Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 августа 2005 г. N А56-4702/2005
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17 марта 2005 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 июля 2006 г.
См. также новое рассмотрение дела:
постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2007 г.
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 декабря 2005 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Блиновой Л.В. и Малышевой Н.Н., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Салолин" Гребенюка М.В. (доверенность от 01.01.2005),
рассмотрев 17.08.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2005 по делу N А56-4702/2005 (судья Ресовская Т.М.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (далее - Управление фонда) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Салолин" (далее - Общество) 72 653,48 руб. штрафа за представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением суда первой инстанции от 17.03.2005 во взыскании с Общества штрафа отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Управление фонда просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов, Общество, являясь страхователем в системе обязательного пенсионного страхования, представило 27.02.2004 в Управление фонда сведения о работающих у него застрахованных лицах за 2003 год, в том числе ведомость уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (форма АДВ-11) и индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных, страховых взносах застрахованного лица (формы СЗВ-4-1, СЗВ-4-2).
Управление фонда провело документальную проверку представленных страхователем документов за 2003 год. В ходе проверки Управлением фонда выявлены неточности в представленных сведениях, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, что послужило основанием для направления Обществу уведомления от 01.03.2004 (лист дела 35) о необходимости их устранения в двухнедельный срок с момента получения уведомления.
Общество необходимые сведения в Управление фонда в двухнедельный срок не представило, но в апреле 2004 года им направлены в Управление фонда документы, подтверждающие внесение исправлений в индивидуальные сведения по 6 сотрудникам о суммах страховых взносов, начисленных за 2003 год: протокол к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 01.03.2004 N 6415 (лист дела 16) и объяснительная записка от 21.04.2004 N 1-7/33 (лист дела 36).
Управление фонда проверило поступившие документы. В акте от 27.08.2004 N 123, составленном по результатам проверки, указано на наличие расхождений в суммах начисленных страховых взносов, указанных Обществом в декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2003 год, и в сведениях, представленных в Управление фонда для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (протоколе к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 01.03.2004 N 6415). Обществу предложено представить уточненную декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2003 год.
В сентябре 2004 года Общество представило в Управление фонда уточненную декларацию (с отметкой налогового органа, листы дела 23-27), а также объяснительную записку (листы дела 17-18), из которой следует, что в индивидуальных сведениях о суммах начисленных работникам Общества страховых взносов за 2003 год, представленных 27.02.2004, были неправильно указаны суммы взносов в отношении 66 работников. Кроме того, не были направлены сведения о 6 застрахованных лицах.
Исследовав все поступившие от Общества документы, Управление фонда пришло к выводу, что Общество 27.02.2004 представило недостоверные и неполные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Результаты проверки отражены в акте от 04.10.2004 N 128 (лист дела 12), на основании которого принято решение от 25.10.2004 N 128 (лист дела 19) о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции Федерального закона от 31.12.2002 N 198-ФЗ, далее - Закон N 27-ФЗ), в виде взыскания 72 653,48 руб. штрафа.
Во исполнение решения от 25.10.2004 Управление фонда направило в адрес Общества требование от 25.10.2004 N 128 об уплате штрафа в десятидневный срок с момента получения требования. Требование в установленный срок не исполнено, поэтому Управление фонда обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая заявителю во взыскании штрафа, сослался на отсутствие вины Общества в совершенном правонарушении. Суд посчитал, что страхователь предпринял все возможные меры для недопущения события правонарушения: своевременно, до истечения установленного в статье 11 Закона N 27-ФЗ срока (1 марта), представил сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования; самостоятельно обнаружил и исправил неточности в ранее представленных сведениях, поэтому у Управления фонда отсутствовали основания для привлечения Общества к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ за представление недостоверных и неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Кроме того, суд сослался на неправомерное исчисление Управлением фонда суммы штрафа за представление Обществом неполных и недостоверных сведений от общей суммы страховых взносов за 2003 год, что не соответствует положениям пункта 16 Письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что принятое судом решение подлежит отмене как недостаточно обоснованное.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее первого марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов по каждому работающему у него застрахованному лицу, а также другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в которых указывает:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;
7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;
9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ дополнительно к вышеперечисленным сведениям страхователь представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Во исполнение положений статьи 19 Закона N 27-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 "О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования" утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция). Согласно пункту 27 этой Инструкции (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2003 N 422) каждый страхователь ежегодно, до 1 марта года, следующего за расчетным периодом, обязан представить в территориальный орган относящиеся к расчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица. Вместе с индивидуальными сведениями представляется ведомость по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в которой отражаются сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации за расчетный период, а также имеющаяся задолженность по уплате страховых взносов на начало и конец расчетного периода. Форма указанной ведомости утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации.
За представление неполных и (или) недостоверных сведений в статье 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено применение к страхователям финансовых санкций в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Штраф взыскивается органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая во взыскании штрафа, признал неправомерным привлечение Управлением фонда Общества к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, сославшись на отсутствие вины Общества в совершенном правонарушении. Суд указал, что Общество после получения уведомления от 01.03.2004 внесло необходимые исправления в первоначально представленные индивидуальные сведения, а в сентябре 2004 года, самостоятельно выявив ошибки и неточности в расчете суммы страховых взносов по ряду застрахованных лиц, сообщило о них Управлению фонда в объяснительной записке.
При этом судом не исследованы следующие обстоятельства.
Из содержания статьи 17 Закона N 27-ФЗ следует, что страхователь подлежит привлечению к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений. Сведения, которые должны быть представлены в орган Пенсионного фонда, и срок их представления, установлены в статье 11 Закона N 27-ФЗ.
Отказывая во взыскании штрафа, суд не исследовал, и в решении суда отсутствуют выводы по следующим вопросам:
- является ли оконченным состав правонарушения в виде представления неполных и (или) недостоверных сведений на дату первоначального представления таких сведений в орган Пенсионного фонда (до 1 марта года, следующего за расчетным периодом), в данном случае, - 27.02.2004; на какой момент устанавливается наличие вины страхователя, в чем она выражается;
- о правомерности привлечения страхователя к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ, если на дату составления акта, на основании которого принято решение о привлечении к ответственности, допущенные нарушения устранены;
- о наличии в рассмотренном случае состава правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона N 27-ФЗ;
- о правомерности привлечения страхователя к ответственности, если причины недостоверности сведений (конкретные нарушения) выявлены им в результате собственной перепроверки ранее представленных в Управление фонда индивидуальных сведений, проведенной в связи с получением от территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации уведомлений (протоколов ошибок, актов проверки и т.д.), в которых указано на недостоверность полученных от страхователя сведений; может ли расценено выявление ошибок страхователем в этом случае как самостоятельное.
Суд сделал вывод об отсутствии вины Общества в допущенных правонарушениях на основании последующих действий страхователя. При этом суд не указал, какое значение для привлечения Общества к ответственности за представление 27.02.2004 неполных и недостоверных сведений имеют последующие, после представления в Пенсионный орган таких сведений, действия страхователя.
Не получил оценки суда и тот факт, что все исправления, которые вносило Общество, были обусловлены результатами проверок Управления фонда, проводившихся после очередного представления страхователем документов с исправлениями.
Судом также не выяснено, какие ошибки были выявлены Управлением фонда в марте и августе 2004 года при проверках документов Общества. В материалах дела отсутствует и судом не истребован протокол ошибок, направленный с уведомлением от 01.03.2004. Оставлен без внимания и не приобщен к материалам дела составленный Управлением фонда в августе 2004 года акт от 27.08.2004 N 123, наличие которого не оспаривается сторонами.
Таким образом, суд первой инстанции, подтвердив факт самостоятельного обнаружения и исправления Обществом ошибок в первоначально представленных индивидуальных сведениях, не выяснил существо выявленных Управлением фонда в марте и августе 2004 года расхождений в полученных от Общества сведениях.
Не исследован судом вопрос о возможности признания самостоятельным выявлением страхователем ошибок в случаях, когда Управление фонда сообщает страхователю только об установленном факте расхождения сведений в полученных документах (в данном случае, содержащихся в протоколе к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 01.03.2004 N 6415 и в декларации по страховым взносам за 2003 год), но не называет причины таких расхождений, то есть не указывает конкретные обстоятельства, приведшие к подаче недостоверных сведений. Можно ли признать в таком случае выявление Управлением фонда допущенных страхователем нарушений.
В пункте 29 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, указано, что в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган формах документов персонифицированного учета страхователь в 2-недельный срок представляет исправленные формы.
Судом не выяснено, влияет ли самостоятельное выявление страхователем конкретных неточностей в представленных первоначально сведениях на решение вопроса о привлечении страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, или ответственность наступает за сам факт представления в установленные Законом сроки недостоверных и (или) неполных сведений, независимо от того, кем выявлены нарушения и определены суммы страховых взносов, неправильно исчисленные в результате этих нарушений.
В соответствии с пунктом 35 этой Инструкции территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют контроль за достоверностью сведений о трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и о заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, запроса дополнительных сведений, а также путем сверки сведений о начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах с данными налоговых органов и органов федерального казначейства. При обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки территориальный орган уведомляет страхователя об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения.
Согласно пункту 36 Инструкции страхователь в 2-недельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки устраняет их и представляет в территориальный орган уточненные данные.
Признавая самостоятельным выявление Обществом недостоверности и неполноты представленных в Управление 27.02.2004 сведений, суд не принял во внимание положения приведенных норм Инструкции о предоставленном страхователю праве устранить выявленные в ходе проверки несоответствия сведений в течение двух недель после получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Судом также не выяснено: обязан ли территориальный орган Пенсионного фонда самостоятельно выяснять конкретные обстоятельства, подтверждающие недостоверность и (или) неполноту представленных страхователем индивидуальных сведений о застрахованных лицах, для наложения штрафа по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
На основании изложенного кассационная инстанция считает недостаточно обоснованным вывод суда о самостоятельном выявлении Обществом ошибок.
Кассационная инстанция считает не соответствующим материалам дела, в том числе представленному Обществом расчету (л.д. 18), вывод суда об исчислении Управлением фонда суммы штрафа, подлежащего взысканию с Общества за представление недостоверных и неполных сведений, от общей суммы причитающихся за 2003 год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Судом первой инстанции не проверен надлежащим образом расчет суммы штрафа исходя из различных нарушений, вмененных Обществу: недостоверности поданных сведений на 66 работников и непредставление сведений на 6 работников.
Из статьи 17 Закона N 27-ФЗ следует, что при непредставлении сведений по конкретным застрахованным лицам (что охватывается понятием "неполные сведения") штраф исчисляется от суммы платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, причитающихся за отчетный год за этих работников.
В случае представления недостоверных сведений (в том числе в результате неправильного исчисления суммы платежей) в отношении отдельных застрахованных лиц штраф исчисляется со всей суммы платежей, фактически подлежащих уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за этих лиц.
Согласно представленной Обществом уточненной декларации по страховым взносам за 2003 год сумма начисленных страховых взносов за расчетный период составила 3 166 173 руб. Определяя размер штрафной санкции, Управление фонда исчислило 10 процентов от 666 713,59 руб. - суммы платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, фактически причитающейся за 2003 год за 66 застрахованных работников, в отношении которых были представлены недостоверные сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета. Сумма платежей по этим работникам указана Обществом в представленной 22.09.2004 объяснительной записке (л.д. 18).
В отношении 6 застрахованных лиц, сведения о которых страхователь первоначально не представил, Управление фонда исчислило штраф от 59 821,22 руб. - суммы платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, причитающейся за этих работников за 2003 год. Эта сумма также указана страхователем в объяснительной записке (л.д. 18).
Учитывая изложенное, обстоятельства дела, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, судом первой инстанции исследованы неполно, поэтому решение суда подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует истребовать и исследовать протокол ошибок к уведомлению от 01.03.2004 и акт от 27.08.2004 N 123, выяснить выявленные Управлением фонда неточности в представленных Обществом 27.02.2004 индивидуальных сведениях о застрахованных лицах за 2003 год, всесторонне, полно и объективно оценить сведения этих документов в совокупности с иными доказательствами по делу и, проверив наличие оснований для привлечения Общества к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ, в том числе с учетом приведенных Управлением фонда обстоятельств, послуживших основанием для привлечения страхователя к ответственности за представление неполных и недостоверных индивидуальных сведений, а также доводов Общества о самостоятельном обнаружении ошибок, вынести законное и обоснованное решение по существу спора.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.03.2005 по делу N А56-4702/2005 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Председательствующий |
Н.Г. Кузнецова |
Н.Н. Малышева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 августа 2005 г. N А56-4702/2005
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника