Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 сентября 2006 г. N А56-48186/2004
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 января 2006 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 августа 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Зубаревой Н.А., Хохлова Д.В.,
при участии от государственного образовательного учреждения "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа N 195 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" Секушина С.В. (доверенность от 28.08.06), от Санкт-Петербургской таможни Екимовой Д.А. (доверенность от 22.12.05 N 06-21/19721) и Смирновой О.А. (доверенность от 22.12.05 N 06-21/19724),
рассмотрев 29.08.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.06 по делу N А56-48186/2004 (судья Алешкевич О.А.),
установил:
Государственное образовательное учреждение "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа N 195 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Санкт-Петербургской таможни (далее - таможня) от 15.04.05 N 0110/03/342п о взыскании задолженности по уплате таможенных платежей и пеней за счет имущества учреждения.
Решением суда первой инстанции от 13.04.05, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.10.05, учреждению отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением кассационной инстанции от 13.01.06 решение от 13.04.05 и постановление апелляционного суда от 06.10.05 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении учреждение уточнило заявленные требования и просит признать недействительными требование таможни от 03.10.03 N 0110/03/068, решения от 04.11.03 N 0110 и от 15.04.04 N 0110/03/342п, кроме того восстановить срок подачи заявления об оспаривании ненормативных правовых актов таможни. Арбитражный суд, руководствуясь частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, восстановил срок подачи заявления.
Решением суда от 05.04.06 заявление учреждения удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить решение суда первой инстанции от 05.04.06, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Таможня указывает на то, что учреждение получало гуманитарный груз, а следовательно, у него возникла обязанность уплачивать таможенные платежи в связи с нецелевым использованием товаров.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель учреждения просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, указав на его правомерность и обоснованность.
Представители сторон, извещенных в установленном порядке о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в 2002 году учреждение как получатель и декларант оформило в таможне грузовую таможенную декларацию (далее - ГТД) N 10210120/220102/0000452 с целью ввоза из Германии на таможенную территорию Российской Федерации гуманитарной помощи (одежда и обувь, бывшие в употреблении) весом 11 773 кг с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей.
В ходе проверки Северо-Западным таможенным управлением целевого использования товаров, условно выпущенных по указанной ГТД, установлено, что гуманитарный груз использован в целях, отличных от тех, в связи с которыми предоставлены льготы (акт проверки от 02.07.03 N 10200000/02072003/00085).
По результатам проверки таможня направила учреждению требование от 03.10.03 N 0110/03/068 об уплате 296 582 руб. 84 коп. таможенных платежей и 125 019 руб. 55 коп. пеней в срок не позднее 13.10.03. В связи с неисполнением требования таможня приняла в отношении учреждения решение от 04.11.03 N 0110 о взыскании 426 664 руб. 07 коп. таможенных платежей и пеней за счет денежных средств организации на счетах в банке.
Поскольку денежные средства на счетах заявителя отсутствовали, таможней принято решение от 15.04.04 N 0110/03/342п о взыскании с учреждения 450 627 руб. 97 коп. за счет его имущества.
Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.99 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" (далее - Закон) гуманитарная помощь представляет собой вид безвозмездной помощи, предоставляемой для оказания медицинской и социальной помощи малообеспеченным, социально незащищенным, пострадавшим от стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий группам населения, для ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий, расходы на транспортировку, сопровождение и хранение указанной помощи.
В статье 4 Закона указано, что контроль за целевым использованием безвозмездной помощи (содействия) ее получателем осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при обязательном участии в этом контроле соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случае нецелевого использования безвозмездной помощи (содействия) ее получатель, использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам.
В силу статьи 29 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование указанных товаров и транспортных средств (распоряжение ими) в иных целях допускается с разрешения таможенного органа Российской Федерации при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных названным Кодексом и иными актами законодательства Российской Федерации.
По смыслу приведенных правовых норм обязанность по уплате таможенных платежей может быть возложена на учреждение только в том случае, если гуманитарная помощь получена и использована им в целях, отличных от указанных в статье 1 Закона.
Бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия таможней оспариваемого решения, возлагается на таможенный орган (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд должным образом оценил доводы заявителя о том, что гуманитарная помощь им не получена, так как оформлена незаконно по поддельной подписи директора учреждения (мошенничество). В связи с этим по данному факту районной прокуратурой в отношении неустановленного лица возбуждено уголовное дело N 804398 по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации. Указанные обстоятельства подтверждаются документально. Кроме того, в рамках уголовного дела N 804398 учреждение признано потерпевшим.
Таким образом таможня не доказала фактическое получение заявителем гуманитарной помощи и, как следствие, наличие у него возможности использовать соответствующие товары тем или иным образом. Доводы жалобы в этой части направлены на переоценку материалов дела, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная инстанция не находит нарушений судом положений части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и считает доводы жалобы в этой части также несостоятельными, так как арбитражный суд первой инстанции мотивировал свой вывод относительно заявленного учреждением ходатайства о восстановлении срока подачи заявления об оспаривании ненормативных правовых актов таможни в соответствии с главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.04.06 по делу N А56-48186/2004 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Н. Малышева |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 сентября 2006 г. N А56-48186/2004
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника