Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 апреля 2007 г. N А66-10898/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Кирилловой И.И. и Кравченко Т.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области Аббасовой И.А. (доверенность от 14.11.2006 N 05-08),
рассмотрев 16.04.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 26.12.2006 по делу N А66-10898/2006 (судья Бажан О.М.),
установил:
Открытое акционерное общество "Центросвар" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Тверской области (далее - Инспекция) от 11.09.2006 N 101143 об уплате 419 442 руб. 76 коп. пеней по земельному налогу.
В соответствии с приказом Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 29.06.2006 N 362 Инспекция реорганизована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области (далее - Инспекция N 12).
Решением суда от 26.12.2006 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция N 12 просит отменить принятое по делу решение и принять новое об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы считает, что его требования по уплате Обществом пеней не подлежат включению в реестр и удовлетворяются в общем порядке, установленном статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и налоговым законодательством, поскольку указанное требование возникло в ходе конкурсного производства.
В судебном заседании представитель Инспекции N 12 поддержал доводы жалобы.
Общество о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тверской области от 17.08.2006 по делу N А66-4027/2005 Общество признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год.
Инспекция направила Обществу требование от 11.09.2006 N 101143 об уплате 419 442 руб. 46 коп. пеней по земельному налогу в срок до 21.09.2006.
Общество не согласилось с требованием налогового органа и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным, ссылаясь на нарушение Инспекцией положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Суд первой инстанции установил, что в требовании N 101143 Инспекция предложила заявителю уплатить пени, начисленные на задолженность по земельному налогу, возникшую до принятия заявления о признании Общества несостоятельным (банкротом) к производству суда, и, следовательно, не являющуюся текущим платежом.
Кассационная инстанция считает вывод суда правильным.
Пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В силу пункта 1 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Судом первой инстанции установлено, что в требовании N 101143 Инспекция предложила Обществу уплатить пени, начисленные на задолженность по земельному налогу, возникшую в 2002 - 2004 годах, то есть до возбуждения дела о банкротстве. Этот вывод суда подтверждается материалами дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
В пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" разъяснено, что при применении предусмотренной абзацем третьим пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве нормы о прекращении начисления с даты открытия конкурсного производства неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника судам следует исходить из того, что это положение применяется как к требованиям, подлежащим включению в реестр требований кредиторов, так и к текущим требованиям, возникшим до открытия конкурсного производства.
Обязательство по уплате налога, возникшее до принятия заявления о признании должника банкротом, не является текущим, и начисление на эту задолженность пеней пунктом 1 статьи 126 Закона о банкротстве не допускается.
Кроме того, как видно из представленных в материалы дела судебных актов по делам N А66-5811/2004 и А66-1649/2004, по состоянию на февраль 2004 года налоговый орган утратил право взыскания с Общества земельного налога в связи с несоблюдением порядка и срока принудительного взыскания спорной задолженности, предусмотренных статьями 46 и 47 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал требование Инспекции об уплате пеней N 101143 недействительным.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает жалобу налогового органа не подлежащей удовлетворению.
В связи с тем, что налоговый орган не освобожден от уплаты государственной пошлины при обжаловании решения суда, принятого по делу об оспаривании ненормативного акта, однако при подаче кассационной жалобы не уплатил в доход федерального бюджета предусмотренную подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ государственную пошлину в сумме 1000 руб. и жалоба оставлена без удовлетворения, указанная сумма подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 26.12.2006 "по делу N А66-10898/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе в доход федерального бюджета.
Председательствующий |
Г.Г. Кирейкова |
Т.В. Кравченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 апреля 2007 г. N А65-10898/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника