Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 февраля 2007 г. N А56-4702/2005
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июля 2006 г.
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 декабря 2005 г.
См. также предыдущее рассмотрение дела:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 марта 2005 г.
постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 августа 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Бухарцева С.Н., Хохлова Д.В.,
при участии от государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга Качиной Т.А. (доверенность от 22.05.2006 N 09-19/11), от открытого акционерного общества "Салолин" Казаковцевой С.В. (доверенность от 10.01.2007 N 1-15/2),
рассмотрев 28.02.2007 в открытом судебном заседании (после перерыва, объявленного 27.02.2007) кассационную жалобу открытого акционерного общества "Салолин" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2006 по делу N А56-4702/2005 (судьи Масенковой И.В., Згурской М.Л., Семиглазова В.А.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (далее - Фонд) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Салолин" (далее - Общество) 72 653 руб. 48 коп. штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Решением суда от 17.03.2005 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.08.2005 решение суда от 17.03.2005 отменено, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела решением суда от 27.12.2005 требования Фонда частично удовлетворены. Суд взыскал с Общества в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 5 982 руб. 12 коп. штрафа. В удовлетворении остальной части заявленных требований суд отказал.
Постановлением апелляционного суда от 20.11.2006 решение от 27.12.2005 отменено. Суд взыскал с Общества в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 72 653 руб. 48 коп. штрафа.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить постановление от 20.11.2006, оставить в силе решение от 17.03.2006. По мнению подателя жалобы, апелляционный суд не применил статью 81 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) освобождающую его от ответственности за данное правонарушение, а также статью 109 НК РФ, исключающую возможность привлечения Общества к ответственности по причине отсутствия вины в допущенных нарушениях.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, дополнительно пояснив, что Фонд не направлял Обществу уведомление об исправлении ошибок в сентябре 2004, чем нарушил порядок привлечения к ответственности. Представитель Фонда возражал против удовлетворения жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов, Общество, являясь страхователем в системе обязательного пенсионного страхования, представило 27.02.2004 в Фонд сведения о работающих у него застрахованных лицах за 2003 год, в том числе ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ-11) и индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах застрахованного лица (формы СЗВ-4-1, СЗВ-4-2).
Фонд провел документальную проверку представленных страхователем документов за 2003 год. В ходе проверки Фондом выявлены неточности в представленных сведениях, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, при формировании индивидуальных сведений по страховым взносам за 2003 год, что послужило основанием для направления Обществу уведомления от 01.03.2004 (лист дела 35) о необходимости их устранения в двухнедельный срок с момента получения уведомления.
Общество необходимые сведения в Фонд в двухнедельный срок не представило, но в апреле 2004 года им были направлены документы, подтверждающие внесение исправлений в индивидуальные сведения по 6 сотрудникам о суммах страховых взносов, начисленных за 2003 год: протокол к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 01.03.2004 N 6415 (лист дела 16) и объяснительная записка от 21.04.2004 N 1-7/33 (лист дела 36).
По результатам проверки поступивших документов, Фонд составил акт от 27.08.2004 N 123, в котором указал на наличие расхождений в суммах начисленных страховых взносов, указанных Обществом в декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2003 год, и в сведениях, представленных в Фонд для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (протоколе к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 01.03.2004 N 6415). Обществу предложено представить уточненную декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2003 год.
Общество, в сентябре 2004 года представило в Фонд уточненную декларацию (с отметкой налогового органа, листы дела 23-27), а также объяснительную записку (листы дела 17-18), из которой следует, что в индивидуальных сведениях о суммах начисленных работникам Общества страховых взносов за 2003 год, представленных 27.02.2004, были неправильно указаны суммы взносов в отношении 66 работников. Кроме того, не были направлены сведения о 6 застрахованных лицах.
Исследовав все поступившие от Общества документы, Фонд пришел к выводу, что Общество 27.02.2004 представило недостоверные и неполные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Результаты проверки отражены в акте от 04.10.2004 N 128 (лист дела 12), на основании которого принято решение от 25.10.2004 N 128 (лист дела 19) о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания 72 653 руб. 48 коп. штрафа.
На основании решения Фонд направил Обществу требование от 25.10.2004 N 128 об уплате штрафа в десятидневный срок с момента его получения.
Поскольку Общество требование в установленный срок не исполнило, то Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции взыскал с Общества 5 982 руб. 12 коп штрафных санкций, отказав в удовлетворении остальной части заявления Фонда со ссылкой на пропуск срока давности взыскания штрафных санкций, установленного статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, установив, что в действиях Общества содержится состав правонарушения, предусмотренный статьей 17 Закона N 27-ФЗ и посчитав ошибочным вывод суда первой инстанции о пропуске срока давности взыскания штрафных санкций, отменил решение суда от 27.12.2005 и удовлетворил заявление Фонда о взыскании штрафных санкций в полном объеме.
Кассационная инстанция считает, что постановление апелляционной инстанции от 20.11.2006 подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Закон N 27-ФЗ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Законом N 167-ФЗ установлены правовые основы и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Согласно статьей 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
На основании статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь обязан представлять один раз в год (но не позднее первого марта следующего года) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже каждого работающего у него застрахованного лица, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов и другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
В соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление указанных сведений в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанная сумма взыскивается органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
При новом рассмотрении дела суд апелляционной инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела. Суд обоснованно исходил из того, что при подготовке в сентябре 2004 года уточненной декларации по страховым взносам за 20.03 год Общество выявило факт представления 27.02.2004 в Фонд недостоверных сведений по 66 застрахованным лицам и непредставления сведений по 6 лицам, о чем Общество сообщило в Фонд 22.09.2004 в объяснительной записке. Эти нарушения, обнаруженные Обществом в сентябре 2004 года, ранее не выявлялись. Факт совершения Обществом указанных нарушений зафиксирован в акте проверки от 04.10.2004, на основании которого принято решение Фонда от 25.10.2004 N 128 о привлечении Общества к ответственности и предъявлен ко взысканию штраф в рамках данного дела.
Однако суд апелляционной инстанции не учел следующее.
В соответствии с пунктом 29 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательно пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 (далее - Инструкция) в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган формах документов персонифицированного учета страхователь в 2-недельный срок представляет исправленные формы.
Согласно пункту 35 Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.
Согласно пункту 36 Инструкции страхователь в 2-недельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки устраняет их и представляет в территориальные орган уточненные данные.
Из содержания данных пунктов Инструкции следует, что в случае выявления расхождения между представленными страхователем индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки, Фонд направляет страхователю уведомление об этом с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
Из материалов дела видно, что Фонд в сентябре-октябре 2004 года не направлял Обществу уведомление о выявленных расхождениях между представленными страхователем индивидуальными сведениями и результатами проверки с указанием срока их исправления.
Поскольку Фонд в нарушение пункта 35 Инструкции не уведомил страхователя о выявленных расхождениях между представленными страхователем в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальными сведениями и результатами проверки и не предложил устранить допущенные ошибки, то ссылка суда апелляционной инстанции на то, что допущенные неточности исправлены страхователем спустя два месяца после вынесения решения о привлечении к ответственности является неправомерной, поскольку иной срок для устранения нарушений Фондом установлен не был.
Таким образом, Фонда нарушил порядок привлечения страхователя к ответственности. Обществу не были обеспечены условия для реализации обязанности по представлению надлежащих сведений в порядке, предусмотренном разделом V Инструкции.
Поскольку органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют привлечение страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, то как указал Конституционный суд Российской Федерации в определении от 12.07.2006 N 267-О по смыслу положений статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган обязан информировать налогоплательщика об обнаруженных ошибках при заполнении документов и налоговых правонарушениях и требовать от него соответствующих объяснений до вынесения руководителем налогового органа решения о привлечении к налоговой ответственности.
В силу пункта 1 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Поскольку решение от 25.10.2004 N 128 о взыскании штрафных санкций с Общества принято Фондом с нарушением порядка привлечения к ответственности, предусмотренного Инструкцией и Налоговым кодексом Российской Федерации, то у суда не имелось оснований для взыскания с Общества штрафа.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции сделал ошибочный вывод об удовлетворении требования Фонда о взыскании штрафных санкций с Общества, в связи с чем постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене. По этим же основаниям подлежит отмене решение суда от 27.12.2005 в части удовлетворения требования Фонда о взыскании с Общества 5 982 руб. 12 коп. штрафных санкций.
Ошибочный вывод суда первой инстанции о пропуске Фондом срока обращения в суд с требованием о взыскании 66 671 руб. 36 коп. штрафа за представление недостоверных сведений необходимых для индивидуального учета не повлиял на правильность отказа в удовлетворении заявления Фонда о взыскании с Общества 66671 руб. 36 коп. штрафа.
Поскольку в удовлетворении заявления Фонда о взыскании с Общества штрафных санкций следует отказать полностью, то кассационная инстанция считает необходимым частично изменить решение суда от 27.12.2005.
В связи с принятием настоящего постановления и на основании статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации Обществу следует возвратить из федерального бюджета 3 679 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции и 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2005 по делу N А56-4702/2005 в части взыскания с открытого акционерного общества "Салолин" 5 982 руб. 12 коп. штрафных санкций и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2006 отменить.
В остальной части решение суда от 27.12.2005 изменить и изложить в следующей редакции: "В удовлетворении заявления государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга о взыскании с открытого акционерного общества "Салолин" 72 653 руб. 48 коп. штрафа отказать полностью.
Возвратить открытому акционерному обществу "Салолин" из федерального бюджета 4 679 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах апелляционной и кассационной инстанций".
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Д.В. Хохлов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2007 г. N А56-4702/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника