Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В. и судей Пильгановой В.М., Климовой С.В., при помощнике судьи Макушненко В.С., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пильгановой В.М. дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Скай Гейтс Эйрлайнс" на решение Савеловского районного суда города Москвы от 11 августа 2022 года, которым постановлено:
Исковые требования удовлетворить
Взыскать с ООО "Авиакомпания "Скай Гейтс Эйрлайнс" в пользу Белова М.А. заработную плату за сверхурочную работу за январь, май, июль, сентябрь, ноябрь, декабрь 2021 года, январь 2022 года в размере 2 776 011, 67 руб.
Взыскать с ООО "Авиакомпания "Скай Гейтс Эйрлайнс" госпошлину в бюджет г. Москвы за рассмотрение дела в размере 22080 руб,
УСТАНОВИЛА:
Истец Белов М.А. обратился в Савеловский районный суд г. Москвы с исковым заявление к обществу с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Скай Гейтс Эйрлайнс" (далее - ООО "Авиакомпания "Скай Гейтс Эйрлайнс") о взыскании заработной платы за сверхурочную работу за январь, май, июль, сентябрь, ноябрь, декабрь 2021 года и январь 2022 года в размере 2776011, 67 руб. (т. 1, л.д. 2-5).
Требования мотивированы тем, что он с 02.09.2020 по 24.01.2022 работал у ответчика в должности второго пилота. В связи с тем, что ответчик не учитывал время ожидания вылетов во внебазовых аэропортах между полетными сменами в 2021-2022 годах, ему была неправильно начислена и выплачена заработная плата. Ответчик не учел и не оплатил 516:09 часов его рабочего времени. По мнению истца указанное время является сверхурочной работой, которое подлежит оплате по правилам ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации.
В суде первой инстанции истец и его представитель исковые требования поддержали в полном объеме, просили иск удовлетворить; представитель ответчика иск не признал, в его удовлетворении просил отказать, в том числе, по пропуску срока на обращения в суд, предусмотренного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, по требованию о взыскании задолженности по заработной плате за январь 2021 года (т. 2, л.д. 17-21).
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит ответчик ООО "Авиакомпания "Скай Гейтс Эйрлайнс".
Истец Белов М.А. в заседание суда апелляционной инстанции не явился, воспользовался правом, предусмотренным статьей 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на ведение дела суде через представителя - Г, в связи с чем судебная коллегия в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие истца.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика В, возражения представителя истца Г, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, имеются.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 02.09.2020 между Беловым М.А. и ООО "Авиакомпания "Скай Гейтс Эйрлайнс" заключен трудовой договор, согласно которому, Белов М.А. принят на работу в подразделение летной службы/летный отряд В-747 на должность второго пилота воздушного судна В-747 с должностным окладом в размере 370000 руб. в соответствии с действующим "Положением об оплате труда членов летных экипажей" (т. 1, л.д. 24-31, т. 2, л.д. 23).
Приказом от 24.01.2022 N 01-у действие трудового договора от02.09.2020 N 23 прекращено, Белов М.А. был уволен 24.01.2022 на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации по инициативе работника (т. 2, л.д. 101).
Согласно Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов летных экипажей ООО "Авиакомпания "Скай Гейтс Эйрлайнс" N РИ-05-02 от 17.10.2019, установлено, что время ожидания вылета во внебазовом аэропорту между полётными сменами включается в рабочее время в размере одного часа за каждые четыре часа времени ожидания (т. 1, л.д. 39-50).
В обоснование исковых требований истцом представлены расчеты, согласно которым, ответчик в нарушение пункта 27 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации и локального нормативного акта полностью не учел рабочее время истца в январе 2021 года в количестве 96, 7 часов; мае 2021 года в количестве 88, 98 часов; июле 2021 года в количестве 70, 72 часов; сентябре 2021 года в количестве 62, 33 часа; ноябре 2021 года в количестве 67, 03 часов; декабре 2021 года в количестве 42, 05 часа; январе 2022 года в количестве 88, 28 часов.
Отклоняя довод ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд, предусмотренного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции верно указал на то, что согласно штемпелю АО "Почта России" на конверте, в котором иск поступил в суд, исковое заявление и приложенные к нему документы сданы истцом в отделение почтовой связи 29. 01.2022, при этом заработная плата за январь 2021 года полагалась к выплате истцу не позднее 10.02.2022, следовательно, срок исковой давности по требованию о взыскании задолженности по заработной плате за январь 2021 года не мог быть пропущен истцом ранее 11.02.2022. Оснований не согласиться с данным выводом у судебной коллегии не имеется.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 11, 99, 100, 129, 132, 135, 152, 329 Трудового кодекса Российской Федерации, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 139 от 21.11.2005, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, при этом исходил из того, что в табели учета рабочего времени занесена норма рабочего времени в максимально допустимом размере, которая истцом выработана полностью, то есть работа в объеме 516:09 часов являлась для истца сверхурочной и подлежала оплате ответчиком по правилам, установленным статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда в силу следующего.
Из трудового договора от 02.09.2020, заключенного между Беловым М.А. и ООО "Авиакомпания "Скай Гейтс Эйрлайнс", Белов М.А. с 02.09.2020 принят на работу в подразделение летной службы/летный отряд В-747 на должность второго пилота воздушного судна В-747 с должностным окладом в размере 370000 руб. в соответствии с действующим "Положением об оплате труда членов летных экипажей"; режим рабочего времени и отдыха работника устанавливается в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, внутренними положениями компании и регулируется законодательством Российской Федерации. Особенности режима рабочего времени и отдыха работников транспорта, имеющих особый характер работы, определяется в порядке, устанавливаемым Правительством Российской Федерации (п. 2.1.); работнику установлена сокращенная еженедельная продолжительность рабочего времени, которая не может превышать 36 часов в неделю (п. 2.2.), стороны пришли к соглашению, что максимальная продолжительность полетного времени, в рамках данного договора составляет до 80 часов за один календарный месяц, до 240 часов в квартал, до 800 часов за календарный год (п. 2.3.); продолжительность полетного времени, установленная п. 2.3. трудового договора с письменного согласия члена экипажа и с учетом мнения представителей работника может быть увеличена до 90 часов за один календарный месяц, до 270 часов в квартал, до 900 часов за календарный год (п. 2.4.) (т. 1 л.д. 24-31).
В соответствии с разделом II "Рабочее время" Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса РФ от дата N 139 (далее - Положение) рабочее время члена экипажа воздушного судна состоит из времени полетной смены, времени работы на земле между полетными сменами и времени перемещения в качестве пассажира по заданию (распоряжению) работодателя (п. 5) ; нормальная продолжительность рабочего времени члена летного экипажа и бортоператора не может превышать 36 часов в неделю; максимально допустимая продолжительность ежедневной работы члена экипажа не может превышать 8 часов. Исключением являются случаи применения суммированного учета рабочего времени, установленные п. 7 настоящего Положения (п. 6) ; в тех случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, установленная п. 6 настоящего Положения, членам экипажей устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода не более одного месяца. Учетный период может быть увеличен до квартала с учетом мнения представителей работников. Продолжительность рабочего времени за учетный период не может превышать нормального числа рабочих часов. Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представителей работников. Член экипажа освобождается от выполнения трудовых обязанностей, если он отработал установленную норму рабочего времени в учетном периоде. Исключением являются случаи, предусмотренные п. 8 настоящего Положения (п. 7).
Привлечение к сверхурочным работам производится работодателем с письменного согласия члена экипажа в случаях, предусмотренных п. п. 1 - 5 ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации. В других случаях привлечение к сверхурочным работам допускается с письменного согласия члена экипажа и с учетом мнения представителей работников для выполнения полетов, связанных с перевозкой пассажиров, багажа, грузов и почты, и полетов при выполнении авиационных работ. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого члена экипажа четырех часов сверх установленной продолжительности полетной смены в течение двух дней подряд (за исключением случаев, предусмотренных п. 39 настоящего Положения), 20 часов в месяц и 120 часов в год. При этом продолжительность полетной смены с учетом времени сверхурочных работ не может превышать максимально допустимую продолжительность полетной смены, установленную п. п. 16, 17 и 41 настоящего Положения. Исключением являются случаи, предусмотренные п. 39 настоящего Положения (рабочее время и время отдыха членов экипажа при непредвиденных обстоятельствах) (п. 8).
Согласно п. 9 Положения период рабочего времени с начала времени предполетной подготовки до завершения послеполетных работ является полетной сменой.
В п. 14 Положения установлено, что время работы члена экипажа на земле между полетными сменами включает: а) время прохождения предварительных подготовок к полетам, разборы полетов, профессиональная учеба, тренировки на тренажерах, проверка знаний, оформление полетной и другой служебной документации, изучение документов, регламентирующих организацию, обеспечение и выполнение полетов; б) время дежурства и пребывания в резерве; в) время пребывания по заданию (распоряжению) работодателя во внебазовом аэропорту в целях продолжения выполнения задания на полет (далее - время ожидания вылета во внебазовых аэропортах между полетными сменами) в размере, установленном п. 27 настоящего Положения; г) время погрузки и выгрузки воздушных судов; д) время выполнения иных трудовых обязанностей, не связанных с выполнением задания на полет. При этом время начала и окончания работы на земле, указанной в подп. "а" и "д", устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации.
Согласно п. 13 Положения член экипажа может быть привлечен к выполнению работы на земле после завершенной полетной смены не ранее окончания времени ежедневного отдыха, установленного п. п. 55, 56, 57, 59 Положения, и не позднее 12-часового периода отдыха перед началом очередной полетной смены.
В соответствии с п. 27 Положения время ожидания вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами включается в рабочее время в размере одного часа за каждые четыре часа времени ожидания. Во время ожидания вылета во внебазовом аэропорту между полетными сменами не включается время еженедельного отдыха, предусмотренное полетным заданием.
Этим же Положением установлены виды времени отдыха, являющегося непрерывным периодом времени на земле, в течение которого член экипажа свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (п. 52), к которым относятся отдых ежедневный (отдых между полетными сменами), отдых еженедельный непрерывный (выходные дни) и отдых ежегодный (отпуск основной и дополнительный) (п. 53).
Отдыху ежедневному (отдых между полетными сменами) соответствует непрерывный период времени, предоставляемый члену экипажа для восстановления работоспособности после выполнения очередной полетной смены, нормальная продолжительность времени которого должна составлять не менее двойной продолжительности завершенной полетной смены и устанавливаться с учетом: а) продолжительности времени завершенной полетной смены; б) разницы во времени между базовым и внебазовым аэропортами по всемирно-скоординированному времени; в) продолжительности дорожного времени во внебазовых аэропортах (п. п. 54, 55).
Положениями п. п. 56 - 58 предусмотрены случаи определения продолжительности отдыха между полетными сменами при разнице во времени по всемирно-скоординированному времени между базовым и внебазовым аэропортами и при продолжительности дорожного времени во внебазовом аэропорту и п. 59 предусмотрено, что по согласованию с представителями работников в базовом и внебазовых аэропортах продолжительность ежедневного отдыха, в зависимости от продолжительности завершенной полетной смены, может быть сокращена до значений минимального ежедневного времени отдыха, указанных в приложении N 6 Положения, с соблюдением норм, установленных п. п. 56, 58 настоящего Положения.
Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов. Еженедельный непрерывный отдых должен предоставляться, как правило, в месте постоянного проживания и включать две местных ночи по местному времени базового аэропорта (п. 61).
В п. 62 Положения предусмотрено, что еженедельный непрерывный отдых (выходные дни) может предоставляться в месте фактического нахождения члена экипажа при длительном ожидании вылета (трое суток и более) во внебазовых аэропортах (на оперативной точке). При этом выходные дни члена экипажа должны быть оформлены записью в задании на полет.
Еженедельный непрерывный отдых предоставляется не реже чем через шесть рабочих дней подряд или две ночные полетные смены подряд. При этом к ночным полетным сменам относятся смены, 50 процентов и более продолжительности которых приходится на местное время базового аэропорта с 22.00 до 06.00 (п. 63).
В разделе XX Положения установлены требования к планированию и учету рабочего времени и времени отдыха, которые предусматривают, что при сменной работе и суммированном учете рабочего времени член экипажа должен производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиками работы. Графики работы составляются работодателем с учетом мнения представителей работников не менее чем на один месяц и доводятся до сведения работников не позднее чем за месяц до введения их в действие. В случае производственной необходимости допускается изменение графиков работы с учетом мнения представителей работников, при этом указанные изменения доводятся до сведения работников не позднее чем за пять дней до введения их в действие (п. 64).
В п. п. 65, 66 Положения предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить точный учет сверхурочных работ и ведение учета рабочего времени и времени отдыха записей членам экипажей в следующем порядке: а) полетное время регистрируется в задании на полет экипажа и летных книжках членов экипажа; б) продолжительность полетной смены регистрируется в задании на полет; в) продолжительность рабочего времени, времени отдыха и сверхурочных работ регистрируется в табеле учета рабочего времени.
Понятие сверхурочной работы содержится в ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации, и такой работой является работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
При этом привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия в следующих случаях: 1) при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей; 2) при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников; 3) для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником; также предусмотрены случаи привлечения работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия: 1) при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия; 2) при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, систем газоснабжения, теплоснабжения, освещения, транспорта, связи; 3) при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях,
ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
Вышеприведенные нормативные положения также закреплены в локальных нормативных актах работодателя: Правилами внутреннего трудового распорядка (т. 2 л.д. 56-86), Положением об оплате труда работников наименование организации (т. 3 л.д. 112-132).
Согласно Положению об оплате труда летных экипажей воздушных судов наименование организации указанным работникам установлен должностной оклад, доплаты компенсационного характера и надбавки стимулирующего характера, которые могут устанавливаться за профессиональное мастерство и высокую квалификацию эффективное и добросовестное выполнение трудовых обязанностей, особые условия труда, включающие доплату за каждый выполненный рейс, за проведение тренировок, за ввод в строй, за работу в ночное время, за вредные условия труда, за работу в праздничный нерабочий день, за разъездной характер работы.
На основании анализа табелей учета рабочего времени (т. 2 л.д. 176-180), заданий на полет (т. 3 л.д. 2-111), а также расчетных листков
(т. 2 л.д. 162-175) за спорный период с 01.01.2021 по 31.01.2022, проверив представленный ответчиком расчет, судебная коллегия установила, что в указанный период имела место сверхурочная работа, которая должна быть оплачена по правилам ст. 152 Трудового кодекса Российской Федерации за первые два часа в не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
Так рабочее время истца составило: в январе 2021 года 145:49 часов при норме 108 часов, соответственно сверхурочная работа составила 37:49 часов, исходя из должностного оклада истца в размере 3700000 руб, его среднечасовой заработок за указанный месяц составлял 3425 руб. 90 коп. (3700000, 00 : 108), исходя из которого за первые два подлежит к оплате 102177 руб. 77 коп. (3425, 90 х 2 х 1, 5), за оставшиеся 35, 7 часов 244609 руб. 26 коп. (3425, 90 х 2), всего 254887 руб. 03 коп.; за период с 01.02.2021 по 30.05.2021 с учетом нахождения истца в отпуске 158:7 часов при норме 151:2 часа, сверх установленной нормы отработано 7:5 часов среднечасовой заработок за указанный месяц составлял 2335 руб. 86 коп, исходя из которого подлежит оплате 32707 руб. 04 коп. {(2335, 86 х2 х1, 5) + (2335, 86 х 2)}; за июль 2021 года 171:1 часов при норме 158, 4 часов, переработано 12:61 часов, исходя из среднечасового заработка 2335 руб. 86 коп. подлежит выплате 56574 руб. 53 коп. {(2335, 86 х2 х1, 5) + (2335, 86 х 10, 61)}; за сентябрь 2021 с учетом нахождения в отпуске отработано 96:7часов при норме 72 час, соответственно должно быть оплачено 110346 руб. 03 коп. {(2335, 86 х2 х1, 5) + (2335, 86 х 22, 12)}; за ноябрь 2021 года - 142:02 часов при норме с учетом отпуска 129:6 часов, среднечасовой заработок составлял 2587 руб. 41 коп. (3700000, 00 : 143), исходя из которого подлежит оплате 61683 руб. 85 коп. {(2587, 41 х2 х1, 5) + (2587, 41 х 10, 42)}; в декабре 2021 года переработки не было; в январе 2022 года - 91:26 часов при норме рабочего времени с учетом отпуска 72 часа, исходя из среднечасового заработка за указанный месяц в размере 3211 руб. 81 коп. подлежит оплате 121599 руб. 13 коп. {(3211, 81 х2 х1, 5) + (3211, 81 х 17, 43)}, всего: 637797 руб. 61 коп. (254887, 03 + 32707, 04 +56574, 53 +110346, 03 +61683, 85 + 121599, 13).
Учитывая, что истцом при расчете времени сверхурочной работы необоснованно завышено фактически отработанные часы, то с учетом приведенных расчетов, решение суда первой инстанции подлежит изменению, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 637797 руб. 61 коп, с указанной суммы в соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 9578 руб.
Иные доводы апелляционной жалобы ответчика о нарушении порядка проведении досудебной подготовки дела к судебному разбирательству, об отказе в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания не являются основаниями, предусмотренными ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены постановленного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Савеловского районного суда города Москвы от 11 августа 2022 года изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Скай Гейтс Эйрлайнс" в пользу Белова М.А. заработную плату в размере 637797 (шестьсот тридцать семь тысяч семьсот девяносто семь) рублей 61 копейка, в доход бюджета города Москвы государственную пошлину в размере 9578 (девять тысяч пятьсот семьдесят восемь) рублей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.