Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 7 сентября 2007 г. N А56-6913/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Корабухиной Л.И.,
Никитушкиной Л.Л.,
при участии от открытого акционерного общества "Северо-Западное пароходство" Кичтина А.Н. (доверенность от 12.12.06 б/н), Стаднюка А.С. (доверенность от 31.01.07 б/н), Горбуновой Ю.С. (доверенность от 17.08.07 б/н),
рассмотрев 04.09.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.05.07 по делу N А56-6913/2007 (судья Денего Е.С.),
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западное пароходство" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 20.02.07 N 24.
Решением от 08.05.07 суд удовлетворил заявление Общества.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда. По мнению подателя жалобы, налоговый орган правомерно отказал Обществу в применении ставки 0 процентов по налоговой декларации за октябрь 2006 года по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), поскольку им в этот налоговый период не был собран полный пакет документов в подтверждение обоснованности указанной льготной ставки, а 180-дневный срок для сбора документов, предусмотренный пунктом 9 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), на него с 01.01.06 не распространяется. Инспекция полагает, что в этой связи у налогоплательщика возникла обязанность до сбора этих документов исчислить налоговую базу по НДС за октябрь 2006 года по ставке 18 процентов.
В судебном заседании представители Общества возражали против доводов кассационной жалобы.
Инспекция о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество оказывало услуги, связанные с перевозкой экспортируемых товаров за пределы территории Российской Федерации и импортируемых товаров в Российскую Федерацию.
Инспекция провела камеральную проверку декларации Общества по НДС по ставке 0 процентов за октябрь 2006 года.
По результатам проверки Инспекция приняла решение от 20.02.07 N 24, которым доначислила Обществу 10 487 276 руб. НДС и предложила внести исправления в бухгалтерский учет.
Вероятно, в тексте документа допущена опечатка: вместо "подпунктами 2 и 3 статьи 164 НК РФ" следует читать "подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ"
В обоснование решения Инспекция указала, что у Общества на момент определения налоговой базы отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов при выполнении им работ (оказании услуг), предусмотренных подпунктами 2 и 3 статьи 164 НК РФ, поэтому указанные операции подлежат налогообложению по ставке 18 процентов. Поскольку пунктом 4 статьи 165 НК РФ в данном случае не предусмотрено представление таможенной декларации при совершении операций, предусмотренных подпунктами 2 и 3 статьи 164 НК РФ, момент определения налоговой базы устанавливается в соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ как день выполнения работ (оказания услуг) либо день их оплаты.
Общество оспорило решение Инспекции в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление Общества, суд сделал вывод о том, что освобождение перевозчиков от представления в налоговые органы таможенных деклараций не ограничивает их право на представление документов в доказательство обоснованного применения нулевой ставки в течение 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта.
Рассмотрев материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ при реализации работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок, перевозке и транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемых российскими организациями, и иных подобных работ (услуг) обложение НДС производится по ставке 0 процентов. При этом для обоснования права на применение ставки НДС в размере 0 процентов в отношении указанных работ (услуг) налогоплательщик должен представить в налоговые органы документы, предусмотренные пунктом 4 статьи 165 НК РФ.
Согласно пункту 4 статьи 165 НК РФ с 01.01.06 в налоговые органы российскими организациями, оказывающими услуги по перевозке товаров в международном сообщении, для подтверждения правомерности применения ставки по НДС 0 процентов грузовая таможенная декларация не представляется.
В силу пункта 9 статьи 165 НК РФ документы (их копии), подтверждающие правомерность применения ставки НДС в размере 0 процентов при реализации работ (услуг), представляются в налоговые органы в срок не позднее 180 дней с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, перемещения припасов. При этом указанный порядок не распространяется на налогоплательщиков, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ не представляют в налоговые органы таможенные декларации.
В соответствии с абзацем первым пункта 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 3, 8 и 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ, моментом определения налоговой базы по указанным работам (услугам) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. Таким образом, абзац первый названной нормы закона содержит общий порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) в перечисленных в ней случаях, в том числе и в отношении работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Абзацем вторым пункта 9 статьи 167 НК РФ установлено, что в случае, если полный пакет документов, перечисленных в статье 165 НК РФ, не собран на 181-й календарный день с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, перемещения припасов, момент определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ. Предусмотренный в данном случае иной порядок определения налоговой базы относится только к тем налогоплательщикам, которые в соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ должны представлять в течение 180 дней документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, в обоснование правомерности применения налоговой ставки по НДС 0 процентов в отношении экспортных операций. Данный случай не распространяется на налогоплательщиков, которые не должны представлять в налоговый орган таможенную декларацию в соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ.
С учетом изложенного следует признать противоречащим абзацу первому пункта 9 статьи 167 НК РФ вывод Инспекции о том, что при непредставлении таможенной декларации в соответствии с пунктом 4 статьи 165 НК РФ в отношении операций, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, налоговая база определяется по правилам пункта 1 статьи 167 НК РФ.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, устанавливающим ставки обложения НДС операций по реализации услуг по транспортировке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации, предусмотрено налогообложение таких операций по ставке 0 процентов. Поэтому при реализации услуг по транспортировке экспортируемого товара перевозчик согласно статьям 168 и 169 НК РФ выставляет покупателю услуг (экспортеру) счет-фактуру с указанием надлежащей ставки НДС - 0 процентов. Из положений данной нормы вытекает, что в силу прямого указания закона налогоплательщик не вправе изменять установленную статьей 164 НК РФ ставку налога. Из этого же исходит и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указавший в постановлениях от 20.12.05 N 9252/05 и 9263/05, от 04.04.06 N 14227/05 и 14240/05, от 19.06.06 N 1964/06 и от 20.06.06 N 14555/05 и 14588/05, что уплата экспортерами перевозчику груза НДС по ставке 18 процентов при расчетах за приобретенные услуги по транспортировке товаров на экспорт не соответствует законодательству о налогах и сборах.
Таким образом, при оказании российскими организациями услуг по перевозке вывозимых за пределы территории Российской Федерации товаров налоговая база определяется по ставке 0 процентов.
Факт оказания Обществом услуг по перевозке за пределы территории Российской Федерации товаров по спорной налоговой декларации подтвержден имеющимися в деле материалами и ничем не опровергается налоговым органом.
Кассационная инстанция также отмечает, что при подаче спорной декларации налогоплательщик представил налоговому органу полный пакет документов, предусмотренных пунктом 4 статьи 165 НК РФ, что отражено Инспекцией в оспариваемом решении.
При таких обстоятельствах следует признать правильным вывод суда о том, что у Инспекции отсутствовали законные основания для доначисления Обществу НДС по операциям, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ, по ставке 18 процентов.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с 01.01.07 утратил силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ. На это обстоятельство обращено внимание судов в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.07 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Поэтому в связи с неуплатой Инспекцией при подаче кассационной жалобы государственной пошлины с нее подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1 000 руб. за подачу кассационной жалобы.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 08.05.07 по делу N А56-6913/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1 000 руб. госпошлины за подачу кассационной жалобы.
Председательствующий |
Л.В. Блинова |
Л.Л. Никитушкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 сентября 2007 г. N А56-6913/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника