Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 ноября 2006 г. N А56-862/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 апреля 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Клириковой Т.В. и Самсоновой Л.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по N 25 по Санкт-Петербургу Конакиной А.И. (доверенность от 09.10.2006 N 20-05/27108),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2006 (судья Исаева И.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2006 (судьи Фокина Е.А., Масенкова И.В., Старовойтова О.Р.) по делу N А56-862/2006,
установил:
Закрытое акционерное общество "ПНТ-ГСМ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (после уточнения требований) о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга, правопреемником которой является Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция), выразившегося в неначислении процентов на несвоевременно возвращенную сумму налога на добавленную стоимость по декларации за май 2004 года по экспортным операциям, и обязании налоговой инспекции принять решение о начислении предусмотренных пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) процентов в сумме 1 425 538 руб. с направлением заключения об их выплате Обществу в орган федерального казначейства.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2006 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2006 решение суда от 18.04.2006 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права. Податель жалобы утверждает об отсутствии оснований для начисления и выплаты Обществу из бюджета процентов, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ. По его мнению, предусмотренные пунктом 4 статьи 176 НК РФ проценты не подлежат начислению и выплате налогоплательщику, если налоговым органом вынесено решение об отказе налогоплательщику в возмещении налога на добавленную стоимость в установленный налоговым законодательством трехмесячный срок. Если такое решение налогового органа признано судом недействительным, после вступления в законную силу решения суда у налогоплательщика возникает право на возмещение налога, а у налогового органа - обязанность возместить его путем возврата или зачета. Податель жалобы также считает, что налоговые органы лишь контролируют правильность исчисления и уплаты налогов в бюджет, поэтому не имеют источника для выплаты из бюджета предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ процентов.
Закрытое акционерное общество "ПНТ-ГСМ" о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы налоговой инспекции, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, установила следующее.
Общество 21.06.2004 представило в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за май 2004 года с документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ, которые, по мнению Общества, подтверждают его право на возмещение из бюджета 9 943 684 руб. налога на добавленную стоимость.
До вынесения налоговым органом предусмотренного пунктом 4 статьи 176 НК РФ решения о возмещении (отказе в возмещении) налога на добавленную стоимость из бюджета налогоплательщик направил в налоговую инспекцию заявление от 30.06.2004 N 362/2004 о возмещении указанной в декларации суммы налога путем ее возврата на расчетный счет. Заявление получено налоговым органом 30.06.2004 (л.д. 13).
Налоговая инспекция провела камеральную проверку полученных документов, по результатам которой приняла решение от 14.09.2004 N 0409266 об отказе Обществу в возмещении из бюджета 9 943 684 руб. налога на добавленную стоимость.
Общество обжаловало решение налогового органа в арбитражный суд. В заявлении, поданном в суд, Общество просило признать решение налогового органа недействительным с возложением на налоговый орган обязанности возместить из бюджета 9 943 684 руб. налога на добавленную стоимость путем возврата на расчетный счет налогоплательщика.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2005 по делу N А56-43861/04, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2005, заявленные Обществом требования удовлетворены. Суд обязал налоговый орган возместить Обществу из бюджета 9 943 684 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за май 2004 года по экспортным операциям путем возврата на расчетный счет Общества. Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.01.2006 судебные акты по делу N А56-43861/04 оставлены без изменения.
Исполняя вступившее в законную силу решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2005 по делу N А56-43861/04, налоговая инспекция приняла решение о возврате Обществу из бюджета соответствующей суммы налога и на основании этого решения оформила заключение от 28.11.2005 N 5328 об исполнении решения о возврате, которое направила в Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Санкт-Петербургу.
Платежным поручением от 28.11.2005 N 338 (л.д. 15) Обществу возвращено из бюджета 9 943 684 руб.
Необоснованный отказ налогового органа решением от 14.09.2004 в возмещении Обществу из бюджета 9 943 684 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за май 2004 года путем возврата на расчетный счет налогоплательщика привел к нарушению установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ сроков его возврата. Несмотря на это, при вынесении решения и направлении в отделение федерального казначейства заключения о возврате суммы налога налоговый орган в нарушение требований пункта 4 статьи 176 НК РФ не начислил на подлежащую возврату налогоплательщику сумму налога проценты, предусмотренные пунктом 4 статьи 176 НК РФ, не включил сумму процентов в заключение о возврате суммы налога из бюджета.
Названные обстоятельства явились основанием для обращения Общества в арбитражный суд с жалобой на незаконное бездействие налогового органа и требованием возложить на налоговый орган обязанность начислить и обеспечить выплату из бюджета 1 425 538 руб. процентов за несвоевременный возврат налога.
Суды первой и апелляционной инстанций подтвердили законность требований Общества, и кассационная инстанция считает принятые по данному делу решение и постановление судов законными и обоснованными.
Условия и порядок возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного организацией-экспортером поставщикам товарно-материальных ценностей, изложены в пункте 4 статьи 176 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 176 НК РФ возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов. В течение этого срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки и пеней по налогу, недоимки и пеней по иным налогам, а также задолженности по присужденным налоговым санкциям, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, суммы, подлежащие возмещению, засчитываются в счет текущих платежей по налогу и (или) иным налогам и сборам, подлежащим уплате в тот же бюджет, а также по налогам, уплачиваемым в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и в связи с реализацией работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, по согласованию с таможенными органами либо подлежат возврату налогоплательщику по его заявлению.
В абзаце десятом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано на обязанность налогового органа при наличии заявления налогоплательщика принять решение о возврате сумм налога из бюджета не позднее последнего дня трехмесячного срока и в этот же срок направить это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства.
Таким образом, при полноте комплекта документов, представленных налогоплательщиком в налоговый орган в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 165 НК РФ, правильном их оформлении, достоверности сведений, указанных в декларации и приложенных к ней документах, отсутствии оснований, установленных в пункте 4 статьи 176 НК РФ, для зачета разницы, образовавшейся в результате превышения суммы налоговых вычетов общей суммы налога, исчисленной по соответствующим операциям, наличия заявления налогоплательщика, налоговый орган обязан принять решение о возмещении этой разницы путем ее возврата из бюджета.
Возврат сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
При нарушении установленных в пункте 4 статьи 176 НК РФ вышеперечисленных сроков на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику согласно его заявлению на расчетный счет, в абзаце двенадцатом пункта 4 статьи 176 НК РФ предусмотрено начисление и выплата налогоплательщику из бюджета процентов, исчисленных, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Эти проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за неоправданную задержку в возможности использования принадлежащих Обществу по праву денежных средств, вызванную несвоевременным возвратом из бюджета подлежащей возмещению в порядке пункта 4 статьи 176 НК РФ суммы налога.
Признание судом недействительным решения налогового органа об отказе (полностью или частично) в возмещении налогоплательщику налога из бюджета свидетельствует о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение. Последствием вынесения налоговым органом незаконного решения является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств.
В данном случае вступившими в законную силу судебными актами подтвержден факт незаконного невозмещения налоговым органом Обществу налога на добавленную стоимость из бюджета путем возврата на его расчетный счет в сроки, установленные пунктом 4 статьи 176 НК РФ.
Поэтому является правильным вывод судов о том, что на своевременно не возвращенную сумму налога налоговой инспекцией должны быть начислены предусмотренные пунктом 4 статьи 176 НК РФ проценты и обеспечены условия их получения налогоплательщиком за счет средств бюджета путем направления соответствующего заключения в орган федерального казначейства об их выплате.
Неисполнение налоговым органом обязанности принять решение о выплате Обществу процентов и ненаправление его органу федерального казначейства для исполнения является основанием для обжалования налогоплательщиком бездействия налогового органа в арбитражном суде путем подачи соответствующего заявления.
Признание судом незаконным бездействия налогового органа влечет возложение на него обязанности совершить предусмотренные законом действия.
Довод налоговой инспекции о том, что сроки возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета не нарушены, так как решение об отказе в возмещении налога принято в трехмесячный срок, отклоняется кассационной инстанцией.
Предусмотренные пунктом 4 статьи 176 НК РФ проценты начисляются на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, а также при наличии письменного заявления налогоплательщика о возврате налога. Эта правовая позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 10848/04, от 29.11.2005 N 7528/05, от 19.04.2006 N 14471/05, от 06.06.2006 N 1363/06.
Максимальный срок может быть равен трем месяцам со дня подачи декларации с необходимыми документами плюс восемь дней, предусмотренных для получения казначейством решения налогового органа, плюс две недели, отведенные казначейству для перечисления соответствующих сумм на счет налогоплательщика.
То есть проценты подлежат начислению при нарушении совокупности сроков, определенных пунктом 4 статьи 176 НК РФ для налоговых органов и органов федерального казначейства.
В данном случае декларация по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов поступила в налоговый орган 21.06.2004, заключение о возврате налога направлено налоговым органом в казначейство 28.11.2005, возврат налога произведен 28.11.2005.
Налоговый орган необоснованно не учитывает, что принятое им 14.09.2004 решение об отказе в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость по декларации за май 2004 года признано недействительным вступившим в законную силу решением суда. Вынесение незаконного решения означает нарушение установленных в пункте 4 статьи 176 НК РФ сроков возврата подлежащей возмещению Обществу из бюджета суммы налога на добавленную стоимость и является основанием для начисления соответствующей суммы процентов.
Спор по расчету подлежащей выплате суммы процентов между сторонами отсутствует.
Довод налогового органа об отсутствии у него источника выплаты процентов за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость обоснованно не принят во внимание судами. Налоговый орган лишь начисляет проценты, выносит решение об их выплате налогоплательщику и на основании этого решения направляет в органы федерального казначейства заключение о выплате процентов. Выплату процентов осуществляют органы федерального казначейства за счет средств федерального бюджета.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального права не нарушены, оснований для отмены принятых по данному делу решения и постановления судов и удовлетворения жалобы налоговой инспекции у кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.04.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2006 по делу N А56-862/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 ноября 2006 г. N А56-862/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника