Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улановой Е.С, судей Бросовой Н.В, Осиповой С.К, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Щемелинина Евгения Владимировича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 4 августа 2022 года по гражданскому делу N 2-3550/2021 по иску Щемелинина Евгения Владимировича к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Башкортостан" о признании решения незаконным и перерасчете пенсии, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Щемелинин Е.В. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Башкортостан" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Республики Башкортостан") о признании незаконным решения об отказе произвести перерасчет выплачиваемой военной пенсии за выслугу лет с учетом его увольнения с военной службы (воинская часть 67719) 16 сентября 2015 года по последней штатной должности начальника Уфимского временного перегрузочного района, подполковник, 20 тарифный разряд и возложении обязанности произвести перерасчет выплачиваемой военной пенсии с учетом вышеприведенной должности. В обоснование исковых требований указал, что с 01 августа 1987 года по 19 июня 2011 года проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. 19 июня 2011 года был уволен в запас из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации по организационно-штатным мероприятиям. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 53 от 05 февраля 2015 года в сентябре 2015 года он был призван на военные сборы в войсковую часть N 67719 на штатную должность начальника Уфимского временного перегрузочного района, в звании подполковник, 20 тарифный разряд. Приказом командира войсковой части N67719 N 57 от 08 сентября 2015 года он был включен в списки части с 07 сентября 2015 года и поставлен на все виды довольствия военнослужащего, в том числе, финансового довольствия. Приказом командира войсковой части N 67719 N 68 от 16 сентября 2015 года он был исключен из списков части с 16 сентября 2015 года как офицер, прошедший военные сборы на штатной должности (20 тарифный разряд, оклад по воинскому званию "подполковник").
Полагает, что в нарушение действующего постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, военная пенсия ему выплачивается из расчета оклада не по последней штатной должности (20 тарифный разряд, оклад по воинскому званию "подполковник"), с которой он был уволен, а исходя из расчета предыдущего оклада по штатной должности (10 тарифный разряд, оклад по воинскому званию "майор").
Определениями Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 03 ноября 2021 года, от 24 ноября 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора привлечены федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу" (далее - ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу"), Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года исковые требования Щемелинина Е.В. удовлетворены. Суд признал незаконным решение военного комиссара Республики Башкортостан об отказе Щемелинину Е.В. произвести перерасчет выплачиваемой военной пенсии за выслугу лет с учетом увольнения Щемелинина Е.В. с военной службы 16 сентября 2015 года по последней штатной должности начальника Уфимского временного перегрузочного района в войсковой части 67719, подполковник, 20 тарифный разряд. Обязал ФКУ "Военный комиссариат Республики Башкортостан" произвести перерасчет Щемелинину Е.В. выплачиваемой военной пенсии за выслугу лет с учетом увольнения 16 сентября 2015 года с военной службы воинская часть 67719 по последней штатной должности начальника Уфимского временного перегрузочного района, подполковник, 20 тарифный разряд.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 4 августа 2022 года решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года отменено. Суд апелляционной инстанции постановилновое решение, которым в удовлетворении исковых требований Щемелинина Е.В. к ФКУ "Военный комиссариат Республики Башкортостан" о признании решения незаконным и перерасчете пенсии отказал.
Щемелинин Е.В. обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 4 августа 2022 года, оставить в силе решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 15 декабря 2021 года.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено, что Щемелинин Е.В. является получателем пенсии за выслугу лет с 20 июня 2011 года.
Периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет - с 01 августа 1987 года по 19 июня 2011 года, с 07 сентября 2015 года по 16 сентября 2015 года.
Указом Президента Российской Федерации N 53 от 05 февраля 2015 года постановлено призвать в 2015 году граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, для прохождения военных сборов сроком до двух месяцев в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в органах государственной охраны, органах федеральной службы безопасности.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 67719 N 57 от 08 сентября 2015 года "О назначении личного состава", на основании распоряжения генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с предназначением Щемелинин Е.В. назначен начальником района ВУС - 2301003, в звании подполковника, 20 тарифного разряда; призван отделом Военного комиссариата Республики Башкортостан; с 07 сентября 2015 года включен в список части.
Как следует из выписки из приказа командира войсковой части 67719 N 68 от 16 сентября 2015 года "Об исключении из личного состава" с 16 сентября 2015 года майор Щемелинин Е.В, ВУС - 2301003, "подполковник", 20 тарифный разряд, исключен из списков части как прошедший военные сборы.
Выпиской из приказа Министра обороны Российской Федерации N 744 от 17 октября 2018 года подтверждается присвоение Щемелинину Е.В. очередного воинского звания - подполковник.
Согласно ответу ФКУ "Военный комиссариат Республики Башкортостан" от 04 июня 2021 года пенсия Щемелинину Е.В. исчислена и выплачивается правильно, в соответствии с действующим федеральным законодательством. Законных оснований для перерасчета пенсии за выслугу лет, исходя из оклада по штатной должности, соответствующей 20 тарифному разряду, и оклада по воинскому званию "подполковник" не имеется.
Из вышеуказанного ответа ФКУ "Военный комиссариат Республики Башкортостан" также усматривается, что Щемелинин Е.В. уволен с военной службы приказом командующего войсками Центрального военного округа от 28 мая 2011 года N 79 в воинском звании майор, с воинской должности начальника гауптвахты военной комендатуры Уфимского гарнизона. Пенсия за выслугу лет назначена Щемелинину Е.В. с 20 июня 2011 года из оклада по указанной воинской должности, которая соответствует 10 тарифному разряду, оклада по воинскому званию "майор", присвоенному ему ко дню увольнения с военной службы, и процентной надбавки за выслугу лет, исчисленной из этих окладов.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истцу включено в общую продолжительность военной службы время прохождения военных сборов с 7 сентября 2015 года по 16 сентября 2015 года на штатной должности начальника Уфимского временного перегрузочного района, подполковник, 20 тарифный разряд в войсковой части 67719. Суд указал, что пенсия за выслугу лет исчисляется в соответствии с продолжительностью военной службы гражданина, последней штатной должностью, воинским званием, прямого запрета на не включение при расчете пенсии военнослужащим периодов прохождения военных сборов, штатной должности при прохождении военных сборов, воинского звания, присвоенного военнослужащему, действующее законодательство не содержит.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда первой инстанции не согласился.
Отменяя решение суда и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" на граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу подпункта "к" части 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", прохождение военных сборов отнесено к исполнению обязанностей военной службы.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы. Порядок прохождения военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, определяется Положением о проведении военных сборов, утверждаемым Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 56 указанного Федерального закона).
Согласно пункту 29 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 года N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности" время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина, о чем в установленном порядке делаются соответствующие записи в документах воинского учета.
В соответствии с пунктом 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановлением N 941) в выслугу лет для назначения пенсий уже после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается время пребывания на военных сборах не ранее чем с 01 марта 1993 года.
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, урегулировано Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1).
В статье 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного закона, в частности лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных сил Российской Федерации.
Согласно статье 43 Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Пунктом "а" части 1 статьи 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 предусмотрено, что право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 этого закона (в их числе военнослужащие), имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
Согласно части 2 статьи 14 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 в случае повторного определения на военную службу, или на службу в органы внутренних дел, или Государственную противопожарную службу, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, или на службу в войска национальной гвардии Российской Федерации, или на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации указанных в настоящей статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.
Согласно пунктам 8 и 9 Постановлением N 941 пенсия уволенным со службы военнослужащим исчисляется из суммы денежного довольствия, указанного в пункте 9 настоящего Постановления с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии. В денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, включаются уволенным с военной службы военнослужащим - оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и ежемесячную надбавку за выслугу лет к окладу месячного денежного содержания военнослужащего, исчисленную из этих окладов.
В силу части 2 статьи 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 военным пенсионерам выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что истец проходил военные сборы после увольнения с военной службы, при этом на военную службу вновь не поступал, соответственно, не увольнялся, выплата пенсии за выслугу лет в данный период истцу не приостанавливалась.
Из пунктов 16 и 19 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 года N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности", следует, что при проведении военных сборов осуществляется совершенствование гражданами военных знаний, умений и навыков при исполнении должностных обязанностей, а также осуществляется подготовка, переподготовка граждан по требуемым военно-учетным специальностям и воинским должностям.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что граждане, призванные на военные сборы, не проходят военную службу, а лишь исполняют обязанности военной службы, и статус военнослужащих не распространяется на них в полном объеме.
Суд также принял во внимание, что очередное воинское звание подполковник истцу присвоено 17 октября 2018 года, спустя три года после прохождения им военных сборов.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции обоснованными и не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы суда соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения и обстоятельствам данного гражданского дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, судебной коллегией отклоняются как необоснованные.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 года N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности", Постановления N 941, принял во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 3 апреля 2007 года N 338-О-О, в изложенных в судебном акте формулировках.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции не принял во внимание имеющие преюдициальное значение определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 04 июня 2020 года и решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 июня 2019 года, не могут служить основанием к отмене постановленного судебного акта.
Как следует из определения Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 04 июня 2020 года, оставившего в силе решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 июня 2019 года, суд признал незаконным решение военного комиссариата Республики Башкортостан об отказе Щемелинину Е.В. засчитать в общую продолжительность военной службы время прохождения военных сборов с 7 сентября 2015 года по 16 сентября 2015 года на штатной должности начальника Уфимского временного перегрузочного района в войсковой части 67719,, подполковник, 20 тарифный разряд и указанное время прохождения военных сборов включено в общую продолжительность военной службы.
Указанные судебные акты не имеют преюдициального значения для определения правильности расчета назначенной истцу пенсии в 2011 году. Включение спорного периода военной службы в общую продолжительность военной службы не может являться основанием для перерасчета пенсии истца, поскольку военные сборы имели место после увольнения истца с военной службы, без последующего поступления на службу по контракту.
Автор кассационной жалобы указывает на нарушении судом апелляционной инстанции норм процессуального права, выразившиеся в том, что суд не отразил в протоколе судебного заседания о ходатайстве истца о приобщении к материалам дела копии решения Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 18 июня 2019 года, а не только определения Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 04 июня 2020 года.
Данные доводы не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, поскольку указанное обстоятельство не свидетельствует о неправильном разрешении судом апелляционной инстанции заявленных исковых требований.
Ссылка в кассационной жалобе на пункт 5 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2021 года N 1-О, в котором по мнению автора жалобы, указано на то, что как военнослужащий, так и гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы, в связи с чем исковые требования Щемелинина Е.В. подлежат удовлетворения, судебной коллегией отклоняется как основанная на неправильном толковании норм материального права.
Определением от 19 января 2021 года N 1-О Конституционный Суд Российской Федерации выявил смысл положений подпункта 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пункта 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В определении Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что по общему правилу, граждане, призванные на военные сборы, имеют иной, чем у военнослужащих, статус с учетом существенных различий в условиях прохождения военной службы и военных сборов. Такое правовое регулирование основано на объективно существующих различиях в объеме и характере обязанностей, возлагаемых на относящихся к соответствующим категориям граждан (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2007 года N 338-О-О, от 24 декабря 2013 года N 2065-О и от 28 февраля 2017 года N 230-О).
Приведенные в кассационной жалобе иные доводы, проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводы суда апелляционной инстанции не опровергли.
Иное мнение о том, как должно быть рассмотрено дело, при отсутствии со стороны судебных инстанций нарушений норм материального и процессуального права не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 4 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Щемелинина Евгения Владимировича - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Уланова
Судьи Н.В. Бросова
С.К. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.