Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 12 июля 2007 г. N А56-23195/2006
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 мая 2007 г.
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08 ноября 2006 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Корпусовой О.А., Кузнецовой Н.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Экспорт-Ресурс" Ермолаева П.С. (доверенность от 04.05.2007), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу Черницкого Д.В. (доверенность от 09.01.2007),
рассмотрев 12.07.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.11.2006 (судья Бойко А.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2007 (судьи Старовойтова О.Р., Гафиатуллина Т.С., Фокина Е.А.) по делу N А56-23195/2006,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Экспорт-Ресурс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция), выразившегося в неначислении и необеспечении выплаты процентов за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за октябрь 2004 года, и об обязании инспекции осуществить начисление процентов за несвоевременный возврат налога в сумме 483 403 руб. 39 коп. и направить заключение о начислении процентов в указанном размере в органы федерального казначейства в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 08.11.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.02.2007, заявленные обществом требования удовлетворены в части признания незаконным бездействия налогового органа и обязания принять решение о начислении и выплате налогоплательщику за октябрь 2004 года 482 117 руб. 46 коп. процентов за несвоевременный возврат НДС с направлением его в органы федерального казначейства. В удовлетворении остальной части заявления обществу отказано.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить принятые судебные акты и вынести по делу новое решение - об отказе обществу в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, у общества отсутствует право на получение процентов, поскольку они начисляются только за нарушение сроков, установленных статьей 176 НК РФ, а не за принятие решений об отказе в возмещении налога.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель общества возражал против них и просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что общество 16.11.2004 представило в инспекцию декларацию по НДС за октябрь 2004 года по экспортным операциям вместе с документами, подтверждающими обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов и право на возмещение налога, а также заявление о возврате на расчетный счет общества 3 857 797 руб. НДС за указанный период.
По итогам камеральной проверки декларации инспекция вынесла решение от 16.02.2005 N 11/33 об отказе обществу в возмещении названной суммы налога.
Общество оспорило данное решение налогового органа в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.09.2005 по делу N А56-17450/2005 оспоренный акт инспекции признан недействительным, и суд обязал налоговый орган возвратить на расчетный счет общества 3 857 797 руб. НДС за октябрь 2004 года.
Инспекцией произведен возврат налога на расчетный счет заявителя 16.03.2006 без начисления соответствующих процентов.
Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в неначислении процентов за нарушение сроков возврата НДС по экспортным операциям, заявленного к возмещению в декларации за октябрь 2004 года.
В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ суммы, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 6 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также суммы налога, исчисленные и уплаченные в соответствии с пунктом 6 статьи 166 НК РФ, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и соответствующих документов. В течение этого срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
Согласно абзацу десятому пункта 4 статьи 176 НК РФ налоговый орган обязан принять решение о возврате сумм налога из бюджета не позднее последнего дня трехмесячного срока и в тот же срок направить это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
Таким образом, при достоверности и обоснованности сведений, указанных налогоплательщиком в декларации, и отсутствии приведенных в пункте 4 статьи 176 НК РФ оснований для зачета разницы, образовавшейся в результате превышения суммы налоговых вычетов над общей суммой налога, исчисленной по соответствующим операциям, налоговый орган обязан принять решение о возмещении этой разницы путем ее возврата из бюджета не позднее последнего дня срока, указанного в абзаце втором пункта 4 статьи 176 НК РФ, и в тот же срок направить его на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства.
Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня его направления налоговым органом.
При нарушении процедурных сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. При этом из названной нормы права следует, что начисление этих процентов не зависит от причин нарушения сроков возврата налога.
Проценты являются компенсацией потерь налогоплательщика за несвоевременный возврат из бюджета причитающихся ему денежных средств.
Признание судом недействительным решения инспекции об отказе в возмещении налогоплательщику налога из бюджета и возложение на налоговый орган обязанности возместить его путем возврата из бюджета свидетельствуют о неисполнении налоговым органом обязанности вынести в установленный срок законное и обоснованное решение.
Вынесение налоговым органом неправомерного решения, признанного судом недействительным, следует рассматривать как непринятие решения в установленный срок, поскольку следствием является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, в связи с чем он вправе получить компенсацию своих финансовых потерь в виде процентов.
В данном случае инспекция возвратила обществу заявленную сумму НДС за октябрь 2004 года с нарушением сроков, установленных пунктом 4 статьи 176 НК РФ, поэтому суды обоснованно удовлетворили заявленные обществом требования о признании незаконным бездействия инспекции по неначислению процентов.
Правильность расчета судом суммы процентов, подлежащих начислению, не оспаривается.
По смыслу пункта 3 статьи 176 НК РФ налоговый орган производит начисление процентов, о чем указывается в соответствующем решении, направляемом в органы казначейства для исполнения путем выплаты причитающихся налогоплательщику сумм за счет средств бюджета. Непосредственно выплату процентов налоговый орган не производит.
Непринятие налоговым органом решения о выплате обществу процентов и ненаправление его органам казначейства для исполнения является основанием для обжалования налогоплательщиком бездействия налогового органа в арбитражный суд путем подачи соответствующего заявления.
Факт несвоевременного возврата налогоплательщику из бюджета НДС установлен судами и подтверждается материалами дела. При таких обстоятельствах суды обоснованно признали незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в невынесении решения о начислении и выплате обществу предусмотренных законом процентов за нарушение срока возврата НДС, а также обязали инспекцию начислить сумму процентов. Поэтому основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.11.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2007 по делу N А56-23195/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Морозова |
Н.Г. Кузнецова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 июля 2007 г. N А56-23195/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника