Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 28 февраля 2008 г. N А56-31470/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06 ноября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Михайловской Е.А., Мунтян Л.В.,
при участии от Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Санкт-Петербургу Лазаревой Т.С. (доверенность от 09.01.08 N 15-25/21),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 2 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2007 по делу N А56-31470/2007 (судья Трохова М.Б.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Мобилюкс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция) от 29.08.2007 N 209 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции от 06.11.2007 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам, имеющим значение для дела и на неправильное применение им норм материального права, просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 16.08.2007 налоговой инспекцией проведена проверка заявителя по вопросам соблюдения требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ). Объектом проверки являлся принадлежащий Обществу автомат моментальной оплаты (терминал), установленный по адресу: Санкт-Петербург, г.Пушкин, Детскосельский б-р, д.9.
В ходе проверки выявлено, что оплата для зачисления денег на лицевой счет абонента в сумме 100 рублей произведена через электронный терминал самообслуживания без применения контрольно-кассовой техники: на квитанции отсутствует признак фискального режима, в чем усмотрено нарушение пункта 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ.
По факту выявленного правонарушения налоговой инспекцией составлен акт от 16.08.2007 N 000209. По результатам проверки в присутствии представителя Общества 17.08.2007 составлен протокол N 229 об административном правонарушении и вынесено постановление от 29.08.2007 N 209, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Обществу назначено наказание в виде 30 000 рублей штрафа.
Общество, посчитав постановление налогового органа незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа.
Согласно статье 1 Закона N 54-ФЗ под контрольно-кассовой техникой понимаются контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.
Пунктом 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории Российской Федерации применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 285 функции по ведению Государственного реестра контрольно-кассовой техники возложены на Федеральное агентство по промышленности.
На момент проверки Государственный реестр контрольно-кассовой техники, включающий в себя электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, а также программно-технические комплексы, отсутствовал.
Судом установлено, что Общество при осуществлении приема платежей за оказываемые операторами сотовой связи услуги не применяло контрольно-кассовую машину, однако использовало терминал самообслуживания - автомат по приему различного рода платежей, который содержит элементы электронно-вычислительной машины (монитор, клавиатуру, системный блок и комплект программного обеспечения) и, следовательно, относится к разновидности контрольно-кассовой техники.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" разъяснил, что в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо контрольно-кассовых машин иных указанных в Законе N 54-ФЗ видов контрольно-кассовой техники названные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин (пункт 2).
С учетом изложенного кассационная инстанция считает правильным вывод суда о неправомерности привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, решение суда соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2007 по делу N А56-31470/2007, оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 2 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.В. Клирикова |
Судьи |
Е.А.Михайловская |
|
Л.Б.Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ст.14.5 КоАП РФ оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях ККМ влечет наложение административного штрафа.
По мнению ИФНС, налогоплательщик подлежит привлечению к административной ответственности в связи с тем, что он осуществлял деятельность по приему платежей за услуги сотовой связи через электронный терминал самообслуживания без применения ККТ, так как в платежном терминале отсутствует фискальный регистратор.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" под ККТ понимается ККМ, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.
Судом установлено, что налогоплательщик при осуществлении приема платежей за оказываемые операторами сотовой связи услуги не применял ККМ, однако использовал терминал самообслуживания - автомат по приему различного рода платежей, который содержит элементы электронно-вычислительной машины (монитор, клавиатуру, системный блок и комплект программного обеспечения) и, следовательно, относится к разновидности ККТ.
При этом в п.2 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 г. N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст.14.5 КоАП РФ, за неприменение ККМ" указано, что в случае использования организацией или индивидуальным предпринимателем вместо ККМ иных указанных в Законе N 54-ФЗ видов ККТ названные лица не могут быть привлечены к ответственности за неприменение ККМ.
Таким образом, суд пришел к выводу о неправомерности привлечения налогоплательщика к административной ответственности по ст.14.5 КоАП РФ.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2008 г. N А56-31470/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника