Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 26 февраля 2007 г. N А56-37147/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 декабря 2006 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05 февраля 2007 г.
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 октября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Малышевой Н.Н., Пастуховой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Транс-Продукт" Богдановой Д.И. (доверенность от 01.09.2005), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу Боброва В.В. (доверенность от 14.04.2006 N 03/002269),
рассмотрев 26.02.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2006 по делу N А56-37147/2006 (судья Загараева Л.П.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Транс-Продукт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция), выразившегося в неначислении обществу 4 790 643 руб. процентов за период с 31.05.2004 по 22.05.2006 за нарушение сроков возврата 18 916 667 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за ноябрь 2003 года, и обязании инспекции выплатить указанную сумму процентов.
Решением суда от 12.10.2006 заявление удовлетворено.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом положений статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит отменить принятый судебный акт и отказать обществу в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель общества просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество 22.12.2003 представило в инспекцию декларацию по НДС за ноябрь 2003 года и 12.04.2004 обратилось в инспекцию с заявлением о возврате 18 916 667 руб. НДС по декларации за ноябрь 2003 года на его расчетный счет.
Инспекция провела выездную налоговую проверку полноты исчисления и своевременности перечисления обществом НДС за период с 31.07.2003 по 31.12.2003. о чем составила акт от 04.08.2004 N 51/16, и решением от 01.09.2004 N 16-04/12136 отказала обществу в возмещении 18 916 667 руб. НДС за ноябрь 2003 года. Общество не согласилось с решением налогового органа и оспорило его в арбитражный суд.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2005 по делу N А56-41184/2004, оставленным без изменения постановлениями Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2006 и Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.04.2006, ненормативный акт налогового органа признан недействительным, суд обязал инспекцию возместить обществу 18 916 667 руб. НДС за ноябрь 2003 года.
По решению налогового органа от 22.05.2006 N 825 обществу произведен возврат НДС без начисления соответствующих процентов, что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Согласно пункту 3 статьи 176 НК РФ по истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.
Налоговый орган в течение двух недель после получения указанного заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет это решение на исполнение в соответствующий орган Федерального казначейства. Возврат указанных сумм осуществляется органами Федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами Федерального казначейства в течение двух недель, считая со дня получения указанного решения налогового органа. В случае, если такое решение не получено соответствующим органом Федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.
При нарушении сроков, установленных указанным пунктом, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсотшестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Вынесение налоговым органом неправомерного решения, признанного судом впоследствии недействительным, следует рассматривать как невынесение решения в установленный срок, поскольку следствием таких действий является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, в связи с чем он вправе получить компенсацию своих финансовых потерь в виде процентов.
Неисполнение налоговым органом обязанности принять решение о выплате налогоплательщику процентов и ненаправление этого решения органам казначейства для исполнения является основанием для обжалования налогоплательщиком бездействия налогового органа в арбитражном суде путем подачи соответствующего заявления. Признание незаконным бездействия налогового органа влечет возложение на него обязанности совершить такое действие.
В рассматриваемом случае инспекция возвратила обществу НДС за ноябрь 2003 года с нарушением сроков, установленных пунктом 3 статьи 176 НК РФ, поэтому суд первой инстанции обоснованно признал незаконным бездействие налогового органа - неначисление обществу 4 790 643 руб. процентов за нарушение срока возврата НДС, а также обязал инспекцию начислить проценты.
Заявленная налогоплательщиком сумма процентов исчислена в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, проверена судом и не оспаривается налоговым органом.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы налогового органа не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2006 по делу N А56-37147/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
М.В. Пастухова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 февраля 2007 г. N А56-37147/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника