Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Анфаловой Е.В.
судей Рассказовой Г.В, Фофонова А.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зверевой А.С, помощником судьи Дебуновой Ю.В.
рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "ПРОФЭКСПЕРТ" о разъяснении порядка и способа исполнения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2020 г. по административному делу N 3а-2/2020 (УИД 07OS0000-01-2019-000043-62) по административному исковому заявлению Карова А.А. к Правительству Кабардино-Балкарской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Заслушав доклад судьи Анфаловой Е.В, судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции
установила
Каров А.А. обратился в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики с административным исковым заявлением к Правительству Кабардино-Балкарской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Решением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 июня 2020 г. административные исковые требования Карова А.А. удовлетворены частично: в отношении объекта недвижимости - здания склада, общей площадью 549, 40 кв.м, кадастровый номер N:186, расположенного по адресу: "адрес", установлена кадастровая стоимость в размере 1 993 503 рубля по состоянию на 7 июля 2015 г.; в отношении объекта недвижимости - навеса, общей площадью 1384, 60 кв.м, кадастровый номер N:190, расположенного по адресу: "адрес", установлена кадастровая стоимость в размере 4 589 142 рубля по состоянию на 7 июля 2015 г.; в части удовлетворения требований об оспаривании кадастровой стоимости навеса, общей площадью 2334, 20 кв.м, с кадастровым номером N:184, расположенного по адресу: "адрес", отказано; указано, что датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости надлежит считать 26 августа 2019 г.; с Правительства Кабардино-Балкарской Республики в пользу административного истца Карова А.А. взысканы судебные расходы в сумме 13 000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2020 г. решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 июня 2020 г. отменено в части отказа в удовлетворении требований Карова А.А. об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N:184, в указанной части принято новое решение, которым административное исковое заявление в указанной части удовлетворить частично: установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N:184, навес, назначение нежилое, общей площадью 2334, 20 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере рыночной стоимости по состоянию на 7 июля 2015 г. в размере 2 775 000 рублей; указано, что решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N:184, датой обращения с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N:184 считать дату обращения Карова А.А. в суд 26 августа 2019 г.; в остальной части решение суда оставлено без изменения; с Правительства Кабардино-Балкарской Республики в пользу общества с ограниченной ответственностью "ПРОФЭКСПЕРТ" взысканы расходы по проведению судебной экспертизы в сумме 44 800 рублей.
Определением Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 13 апреля 2022 г. разъяснено, что присужденная апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2020 г. ООО "ПРОФЭКСПЕРТ" сумма подлежит взысканию с административного ответчика - Правительства Кабардино-Балкарской Республики за счет казны Кабардино-Балкарской Республики.
15 апреля 2022 г. был выдан исполнительный лист, который предъявлен ООО "ПРОФЭКСПЕРТ" к исполнению в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики. Исполнительный лист возвращен без исполнения
Определением судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 29 августа 2022 г. заявление ООО "ПРОФЭКСПЕРТ" о разъяснении порядка и способа исполнения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2020 г. возвращено подателю.
ООО "ПРОФЭКСПЕРТ" обратилось в Третий апелляционный суд общей юрисдикции с заявлением о разъяснении порядка и способа исполнения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2020 г, указав в обоснование требований, что после вынесения определения судьей Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 13 апреля 2022 г. о разъяснении порядка и способа исполнения апелляционного определения от 16 декабря 2020 г, обратилось с выданным исполнительным листом в Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики. Финансовым органом субъекта Российской Федерации исполнительный лист был возвращен с указанием на невозможность его исполнения ввиду отсутствия у должника Правительства Кабардино-Балкарской Республики лицевых счетов получателей бюджетных средств.
Определением от 25 ноября 2022 г. заявление ООО "ПРОФЭКСПЕРТ" принято к производству суда, при этом учтено, что обращение с данным заявлением основано на обстоятельствах возникших после 13 апреля 2022 г.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения заявления ООО "ПРОФЭКСПЕРТ" извещены в соответствии с требованиями главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
ООО "ПРОФЭКСПЕРТ", Правительство Кабардино-Балкарской Республики, Каров А.А. просили рассмотреть заявление без их участия.
Иные лица, участвующие в деле, о причинах неявки не уведомили, ходатайств об отложении не заявили.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть заявление о разъяснении порядка и способа исполнения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2020 г. в отсутствии лиц, участвующих в деле.
Судебная коллегия, изучив материалы настоящего административного дела, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Статьей 185 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в случае неясности решения суд, принявший его, по заявлению лиц, участвующих в деле, вправе разъяснить решение суда, не изменяя при этом его содержания. Указанные правила в силу разъяснений пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 г. N5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" подлежат применению и к апелляционным определениям.
По правилам части 1 статьи 189 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, рассмотревший административное дело, вправе изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно части 1 статьи 355 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае неясности требования, содержащегося в исполнительном документе, или неясности способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, принявший судебный акт, с заявлением о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.
Закон не содержит перечня оснований для изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливает критерии их определения. Изменение способа исполнения решения суда может заключаться в определенной трансформации первоначального способа исполнения решения суда и допускается только при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение либо свидетельствующих о невозможности исполнить решение суда тем способом, который указан в решении суда.
Указанные обстоятельства подлежат установлению в каждом конкретном случае на основании представленных доказательств и с учетом интересов сторон. При этом следует учесть, что изменение способа и порядка исполнения не может изменить содержания постановленного решения и выходить за пределы разрешенных судом исковых требований.
Обращаясь в суд, взыскатель ООО "ПРОФЭКСПЕРТ" указало на невозможность исполнения судебного акта о взыскании с Правительства Кабардино-Балкарской Республики судебных расходов в связи с отсутствием у него лицевых счетов, открытых ему как получателю средств бюджетной субъекта Российской Федерации, а также отсутствием статуса юридического лица Данные доводы подтверждены документально - письмом Министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики от 1 июля 2022 г.
Поскольку в настоящем случае имеются обстоятельства препятствующие исполнению судебного акта, судебная коллегия полагает необходимым изменить порядок и способ его исполнения для обеспечения принципа обязательности судебного акта, что соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2021 г. N37-П.
В названном постановлении Конституционный суд Российской Федерации указал, оспариваемые положения по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой в системе действующего правового регулирования, не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 8, 17 (часть 3), 19 (часть 1) и 35 (части 1 - 3) во взаимосвязи со статьями 46 и 55 (часть 3), в той мере, в какой они исключают возможность исполнения судебного решения о возмещении судебных расходов, присужденных решением суда в связи с признанием незаконными действий (бездействия) органа государственной власти (государственного органа), у которого отсутствует лицевой счет в органах Федерального казначейства.
Впредь до внесения указанных изменений в целях обеспечения в соответствии с действующим бюджетным законодательством исполнимости судебного акта по делу о взыскании судебных расходов в связи с признанием незаконными действий (бездействия) органа государственной власти (государственного органа) или его должностных лиц правоприменительным органам следует исходить из необходимости изменения судом по заявлению взыскателя способа и порядка исполнения такого судебного акта путем привлечения к субсидиарной ответственности вышестоящего по отношению к должнику органа государственной власти, имеющего лицевой счет в органах Федерального казначейства.
Судебная коллегия учитывает положения статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, разъяснения абзаца 7 пункта 14 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 мая 2019 г. N13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", согласно которым исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции также полагает необходимым отметить, что согласно статье 1 Закон Кабардино-Балкарской Республики от 20 февраля 1999 г. N5-РЗ "О Правительстве Кабардино-Балкарской Республик" Правительство Кабардино-Балкарской Республики является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики
В соответствии со статьей 40 названного закона содержание Правительства Кабардино-Балкарской Республики и органов при Правительстве Кабардино-Балкарской Республики осуществляется за счет республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
Расходы на содержание Правительства Кабардино-Балкарской Республики и органов при Правительстве Кабардино-Балкарской Республики определяются в республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики отдельной статьей.
Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 7 декабря 2011 г. N367-ПП "О Министерстве финансов Кабардино-Балкарской Республики" утверждено Положение о Министерстве финансов Кабардино-Балкарской Республики, согласно пункту 1 которого Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики является исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, банковской деятельности, государственного долга, финансового обеспечения государственной гражданской службы, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции по осуществлению отдельных полномочий по исполнению бюджетов муниципальных образований Кабардино-Балкарской Республики.
Пунктом 4.3 Положения установлено, что Министерство осуществляет исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики; исполнение в соответствии со статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации судебных актов по искам о взыскании с Правительства Кабардино-Балкарской Республики денежных средств за счет государственной казны Кабардино-Балкарской Республики, включая оплату исполнительных документов.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 11 июля 2017 г. N20-П, из права на судебную защиту вытекает общий принцип, в силу которого правосудие нельзя было бы признать отвечающим требованиям равенства и справедливости, если расходы, понесенные в связи с судебным разбирательством, ложились бы на лицо, вынужденное прибегнуть к этим расходам в рамках судебного механизма обеспечения принудительной реализации своих прав, свобод и законных интересов. При этом не исключается дифференциация федеральным законодателем правил распределения судебных расходов, которые могут иметь свою специфику, в частности в зависимости от объективных особенностей конкретных судебных процедур и лежащих в их основе материальных правоотношений.
С учетом изложенного, в связи с отсутствием у административного ответчика - Правительства Кабардино-Балкарской Республики лицевых счетов, суд апелляционной инстанции, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15 июля 2021 г. N37-П, полагает необходимым разъяснить, что исполнение судебного акта осуществляется за счет средств казны республики Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что в настоящих судебных актах речь не идет о взыскании бюджетных денежных средств, а об обеспечении исполнения судебных актов, в связи с чем отсутствует нарушение процессуальных прав Министерства финансов Республики. Данный принцип обязательности судебных актов гарантирован Конституцией Российской Федерации, Кодексом административного судопроизводства, иными федеральными, федеральными конституционными закона.
Руководствуясь положениями статей 185, 358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Заявление общества с ограниченной ответственностью "ПРОФЭКСПЕРТ" удовлетворить.
Разъяснить, что апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2020 г. по административному делу по административному исковому заявлению Карова А.А. к Правительству Кабардино-Балкарской Республики, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кабардино-Балкарской Республике об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в части взыскания с Правительства Кабардино-Балкарской Республики в пользу общества с ограниченной ответственностью "ПРОФЭКСПЕРТ" расходов по проведению судебной экспертизы в сумме 44 800 рублей подлежит исполнению Министерством финансов Кабардино-Балкарской Республики за счет казны Кабардино-Балкарской Республики.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ, в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 декабря 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.