Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 20 марта 2008 г. N А05-5719/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06 февраля 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 января 2008 г.
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 декабря 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Асмыковича А.В., Дмитриева В.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Гладких О.С. (доверенность от 09.01.2008 N 12-14/00002),
рассмотрев 19.03.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.07.2007 (судья Сметанин К.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2007 (судьи Пестерева О.Ю., Виноградова Т.В., Маганова Т.В.) по делу NА05-5719/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Архангельская сбытовая компания" (далее - Общество, ОАО "Архангельская сбытовая компания") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - налоговая инспекция) от 02.04.2007 N 75.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19.07.2007, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2007, заявленные Обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на положения статьи 146, пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), статей 6, 38, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). По мнению подателя жалобы, ОАО "Архангельская сбытовая компания" не является непосредственным получателем бюджетных средств, поскольку они поступают ему на основании договоров, что исключает возможность применения налогоплательщиком положений абзаца 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ. Фактически спорные денежные средства являются оплатой за оказанные услуги и, соответственно, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) в общеустановленном порядке.
В отзыве на кассационную жалобу, ОАО "Архангельская сбытовая компания" ссылаясь на ее необоснованность, просит решение от 19.07.2007 и постановление от 28.11.2007 оставить без изменения.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы кассационной жалобы.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ОАО "Архангельская сбытовая компания" 21.12.2006 представило в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за август 2006 года и документы к ней.
Согласно данной декларации Общество исключило из налогооблагаемой базы по НДС суммы, полученные от органов Государственного учреждения "Отделение социальной защиты" в счет возмещения текущих расходов, связанных с предоставлением услуг гражданам, имеющим право на льготы. Налогоплательщик произвел перерасчет сумм НДС, указанных в первичной налоговой декларации к уплате в размере 494 379 руб., и заявил к возмещению из бюджета 564 730 руб. данного налога.
Налоговый орган провел камеральную проверку представленной уточненной декларации и документов, в ходе которой пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика права на налоговые вычеты в заявленной сумме. Налоговая инспекция посчитала, что денежные средства, полученные ОАО "Архангельская сбытовая компания" в счет возмещения расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, являются доходом, связанным с реализацией работ (услуг), и на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ подлежат включению в налогооблагаемую базу при исчислении НДС. Такой вывод налоговой инспекции мотивирован тем, что полученные Обществом денежные средства в силу норм статей 6, 38 БК РФ не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования, ни в качестве целевых поступлений из бюджета, поскольку целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществить их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже понесены получателем, в полном или частичном возмещении. В данном же случае, ОАО "Архангельская сбытовая компания" не приобрело каких-либо товаров (работ, услуг), для оплаты которых ему были бы необходимы целевые бюджетные средства, а, напротив, само оказывало услуги. Таким образом, по мнению налоговой инспекции, полученные им денежные средства по своему экономическому содержанию представляют собой доход. Кроме того, данные средства не подлежат отдельному учету, не предназначены для расходования на строго определенные цели, могут использоваться получателем по своему усмотрению и об их расходовании налогоплательщик отчитываться не обязан.
По результатам камеральной проверки налоговая инспекция приняла решение от 02.04.2007 N 75, которым на основании пункта 1 статьи 109 НК РФ отказала в привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, доначислила ему уменьшенный НДС в сумме 494 379 руб. по сроку 20.09.2006 и восстановила неправомерно заявленный к вычету из бюджета НДС в сумме 564 730 руб. по сроку 20.09.2006.
ОАО "Архангельская сбытовая компания" не согласилось с решением налоговой инспекции и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление налогоплательщика, сделав вывод о том, что из смысла подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ не вытекает обязанности Общества включать спорные суммы в налогооблагаемую базу по НДС, поскольку такие средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы налогового органа, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов в силу следующего.
Пункт 1 статьи 146 НК РФ определяет объекты налогообложения по НДС.
Согласно названной норме Кодекса, объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Порядок определения базы, облагаемой НДС, установлен статьями 153 - 162 НК РФ.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 153 НК РФ налоговая база по НДС при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиками (в том числе организациями, реализующими электроэнергию, оказывающими услуги ЖКХ, почтовой связи и т.д.) государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Данная норма НК РФ корреспондируется с пунктом 13 статьи 40 НК РФ, в соответствии с которым при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения применяются вышеуказанные цены (тарифы).
С 01.01.2006 на основании Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 119-ФЗ) пункт 2 статьи 154 НК РФ дополнен положениями, в соответствии с которыми суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
В то же время согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
В соответствии со статьей 6 БК РФ под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Под субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Из доводов кассационной жалобы следует, что ответчик оспаривает наличие у заявителя статуса бюджетополучателя.
Кассационная инстанция не может согласиться с таким доводом жалобы налогового органа.
В соответствии со статьей 162 БК РФ получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на их получение в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Из материалов дела усматривается, что между ОАО "Архангельская сбытовая компания" и государственным учреждением "Отделение социальной защиты населения по городу Архангельску" (далее - Отделение социальной защиты) заключен ряд договоров на возмещение расходов по мерам социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, которыми установлен порядок возмещения Обществу расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан в 2006 году, в том числе, договор от 10.01.2006 N 3-03 на возмещение расходов согласно Областному закону от 10.11.2006 N262-33-03 "О мерах социальной поддержки ветеранов, граждан, пострадавших от политических репрессий и иных категорий граждан", договор от 10.01.2006 N 3-ФЗ на возмещение расходов гражданам, подвергшимся радиационному воздействию, а также отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, договор от 10.01.2006 N 3-ОМЗ на возмещение расходов согласно Областному закону от 22.06.2005 N 55-4-ОЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области".
Изучив условия перечисленных договоров, суды установили наличие в них условий о том, что Отделение социальной защиты осуществляет перечисление Обществу средств областного бюджета в целях возмещения расходов, понесенных в связи с предоставлением последним мер социальной поддержки в пределах выделенных ассигнований и по мере их поступления на лицевой счет Отделения (подпункты 2.2.3 пункта 2 названных договоров).
ОАО "Архангельская сбытовая компания" также заключен договор от 08.02.2006 N Г-35/2006 с Управлением социальной защиты населения администрации Архангельской области (далее - Управление социальной защиты населения) в силу которого Обществу возмещаются расходы на предоставление на территории Архангельской области услуг по оплате электроэнергии в связи с реализацией Закона Российской Федерации от 15.01.1993 N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой славы", а также Положения о почетном гражданине города Архангельска, утвержденного решением Архангельского городского Совета депутатов от 25.04.1997 N 45. Положениями данного договора также предусмотрено перечисление заявителю средств областного бюджета в целях возмещения расходов, понесенных в связи с реализацией перечисленных нормативных актов (пункт 2.2.1 пункта 2, пункт 2.3 договора).
Факт реализации Обществом услуг по льготным ценам налоговый орган не оспаривает.
Изучив представленные документы, суды установили, что спорные денежные средства перечислялись Обществу на основании договоров с органами социальной защиты в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований из областного бюджета.
Тот факт, что денежные средства в данном случае не поступают получателю бюджетных средств непосредственно с бюджетного счета в виде бюджетных ассигнований, не имеет значения для квалификации фактов расходования бюджетных средств как бюджетного финансирования.
Правильно применив положения статей 154, 162 НК РФ, 38, 162 БК РФ, суды пришли к обоснованному выводу о том, что денежные средства, получаемые ОАО "Архангельская сбытовая компания", предоставлялись ему на возмещение расходов, возникших в результате предоставления льгот отдельным категориям потребителей согласно установленному в договорах перечню, в связи с чем, заявитель обоснованно исключил указанные суммы из налогооблагаемой базы по НДС.
Суды также обоснованно указали на то, что из смысла подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ не вытекает обязанности Общества включать эти суммы в налогооблагаемую базу по данному виду налога, так как такие средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
При таких обстоятельствах обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19.07.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2007 по делу N А05-5719/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
А.В. Асмыкович |
|
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 марта 2008 г. N А05-5719/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника