Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 февраля 2007 г. N А56-19066/2006
См. также новое рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 сентября 2007 г.
См. также новое рассмотрение дела: решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 мая 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Казанцевой Р.В., судей Марьянковой Н.В., Шпачевой Т.В.,
при участии: от Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга - Даниловой Л.А. (доверенность от 27.12.2006); от Учреждения культуры "Выборгский дворец культуры" - Бых И.И. (доверенность от 26.02.2007),
рассмотрев в открытом судебном заседании 27.02.2007 кассационную жалобу Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2006 (судья Пилипенко Т.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2006 (судьи Згурская М.Л., Масенкова И.В., Тимошенко А.С.) по делу N А56-19066/2006,
установил:
Учреждение культуры "Выборгский Дворец культуры" (далее - Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга (далее - Комитета) от 20.04.2006 N 001-2006/П-78-131 о привлечении к административной ответственности по статьям 8.1, 8.2, части первой статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 20.07.2006 заявленные требования удовлетворены: оспариваемое решение административного органа признано незаконным и отменено.
Постановлением апелляционного суда от 24.11.2006 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, принятые, по его мнению, с нарушением норм материального и процессуального права в части отказа в привлечении Учреждения к административной ответственности за несоблюдение экологических требований в области обращения с отходами. В остальной части правильность выводов суда не оспаривается.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Комитета подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, которую представитель Учреждения просил оставить без удовлетворения, признав факт отсутствия разработанного проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также отсутствие учета образовавшихся, переданных другим лицам и размещенных отходов.
Кассационная инстанция с учетом приведенных в кассационной жалобе доводов проверила законность обжалуемых судебных актов и считает, что они подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, сотрудники Комитета на основании Распоряжения заместителя председателя Комитета от 16.03.2006 N 001-2006/Р-78 провели внеплановую проверку деятельности Учреждения, расположенного в доме 15 на улице Комиссара Смирнова в городе Санкт-Петербурге, на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды.
По результатам проверки составлен акт от 14.04.2006 N 001-2006/Апр-78 и протокол об административном правонарушении от 14.04.2006 N 001-2006/Па-78 (л.д. 7, 9-13).
Учреждению инкриминировано несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, а также нарушение правил охраны атмосферного воздуха.
На основании протокола и материалов проверки 20.04.2006 Инспекцией принято постановление N 001-2006/П-78-131 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьями 8.1, 8.2 и частью первой статьи 8.21 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 100 000 руб. (л.д. 6).
Данное постановление оспорено Учреждением в арбитражном суде.
При рассмотрении спора по существу суд пришел к выводу, что административным органом не указан объект, при эксплуатации которого образуются отходы производства и потребления, не доказано осуществление заявителем деятельности в области обращения с отходами.
Кроме того, суд указал, что полномочия лиц, проводящих проверку, не подтверждены, так как в распоряжении не указано никаких реквизитов юридического лица, позволяющих признать распоряжение относящимся к объекту проверки.
С приведенными выводами согласиться нельзя.
Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
По мнению Комитета, несоблюдение названных требований выразилось, в частности, в отсутствии согласованных в установленном порядке нормативов образования отходов, учета образовавшихся, переданных другим лицам и размещенных отходов.
Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон).
Статьей 1 названного Закона определено, что отходы производства и потребления - это остатки сырья материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства: Под "обращением с отходами" понимается не только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, но и деятельность, в процессе которой образуются отходы.
Считая правомерным привлечение Учреждения к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, Комитет указывает, что заявителем не выполнены требования статей 11 и 18 Закона, в силу которых индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.
Учреждением не опровергнут тот факт, что в результате его деятельности образуются отходы потребления, следовательно, оно является участником отношений, урегулированных названным законом.
Наличие договора на оказание транспортных услуг по вывозу твердых бытовых отходов от 10.01.2006 и его исполнение не освобождают Учреждение от обязанности разрабатывать проекты нормативов образования отходов.
Из Распоряжения от 16.03.2006 усматривается, что в качестве объекта проведения мероприятия по государственному экологическому контролю указан ГУК "Дворец культуры "Выборгский". Копия названного Распоряжения получена 17.03.2006 заместителем директора Учреждения по кадрам и социальным вопросам.
Согласно протоколу проверка проведена в Учреждении культуры "Выборгский Дворец культуры" (ВДК).
Без оценки того, является ли наименование объекта проверки в одном документе "Дворец культуры "Выборгский", а в другом - "Выборгский Дворец культуры" существенным нарушением процессуальных норм, влекущим за собой отмену обжалуемого Учреждением постановления, вывод суда об отсутствии полномочий у лиц, проводящих проверку, представляется недостаточно обоснованным.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, разрешить вопрос о правильности назначенного Учреждению наказания в зависимости от установленного объема вины.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.07.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2006 по делу N А56-19066/2006 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Р.В. Казанцева |
Т.В. Шпачева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2007 г. N А56-19066/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника