Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 25 мая 2007 г. N А56-27065/2006
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15 декабря 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Ломакина С.А., Самсоновой Л.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Энерго-росс" Комлевой А.В. (доверенность от 09.01.07 N 1/П), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу Зубовой А.В. (доверенность от 09.01.07 N 20-05/00028),
рассмотрев 22.05.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.06 (судья Сайфуллина А.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу от 26.02.07 (судьи Петренко Т.И., Загараева Л.П., Протас Н.И.) по делу N А56-27065/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Энерго-росс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция), выразившемся в неначислении процентов за нарушение сроков возврата налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за февраль 2005 года и об обязании налогового органа начислить и выплатить за счет средств федерального бюджета в пользу Общества проценты в сумме 308 056 руб.
Решением от 15.12.06 суд удовлетворил требования Общества.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.07 решение от 15.12.06 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, расчет процентов следует производить с даты вступления в законную силу решения суда о признании недействительным решения Инспекции.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество представило в Инспекцию декларацию по НДС за февраль 2005 года по экспортным операциям, документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и право на возмещение налога. Налогоплательщик 21.03.05 подал заявление на возврат из бюджета НДС в сумме 2 596 984 руб.
По результатам камеральной проверки декларации Инспекция вынесла решение от 20.06.05 N 0509192 об отказе Обществу в возмещении 2 582 677 руб. налога и о возмещении НДС в сумме 14 307 руб.
Общество не согласилось с решением Инспекции в части отказа в возмещении НДС в сумме 2 582 677 руб. и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.05 по делу N А56-28280/2005 решение Инспекции от 20.06.05 N 0509192 признано недействительным в обжалуемой части и арбитражный суд обязал налоговый орган возвратить на расчетный счет Общества 2 582 677 руб. НДС за февраль 2005 года.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.05.06 по делу N А56-28280/2005 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.12.05 оставлено без изменения.
Инспекция по платежному поручению N 335 19.06.06 возвратила на расчетный счет заявителя 2 582 677 руб. НДС без начисления соответствующих процентов.
Общество обратилось в арбитражный суд с данным заявлением.
Суды, удовлетворяя требования налогоплательщика о начислении процентов, правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1- 6 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и соответствующих документов. В течение этого срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Согласно абзацу десятому пункта 4 статьи 176 НК РФ налоговый орган обязан принять решение о возврате сумм налога из бюджета не позднее последнего дня трехмесячного срока и в этот же срок направить это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
Таким образом, при достоверности и обоснованности данных, указанных налогоплательщиком в декларации, и отсутствии приведенных в пункте 4 статьи 176 НК РФ оснований для зачета разницы, образовавшейся в результате превышения суммы налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по соответствующим операциям, налоговый орган обязан принять решение о возмещении этой разницы путем ее возврата из бюджета.
Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня его направления налоговым органом.
При нарушении процедурных сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ. на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. При этом из названной нормы права следует, что начисление этих процентов не зависит от причин нарушения сроков возврата налога.
Проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.
Признание судом недействительным решения Инспекции об отказе в возмещении налогоплательщику налога из бюджета и возложение на налоговый орган обязанности возместить его путем возврата из бюджета свидетельствуют о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение.
Вынесение налоговым органом неправомерного решения, признанного судом недействительным, следует рассматривать как невынесение решения в установленный срок, поскольку следствием является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, в связи с чем он вправе получить компенсацию своих финансовых потерь в виде процентов.
В данном случае Инспекция возвратила Обществу НДС за февраль 2005 года с нарушением сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, поэтому суды первой и апелляционной инстанций законно и обоснованно удовлетворили заявленные налогоплательщиком требования в части признания незаконным бездействия Инспекции, выразившегося в неначислении процентов.
Обществом начислены проценты с даты подачи декларации плюс 8 дней для получения казначейством решения налогового органа о возврате налога на добавленную стоимость, плюс две недели, отведенные казначейству для перечисления соответствующих сумм на счет налогоплательщика. Расчет произведен с учетом статьи 6.1 НК РФ. Спора по размеру исчисленных процентов у сторон нет.
Кассационная коллегия считает необоснованным и противоречащим нормам налогового законодательства довод Инспекции о том, что при исчислении срока, за который должны быть начислены проценты, следует исходить с даты вступления в законную силу решения арбитражного суда.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в непринятии решения о начислении и выплате Обществу процентов за нарушение срока возврата НДС, а также обязали Инспекцию начислить и выплатить проценты в сумме 308 056 руб.
Поэтому оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет.
На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с 01.01.07 утратил силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ. На это обстоятельство обращено внимание судов в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.07 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Поэтому в связи с неуплатой Инспекцией при подаче кассационной жалобы государственной пошлины с нее подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1 000 руб. за подачу кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.06 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.07 по делу N А56-27065/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 25 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1 000 руб. госпошлины за подачу кассационной жалобы.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Л.А. Самсонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 мая 2007 г. N А56-27065/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника