Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N38RS0034-01-2021-005690-48 (2-737/2022) по иску М.Л.Ю. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Иркутска средняя общеобразовательная школа N 38 о признании незаконным отстранения от работы, признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе М.Л.Ю. на решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 14 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 1 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
М.Л.Ю. обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению г. Иркутска средняя общеобразовательная школа N 38 (далее- МБОУ СОШ N 38) о признании незаконным отстранения от работы, признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что работает в МБОУ г. Иркутска СОШ N 38 с 12 марта 2018 г. в должности учителя английского языка.
27 октября 2021 г. работодатель издал приказ N "Об организации проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)", где было указано о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции всем работникам школы, подлежащим вакцинации в срок до 25 ноября 2021 г.
Согласно данному приказу необходимо было предоставить информацию (сертификат) о прохождении или медицинский отвод от проведения профилактических прививок в срок до 25 ноября 2021 г. В случае отсутствия документального подтверждения прохождения вакцинации к установленному сроку или в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации) отстранить работника без сохранения заработной платы до прохождения вакцинации.
9 ноября 2021 г. истец представила заявление, что 8 ноября 2021 г. посетила медицинское учреждение по вопросам вакцинации против новой коронавирусной инфекции. Кроме того, в данном заявлении было указано, что сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья, диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании лечении, составляют врачебную тайну.
16 ноября 2021 г. ответчиком был издан повторный приказ "Об организации проведения профилактических прививок против коронавирусной инфекции (COVID-2019)". С данным приказом она ознакомилась 18 ноября 2021 г. и была с ним не согласна.
26 ноября 2021 г. ответчик издал приказ N об отстранении ее от работы без сохранения заработной платы в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 на период до прохождения ею вакцинации либо отмены постановления от 15 октября 2021 г. N 69 Главного государственного врача Иркутской области. С данным приказом она не согласна, считает, что ее трудовые права грубо нарушены, ее незаконно отстранили от работы и лишили заработной платы.
Просила суд признать незаконным отстранение от работы, признать незаконным приказ от 26 ноября 2021 г. N "Об отстранении от работы", взыскать в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула за период с 26 ноября 2021 г. по день вынесения решения в размере 167 283, 27 руб, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб, судебные расходы в размере 15 000 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 14 апреля 2022 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 1 августа 2022 г. решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 14 апреля 2022 г. оставлено без изменения.
М.Л.Ю. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит об отмене решения Ленинского районного суда г. Иркутска от 14 апреля 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 1 августа 2022 г. как незаконных принятых с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы истца.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 12 марта 2018 г. между МБОУ г. Иркутска СОШ N 38 и М.Л.Ю. заключен трудовой договор, по условиям которого она принята на работу к ответчику на должность учителя английского языка.
Приказом исполняющего обязанности директора МБОУ г. Иркутска СОШ N 38 от 27 октября 2021 г. N "Об организации проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" всем работникам школы было предложено протий вакцинацию в срок до 25 ноября 2021 г, предоставить информацию (сертификат) о прохождении или медицинский отвод от проведения профилактических прививков срок до 25 ноября 2021 г. В случае отсутствия документального подтверждения прохождения вакцинации к уставленному сроку или в случае отказа работника пройти вакцинацию без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации) отстранить работника без сохранения заработной платы до прохождения вакцинации. Истец с приказом ознакомлена.
Указанный приказ был издан в соответствии с вступлением в силу Постановления главного санитарного врача по Иркутской области от 15 октября 2021 г. N 69 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) отдельным категориям (группам) граждан в Иркутской области по эпидемическим показаниям", на основании подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; ст.5, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", абз. 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации (далее- ТК РФ), а также с целью предотвращения распространения вируса новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).
9 ноября 2021 г. истцом работодателю было подано заявление о неразглашении врачебной тайны, запрета на разглашении третьим лицам врачебной тайны, в том числе сведений о наличии сертификата прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, кроме того в заявлении указано, что 8 ноября 2021 г. она посетила кабинет вакцинации.
На основании приказа директора МБОУ г. Иркутска СОШ N 38 от 16 ноября 2021 г. N "Об организации проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" работникам школы было предложено пройти обязательную вакцинацию в срок до 25 ноября 2021 г. либо предоставить информацию (сертификат) о прохождении или медицинский отвод по форме F-41 от проведения профилактических прививок. С приказом М.Л.Ю. была ознакомлена 18 ноября 2021 г.
Указанный приказ был издан в соответствии с указом Губернатора Иркутской области от 12 октября 2021 г. N 279-уг "О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлением Главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 15 октября 2021 г. "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Иркутской области по эпидемическим показаниям", постановлением мэра г. Иркутска от 19 марта 2020 г. N031-07-16/0 "О введении режима функционирования повышенной готовности для Иркутского городского звена территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", распоряжением администрации г. Иркутска от 20 октября 2021 г. N 031-10-497/21 "О проведении профилактических, прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям работников администрации г. Иркутска", распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска от 26 октября 2020 г. N 203-02-99/1 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям работников муниципальных организаций (учреждений, предприятий) г. Иркутска по эпидемическим показаниям", с целью предотвращения распространения вируса новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
26 ноября 2021 г. директором МБОУ г. Иркутска СОШ N 38 был издан приказ N об отстранении истца от работы, в соответствии с которым на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", она была отстранена от работы с 27 ноября 2021 г, в связи с не прохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19 (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации) на период до прохождения вакцинации либо отмены постановления от 15 октября 2021 г. N 69 Главного государственного санитарного врача Иркутской области. Этим же приказом истцу прекращено начисление заработной платы.
С данным приказом М.Л.Ю. ознакомлена 26 ноября 2021 г, о чем свидетельствует ее подпись с пометкой "Ознакомлена. Не согласна".
На момент рассмотрения спора трудовые отношения сторон не прекращены.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исходил из того, что прививка от коронавируса внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, главным санитарным врачом субъекта Российской Федерации вынесено соответствующее постановление о вакцинации отдельных категорий граждан, включая работников образовательных учреждений, действия работодателя по изданию приказа об организации проведения профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции основаны на законе, требование работодателя о прохождении вакцинации либо предоставлении подтверждающих документов о медицинском отводе являются правомерными, данный приказ является обязательным для исполнения работниками МБОУ г. Иркутск СОШ N 38, включая истца.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился, отклонив доводы о том, что у работодателя отсутствовали законные основания для отстранения истца от работы, поскольку она имела отвод от вакцинации против короновирусной инфекции, исходя из следующего. Решение о допуске к вакцинации принимает непосредственно медицинское учреждение, которое компетентно в определении необходимого количества единиц антител в произведенном исследовании и в установлении иных противопоказаний к вакцинации, при этом, М.Л.Ю. не представлено подтверждающих документов о медотводе от вакцинации против коронавирусной инфекции.
Также судом апелляционной инстанции отклонены и доводы истца о том, что приказ об отстранении от 26 ноября 2021 г. является неправомерным, так как конечный срок вакцинации определен датой 25 декабря 2021 г, поскольку Постановлением Главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 15 октября 2021 г. N 69 "О проведении профилактических прививок новой коронавирусной инфекции отдельным категориям (группам) граждан по эпидемическим показаниям" установлено проведение обязательной вакцинации в срок до 25 ноября 2021 г. первым компонентном или однокомпонентной вакциной. Каких-либо доказательств вакцинации в срок до 25 ноября 2021 г. первым компонентном или однокомпонентной вакциной, истцом в материалы дела не представлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами нормы материального права при разрешении спора применены правильно.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
На основании ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ) под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно- эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с абзц. 2, 4 ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ граждане обязаны: - выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; - не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц, и разрабатывать и проводить санитарно- противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, возложена также на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью (абзц. 2, 3).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 настоящего Федерального закона (п. 3).
Согласно ст. 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закол от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзц. 4 п. 2 ст. 50; - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзц. 5 подп. 6 п. 2 ст. 51).
Согласно п.18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в п. 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).
Согласно п. 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2, в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации, отнесен ко II группе патогенности.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715, дополнен п. 16: код заболеваний по МКБ-10 - В 34.2, наименование заболевания - коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Судами правильно учтено, что правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее также - Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
На основании абз. 4 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
В соответствии с п. 12 Перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, к таким работам относится работа в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которым определены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации и общие правила осуществления образовательной деятельности, относят к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.
В силу п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе, обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п. 1).
Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач РФ, главные государственные санитарные врачи субъектов РФ (п. 2).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п. 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 г. N 125н. (действовавший до отмены его приказом Минздрава России от 6 декабря 2021 г. N 1122н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок").
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 1-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники образовательных организаций.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Иркутской области от 15 октября 2021 г. N 69 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям граждан в Иркутской области по эпидемиологическим показаниям" установлено на территории Иркутской области профилактически прививки по эпидемическим показаниям против коронавирусной инфекции проводятся гражданам, подлежащим обязательной вакцинации, к которым отнесены, в том числе работники образовательных организаций.
Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Суды пришли к правильному выводу о том, что если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.
Доводы кассационной жалобы о том, что ст.76 ТК РФ не предусмотрено такого основания для отстранения от работы как несогласие с разглашением персональных данных и не прохождение вакцинации от коронавирусной инфекции, о том, что ст.21 ТК РФ устанавливает исчерпывающий перечень прав и обязанностей работника, и в указанном перечне не имеется обязанности проходить вакцинацию против коронавирусной инфекции, что требование об обязательной вакцинации является нарушением трудовых прав истца и дискриминацией, о том, что вакцинация осуществляется добровольно, не влекут отмену обжалуемых судебных актов, поскольку были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, не соглашаться с которой у суда кассационной инстанции оснований не имеется.
Согласно абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В данном случае, ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ предусмотрено, что отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 ТК РФ работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено ТК РФ, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаем, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (ч. 3 ст. 76 ТК РФ).
Судами правильно учтено, что отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 г. N 1867-О).
Были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции и доводы истца о том, что у кассатора имеется право самостоятельно принимать решение участия в вакцинации, либо подтвердить невозможность проведение вакцинации по медицинским показаниям, либо отказаться по личному волеизъявлению. Суд апелляционной инстанции отклонил указанные доводы, отметив, что работодатель вправе исключать сотрудников из состава лиц, подлежащих вакцинации, только при наличии противопоказаний либо предоставлении установленных работодателем документов, что М.Л.Ю. сделано не было.
Не могут быть приняты в качестве оснований для удовлетворения кассационной жалобы и ссылки на положения Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ, который закрепляет безусловное право граждан на отказ от профилактических прививок, поскольку профилактические прививки в любом случае проводятся при наличии информированного добровольного согласия гражданина (его законного представителя) на такое медицинское вмешательство. Тем самым, работники сами принимают решение о своей вакцинации и имеют право от нее отказаться. Однако, ТК РФ обязывает работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника в определенных случаях, которые могут быть предусмотрены в том числе другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Иное толкование М.Л.Ю. норм материального права является ошибочным, в связи с чем не может являться основанием для отмены или изменения судебных постановлений.
Руководствуясь положениями ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, установив отсутствие оснований для удовлетворения требований М.Л.Ю. о признании незаконным приказа об отстранении от работы, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности по начислению за спорный период заработной платы.
Доводы кассатора о несогласии с изложенными в решении выводами об основаниях отказа в удовлетворении требований, о незаконных действиях ответчика по отстранению истца от исполнения должностных обязанностей, об отсутствии необходимости такого отстранения, не влекут отмену судебных актов, поскольку действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников, в связи с чем не могут быть расценены как дискриминационные действия, предусмотренные ст.3 Трудового кодекса Российской Федерации.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 14 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 1 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу М.Л.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.