранения истца от работы без сохранения заработной платы в связи с отсутствием медицинского заключения о противопоказаниях к профилактической прививке или сведений о получении профилактической прививки.
Также суд апелляционной инстанции указал на то, что уведомлением от 17 сентября 2021 г. Путина О.А. письменно выразила свой отказ от получения профилактической прививки, в период времени с момента принятия работодателем приказа от 5 июля 2021 г. N 26 "О проведении вакцинации против коронавируса" до вынесения приказа от 7 октября 2021 г. N 36 "Об отстранении от работы" (более 3 месяцев), истец не прошла медицинского обследования и не представила работодателю медицинского заключения о противопоказаниях к профилактической прививке, суду не представлено результатов обследования с целью подтверждения доводов о наличии медицинских противопоказаний.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно- эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия, в том числе, давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50), выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).
Согласно, пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее по тексту - Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ)отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
В силу статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н (действовал до 30 декабря 2021 г.), после чего вступил в силу приказ Минздрава России от 6 декабря 2021 г. N 1122н.
Приказом Минздрава России от 9 декабря 2020 г. N 1307н в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Постановлением Правительства Республики Алтай от 18 марта 2020 г. г. N144-р "О введении режима "Повышенная готовность" и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Алтай" с 18 марта 2020 г. и до особо распоряжения на территории Республики Алтай введен режим повышенной готовности и мер по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (2019- nCov).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Республике Алтай N34 от 26 июня 2021 г. "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям" утверждены категории (группы) граждан, подлежащих обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), к которым относятся лица, работающие в сфере: культурных, выставочных, просветительских мероприятий, кинотеатров (пункт 1.1), а также работники организаций подведомственных органам власти осуществляющим деятельность на территории Республики Алтай (пункт 1.3).
Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Республики Алтай предписано в срок до 30 июля 2021 г. организовать проведение профилактических прививок первым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции, в срок до 30 августа. 2021 г. - вторым компонентом вакцины против новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 60% от общей численности работников, сотрудников.
Пункт 1 настоящего постановления не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с пунктом 8 Временных методическх рекомендаций Министерства здравоохранения РФ "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19" (п. 2).
Постановление Главного государственного врача по Республике Алтай N34 от 26 июня 2021 г. принято в связи с неблагополучной эпидемиологической ситуацией по заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Республики Алтай, на основании пункта 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N52-ФЗ, статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", приказа Минздрава России от 21 марта 2014 г. N125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям".
Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. N14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Из смысла приведенных норм в их системном толковании следует, что вакцинация от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Министерством здравоохранения Российской Федерации внесена в национальный календарь профилактических прививок, при этом прививки от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отнесены к профилактическим прививкам по эпидемическим показаниям, то есть проводятся гражданам, когда существует реальная угроза возникновения и распространения инфекционного заболевания, решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный санитарный врач Российской Федерации и главные санитарные врачи регионов, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача об обязательности вакцинации по эпидемическим показаниям отдельных граждан или категорий граждан (работников отдельных отраслей), то для работников, которые указаны в таком постановлении, вакцинация является обязательной.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 г. N1867-О).
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку рабочее место Путиной О.А. находится в районном доме культуры Муниципального бюджетного учреждения "Центр культуры и молодежной политики" МО "Майминский район", которое отнесено отнесена к сфере культуры, работники данной сферы подлежат вакцинации против новой коронавирусной инфекции, вакцинация против коронавируса по эпидемическим показаниям в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача по Республике Алтай от 26 июня 2021 г. N34 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям на территории Республики Алтай" для истца, при отсутствии противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), данных свидетельствующих о прохождении вакцинации ранее, до момента отстранения, а также имеющихся медицинских противопоказаниях к прививке от коронавируса, истцом не представлено.
Доводы кассационной жалобы о ненормативном характере постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Алтай от 26 июня 2021 г. N34 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) по эпидемическим показаниям на территории Республики Алтай" подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Из содержания вышеуказанного постановления Главного государственного санитарного врача по Республике Алтай следует, что оно принято в целях реализации прав граждан на охрану здоровья и усиления мероприятий по предупреждению заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) населения Республики Алтай, устанавливает обязательные правила поведения для групп граждан, указанных в постановлении, в силу вышеприведенных правовых норм издано лицом уполномоченным на вынесение мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Таким образом, указанное постановление содержит обязательные правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений и влекущие правовые последствия для неограниченного круга лиц.
Доводы кассационной жалобы истца, в которой она ссылается на то, что выполняемая ею работа в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N825, не включена, нормы закона в части проведения иммунизации не распространяются на работодателя, основаны на неверном толковании и применении положений действующего законодательства, учитывая, что действовавший в спорный период Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, содержит указание о прививке против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 в отношении категории граждан, в которую входят работники организаций в сфере: культурных, выставочных, просветительских мероприятий, кинотеатров, а также работники организаций подведомственных органам власти осуществляющим деятельность на территории Республики Алтай, требование прохождения работниками вакцинации.
Отстранение от работы является не правом, а обязанностью работодателя, что вытекает из статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Вакцинация направлена исключительно на защиту здоровья и жизни граждан, на обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки.
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.
Доводы заявителя о том, что приказ о ее отстранении от работы подписан неуполномоченным на то исполняющим обязанности директора МКУ "Центр обеспечения деятельности учреждений социальной сферы" МО "Майминский район" ФИО8 не могут повлечь отмену обжалуемых судебных постановлений, поскольку, как следует из материалов дела, Управлением по трудовым и социальным вопросам Администрации муниципального образования "Майминский район", согласно Уставу Муниципального казенного учреждения "Центр обеспечения деятельности учреждений социальной сферы" МО "Майминский район" являющегося учредителем ответчика, приказом N от 17 сентября 2021 г. в связи с ежегодным отпуском директора ФИО14. на заместителя директора МКУ "Центр обеспечения деятельности учреждений социальной сферы" МО "Майминский район" возложено исполнение обязанностей директора МКУ "Центр обеспечения деятельности учреждений социальной сферы" МО "Майминский район"
Иные доводы кассационной жалобы также не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств, равно как и отличное от судебных инстанций толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судами нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на законность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов и направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений, принятых по настоящему делу в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Майминского районного суда Республики Алтай от 4 мая 2022 г, с учетом определения Майминского районного суда Республики Алтай об устранении описки от 1 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай от 20 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Путиной О.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.