Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 апреля 2007 г. N А56-20038/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 октября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шпачевой Т.В., судей Афанасьева С.В. и Матлиной Е.О.,
при участии от Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия по санаторно-курортному отдыху и лечению ветеранов и инвалидов "Пансионат с лечением "Заря" Гурева А.С. (доверенность от 21.02.2007),
рассмотрев 16.04.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия по санаторно-курортному отдыху и лечению ветеранов и инвалидов "Пансионат с лечением "Заря" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2006 (судья Рыбаков С.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2006 по делу N А56-20038/2006 (судьи Слобожанина В.Б., Медведева И.Г., Черемошкина В.В.),
установил:
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие по санаторно-курортному отдыху и лечению ветеранов и инвалидов "Пансионат с лечением "Заря" (далее - Пансионат, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованиями об отмене решения Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 10.04.2006 об оставлении без изменения постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 15.03.2006 N 05-05/01998 о привлечении Пансионата к административной ответственности и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд указал, что отказ Управления в отмене постановления Инспекции о привлечении Пансионата к административной ответственности, изложенный в оспариваемом решении, является законным и обоснованным, поскольку законно само постановление Инспекции.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2006 решение суда оставлено без изменения. Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
В кассационной жалобе Пансионат просит отменить постановление апелляционного суда как незаконное. В обоснование жалобы ее податель ссылается на нарушение апелляционным судом норм материального права, выразившееся в неприменении частей 1 и 2 статьи 1.6, части 2 статьи 2.1, статьи 24.5 КоАП РФ, а также статьей 1, 2, 5, 7 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием контрольно-кассовых карт " (далее - Закон о ККТ). При этом заявитель указывает на незаконность действий проверяющих, искусственно создавших обстановку невозможности применения единственной в кафе контрольно-кассовой машины, а также на то, что в нарушение частей 1 и 2 статьи 25.1, статьи 30.4, части 2 статьи 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности рассмотрена Управлением в отсутствие законного представителя Пансионата или его защитника.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен и в судебное заседание представитель Инспекции, извещенной о времени и месте ее рассмотрения надлежащим образом, не явился, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению жалобы.
Представитель Пансионата поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а также дополнил ее требованием отменить и решение суда первой инстанции.
Проверив законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе и объяснениях присутствовавшего в судебном заседании представителя заявителя, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа не находит оснований для их отмены.
Постановлением Инспекции от 15.03.2006 Пансионат привлечен к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины в принадлежащем Пансионату кафе "Ручей", расположенном по адресу: г. Зеленогорск, Приморское шоссе, д. 516 лит. А, что является нарушением статьи 5 Закона о ККТ. При этом Пансионату вменено осуществление 28.02.2006 наличного денежного расчета при получении задатка в сумме 3 000 руб. за заказ банкета без применения контрольно-кассовой машины. Факт правонарушения подтвержден протоколом об административном правонарушении.
Пансионат обжаловал постановление Инспекции в Управление как вышестоящий налоговый орган. Решением Управления от 10.04.2006 постановление о привлечении Пансионата к административной ответственности оставлено без изменения, а жалоба Пансионата - без удовлетворения.
Пансионат оспорил решение Управления от 10.04.2006 в арбитражном суде.
Проверяя законность оспариваемого решения, суд первой инстанции установил, что Пансионат в нарушение статьи 5 Закона о ККТ получил денежные средства в размере 3 000 руб. в качестве предоплаты за банкет без применения контрольно-кассовой техники. Данные действия образуют состав правонарушения по статье 14.5 КоАП РФ.
Апелляционный суд в свою очередь обоснованно указал, что выводы суда первой инстанции об обязанности применения контрольно-кассовой техники в случае предварительной оплаты за услуги соответствуют требованиям статей 2 и 5 Закона о ККТ и правовой позиции, изложенной в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.03.2006 N 13854/05.
Кассационная инстанция не находит оснований для переоценки выводов суда.
Рассмотрение жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности Управлением в отсутствие законного представителя Пансионата, на что он ссылается в кассационной жалобе, не является основанием для признания незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания.
Доводы кассационной жалобы о неправильном толковании статей 1, 2, 5, 7 Закона о ККТ несостоятельны в виду следующего.
Названный закон не освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов в случае оплаты товара (работ, услуг) до их предоставления покупателю.
Факт получения Пансионатом наличных денежных средств установлен и им не оспаривается.
Следовательно, при получении Пансионатом предоплаты за заказ банкета, должна была применяться контрольно-кассовая техника.
Согласно статье 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг организациями и индивидуальными предпринимателями без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники влечет наложение административного взыскания в виде штрафа.
Исходя из смысла названной нормы КоАП РФ во взаимосвязи с требованиями статьи 5 Закона о ККТ административная ответственность за неприменение контрольно-кассовой техники наступает с момента оплаты товара (работ, услуг) наличными денежными средствами или расчета с использованием платежных карт.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии возможности применения ККТ вследствие действий проверяющих относятся к фактическим обстоятельствам дела, исследованным судом первой и апелляционной инстанций.
При таком положении оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2006 по делу N А56-20038/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия по санаторно-курортному отдыху и лечению ветеранов и инвалидов "Пансионат с лечением "Заря" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Шпачева |
Е.О. Матлина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статьей 14.5 КоАП РФ установлена ответственность за неприменение организацией ККМ при осуществлении наличных расчетов за товары (работы, услуги).
По мнению ИФНС, налогоплательщик правомерно привлечен к ответственности по ст.14.5 КоАП РФ за неприменение ККМ при получении предоплаты за банкет.
Налогоплательщик считает, что не обязан применять ККМ при получении предоплаты за услуги, которые еще не оказаны.
Суд сделал вывод, что налогоплательщик привлечен к ответственности на законных основаниях.
Факт получение налогоплательщиком наличных денежных средств является установленным и им самим не оспаривается.
Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" не освобождает организации от применения ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов в случае оплаты товара (работ, услуг) до их предоставления покупателю.
Исходя из смысла ст.14.5 КоАП РФ во взаимосвязи с положениями Федерального закона N 54-ФЗ административная ответственность за неприменение ККТ наступает с момента оплаты товара (работы, услуги) наличными денежными средствами или расчета с использованием платежных карт.
Доводы налогоплательщика об отсутствии возможности применить ККМ вследствие действий проверяющих суд отклонил, указав, что они противоречат материалам дела.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 апреля 2007 г. N А56-20038/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника