Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 13 декабря 2007 г. N А56-59777/2005
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 ноября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Грачевой И.Л., судей Сапоткиной Т.И. и Коняевой Е.В.,
при участии Веселовой А.Я. и ее представителя Спиридовича В.П. (доверенность от 23.11.2005); от открытого акционерного общества "Птицефабрика "Ломоносовская" Ивановой ПК. (доверенность от 01.02.2007),
рассмотрев 13.12.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Веселовой Александры Яковлевны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2007 (судья Астрицкая С.Т.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2007 (судьи Черемошкина В.В., Медведева И.Г., Слобожанина В.Б.) по делу N А56-59777/2005,
установил:
Веселова Александра Яковлевна обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к администрации муниципального образования "Ломоносовский район" (далее - администрация МО "Ломоносовский район"), именуемой в настоящее время администрацией муниципального образования "Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области" (далее - администрация МО "Ломоносовский муниципальный район"), с заявлением о признании незаконным постановления главы муниципального образования "Ломоносовский район" (далее - МО "Ломоносовский район") от 18.12.2000 N 510 "О приведении в соответствие с земельным законодательством Российской Федерации документов о правах собственности на землю по АОЗТ "Птицефабрика "Ломоносовская".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество "Птицефабрика "Ломоносовская" (далее - ЗАО "Птицефабрика "Ломоносовская"), именуемое в настоящее время открытым акционерным обществом "Птицефабрика "Ломоносовская" (далее - ОАО "Птицефабрика "Ломоносовская").
Решением от 29.05.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 10.09.2007, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Веселова А.Я. просит отменить названные судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Птицефабрика "Ломоносовская" просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании Веселова А.Я. и ее представитель поддержали доводы жалобы, а представитель ОАО "Птицефабрика "Ломоносовская" - доводы, приведенные в отзыве на нее.
Администрация МО "Ломоносовский муниципальный район" извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя в суд не направила, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением мэра Ломоносовского района Ленинградской области от 12.11.92 N 273/1 государственному предприятию "Птицефабрика "Ломоносовская" предоставлено в бессрочное пользование для сельскохозяйственных целей 680 га земель, в том числе 303 га сельскохозяйственных угодий.
Государственное предприятие "Птицефабрика "Ломоносовская" реорганизовано в акционерное общество закрытого типа "Птицефабрика "Ломоносовская" (далее - АОЗТ "Птицефабрика "Ломоносовская") в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.92 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса".
Решением внутрихозяйственной комиссии по приватизации земли и реорганизации государственного предприятия "Птицефабрика "Ломоносовская" от 19.11.92 з коллективно-долевую собственность трудовому коллективу передано имущество на сумму 55 498 тыс. руб. согласно акту оценки стоимости имущества названного предприятия по состоянию на 01.01.92 (т.1, л.д. 90). При этом земельный участок не указан в составе имущества, подлежащего передаче в собственность трудового коллектива.
Данное решение утверждено распоряжением Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 01.12.92 N 259.
Работники государственного предприятия "Птицефабрика "Ломоносовская" 24.12.92 заключили учредительный договор АОЗТ "Птицефабрика "Ломоносовская", в соответствии с пунктом 3.2 которого уставный фонд названного общества составил 55 498 тыс. руб. (т. 3, л.д. 19).
Пунктом 3.4 учредительного договора установлено, что распределение земли по паям не производится в связи с тем, что земельные площади не обеспечивают производства травяной муки.
Аналогичное положение содержится в пункте 5.4 устава АОЗТ "Птицефабрика "Ломоносовская", утвержденного 24.12.92 учредительной конференцией полномочных представителей трудового коллектива и зарегистрированного постановлением мэра Ломоносовского района Ленинградской области от 12.04.93 N 96/5.
Постановлением мэра Ломоносовского района Ленинградской области от 09.09.93 N 261/19 "О передаче земель акционерному обществу закрытого типа "Птицефабрика "Ломоносовская" для сельскохозяйственных целей АОЗТ "Птицефабрика "Ломоносовская" передано 303 га земель в коллективно-совместную собственность бесплатно согласно приложению N 1 и для сельскохозяйственных, производственных и других нужд - 344 га земель в постоянное (бессрочное) пользование согласно приложению N 2 (т.1, л.д. 94-95).
АОЗТ "Птицефабрика "Ломоносовская" выданы свидетельство от 29.09.93 N 11/7910 о праве коллективно-совместной собственности на землю в отношении 303 га земли и свидетельство от 29.09.93 N 11/7911 о праве постоянного (бессрочного) пользования на землю площадью 344 га.
Постановлением главы МО "Ломоносовский район" от 18.12.2000 N 510 "О приведении в соответствие с земельным законодательством Российской Федерации документов о правах собственности на землю по АОЗТ "Птицефабрика "Ломоносовская" постановление мэра Ломоносовского района от 09.09.93 N 261/19, а также свидетельство на право собственности на землю от 29.09.93 N 11/7910 и свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования на землю от 29.09.93 N 11/7911 признаны утратившими силу. Ломоносовскому райкомзему предписано внести изменения в данные государственного земельного учета и учитывать земли АОЗТ "Птицефабрика "Ломоносовская" на правах постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с постановлением мэра Ломоносовского района от 12.11.92 N 273/1 (т.1, л.д. 7).
В дальнейшем АОЗТ "Птицефабрика "Ломоносовская" реорганизовано в ЗАО "Птицефабрика "Ломоносовская", а затем в ОАО "Птицефабрика "Ломоносовская". По представлению прокуратуры глава МО "Ломоносовский район" постановлением от 19.12.2005 N 721 отменил свое постановление от 18.12.2000 N 510 и внес изменения и дополнения в постановление мэра Ломоносовского района Ленинградской области от 09.09.93 N 261/19.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2006 по делу N А56-2689/2006 по заявлению ЗАО "Птицефабрика "Ломоносовская" постановление от 19.12.2005 N 721 признано недействительным.
Веселова А.Я., владеющая 124 акциями ОАО "Птицефабрика "Ломоносовская", обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления главы МО "Ломоносовский район" от 18.12.2000 N 510, указывая на то, что данным постановлением нарушены ее права как участника коллективно-совместной собственности на земельный участок площадью 303 га.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция находит данный вывод судов соответствующим обстоятельствам дела.
Порядок проведения земельной реформы в сфере агропромышленного комплекса в период реорганизации государственного предприятия "Птицефабрика. "Ломоносовская" регулировался Указами Президента Российской Федерации от 27.12.91 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" (далее - Указ N 323) и от 27.10.93 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.12.91 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" и от 04.09.92 N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" (далее - Постановление N 708).
В соответствии с Указом N 323 коллективам совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного (постоянного) пользования, предлагалось до 1 марта 1992 года принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР.
Статьей 6 Земельного кодекса РСФСР предусматривалось, что совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям земля, находящаяся в государственной собственности, передается в бессрочное (постоянное) пользование; в случаях же преобразования этих предприятий в акционерные общества или кооперативные сельскохозяйственные предприятия земля по решению их коллективов может передаваться в коллективную собственность (совместную или долевую).
Порядок передачи земель колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, в коллективную совместную собственность граждан закреплялся статьей 8 Земельного кодекса РСФСР, согласно которой такие земли передавались в коллективную совместную собственность граждан по решению общих собраний названных предприятий.
Пунктом 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением N 708, регламентирован следующий порядок определения земельных долей. Трудовые коллективы реорганизуемых совхозов, совхозов и приватизируемых сельскохозяйственных предприятий принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации. С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме. К заявке прилагаются списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.03.92 N 213. В них включаются: работники колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях; лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий); временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства и т.п.), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения) и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 01.01.92.
Пунктом 23 названного Положения предусмотрено, что передача в собственность трудовым коллективам имущества животноводческих комплексов, птицефабрик и парниково-тепличных комбинатов осуществляется по решению Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом с согласия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Реорганизация этих предприятий осуществляется в "порядке, предусмотренном разделами I и II того же положения, как целостных производственных структур; в случае, если земельные площади хозяйств достаточны лишь для обеспечения кормами животноводства, работник не вправе получить земельную долю в натуре при выходе из хозяйства.
В пунктах 1 и 2 Указа N 323 установлено, что приватизация земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с действующим законодательством и данным Указом; решения по распределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.
Названный порядок приватизации земли, ранее используемой государственным предприятием "Птицефабрика "Ломоносовская", соблюден не был: документов, подтверждающих решение трудового коллектива о выборе формы собственности на землю, не представлено; заявка на предоставление земли со списком лиц, имеющих право на получение земли в собственность, в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий не подавалась; представление Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам не оформлялось.
Список акционеров АОЗТ "Птицефабрика "Ломоносовская", составленный в 1992 году, не может рассматриваться в качестве списка лиц, имеющих право на приватизацию земли, поскольку в силу пункта 9 Положения о реорганизации колхозов, "совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением N 708, правом на включение в этот список и на приватизацию земли обладали не только работники и акционеры названного государственного предприятия, но и другие лица, перечисленные в указанном пункте.
При таких обстоятельствах постановление мэра Ломоносовского района от 09.09.93 N 261/19 о передаче земельного участка площадью 303 га в коллективно-совместную собственность АОЗТ "Птицефабрика "Ломоносовская" не может рассматриваться как надлежащее решение о приватизации земли. Названное общество субъектом данного права быть не может, а списка лиц, являющихся участниками данного вида собственности, не имеется. К тому же свидетельство о коллективно-совместной собственности на землю никому из граждан - членов трудового коллектива не выдавалось, а выдано в 1993 году только АОЗТ "Птицефабрика "Ломоносовская".
В связи с тем, что постановление мэра от 09.09.93 N 261/19 принято с нарушением законодательства, глава МО "Ломоносовский район" постановлением от 18.12.2000 N 510 правомерно признал утратившими силу постановление от 09.09.93 N 261/19 и свидетельства о праве коллективно-совместной собственности АОЗТ "Птицефабрика "Ломоносовская" на 303 га земли и о праве постоянного (бессрочного) пользования на 344 га земли.
Право коллективно-совместной собственности на земельный участок площадью 303 га не возникло ввиду незавершения процесса приватизации данного участка в установленном законом порядке, а следовательно, данный участок остался в государственной собственности.
С учетом изложенных обстоятельств суд признал, что у Веселовой А.Я. отсутствует право, которое может быть нарушено постановлением от 18.12.2000 N 510, а потому в силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ее заявление удовлетворению не подлежит.
Суд кассационной инстанции считает ошибочными выводы судов обеих инстанций о пропуске заявителем срока исковой давности и о преюдициальном значении судебных актов арбитражных судов по делу N А56-2689/2006 ввиду неучастия в данном деле Веселовой А.А., однако эти выводы не повлияли на правильность принятого по делу решения.
При таком положении отсутствуют оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалобы.
При подаче кассационной жалобы Веселова А.Я. уплатила государственную пошлину в большем размере, чем установлено подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому ей надлежит возвратить из федерального бюджета 950 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2007 по делу N А56-59777/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Веселовой Александры Яковлевны - без удовлетворения.
Возвратить Веселовой Александре Яковлевне из федерального бюджета 950 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по квитанции Сбербанка России от 27.10.2007.
Председательствующий |
И.Л. Грачева |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
|
Е.В. Коняева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 декабря 2007 г. N А56-59777/2005
Заявление Гражданина к Администрации МО о признании незаконным постановления главы МО о приведении в соответствие с земельным законодательством документов о правах собственности на землю АОЗТ не удовлетворено, так как, в частности, право коллективно-совместной собственности на земельный участок не возникло ввиду не завершения процесса приватизации данного участка в установленном законом порядке, следовательно, данный участок остался в государственной собственности, а у Гражданина отсутствует право, которое может быть нарушено оспариваемым постановлением
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника