Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 1 июля 2022 г. по административному делу N 2а-249/2021 по административному исковому заявлению Машенкина Ю.В. к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, начальнику Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения N 3 Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике Губжеву Р.А, старшему государственному инспектору Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения N 3 Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике Ульбашеву Р.Я. о признании незаконным бездействия должностных лиц и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений, выслушав представителя Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике Пантелиди В.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, Машенкина Ю.В, возражавшего против жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Машенкин Ю.В. обратился в суд с административным иском к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике (далее также - МВД по Кабардино-Балкарской Республике), начальнику Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения N 3 Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике (далее также - МРЭО ГИБДД N 3 МВД по Кабардино-Балкарской Республике) Губжеву Р.А, старшему государственному инспектору Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения N 3 Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике Ульбашеву Р.Я. о признании незаконным бездействия должностных лиц и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование своих требований указал на то, что на основании вступившего в законную силу решения Майского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18 декабря 2008 г. он является собственником признанного судом бесхозяйной вещью, транспортного средства - мотороллера "Муравей-2М-02", 20 декабря 1988 года выпуска, изготовитель завод АК "Туламашзавод". 17 августа 2020 г. он обратился в МРЭО ГИБДД N 3 МВД по Кабардино-Балкарской Республике с заявлением об осуществлении регистрационных действий по выдаче на указанное транспортное средство паспорта транспортного средства и его постановки на государственный учет, однако решением старшего государственного инспектора МРЭО ГИБДД N 3 МВД по Кабардино-Балкарской Республике Ульбашева Р.Я. от 19 августа 2020 г. в проведении регистрационных действий отказано на основании положения пункта 4 части 5 статьи 20 и статьи 15 Федерального закона о государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации, его жалоба на решение указанного должностного лица временно исполняющим обязанности начальника МРЭО ГИБДД N 3 МВД по Кабардино-Балкарской Республике Сижажевым К.Ф, оставлена без удовлетворения. Считает свои права, как собственника транспортного средства, нарушенным и с учетом заявленных уточнений, просит признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в несовершении ими действий по оформлению и выдаче ему паспорта транспортного средства и возложить обязанности устранить допущенные нарушения.
Решением Майского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 9 февраля 2021 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 14 мая 2021 г. указанное решение суда первой инстанции отменено, дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Решением Майского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27 сентября 2021 г. в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 3 декабря 2021 г. решение Майского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27 сентября 2021 г. отменено, по делу принято новое решение, которым административное исковое заявление Машенкина Ю.В. удовлетворено, признано незаконным бездействие старшего государственного инспектора МРЭО ГИБДД N 3 МВД по Кабардино-Балкарской Республике, капитана полиции Ульбашева Р.Я. и врио начальника МОЭ, ТН и РАМТС N 3 МВД по Кабардино-Балкарской Республике, майора полиции Сижажева К.Ф. в несовершении им действий по оформлению и выдаче в установленном порядке паспорта транспортного средства, предъявленного к регистрации, грузового мотороллера "Муравей 2М-02" (модель: "данные изъяты"), синего цвета, рама N, N двигателя N, изготовленного организацией-изготовителем АК "Туламашзавод" до ДД.ММ.ГГГГ Признано незаконным бездействие должностного лица МОЭ, ТН и РАМТС N3 МВД по Кабардино-Балкарской Республике, возложена на административного ответчика МВД по Кабардино-Балкарской Республике совершить действия по оформлению и выдаче паспорта транспортного средства на указанное транспортное средство.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 3 марта 2022 г. апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 3 декабря 2021 г. оставлено без изменения, кассационная жалоба Машенкина Ю.В. - без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2022 г. апелляционное определение судебной коллегии по административным делам апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 3 декабря 2021 г. и кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 3 марта 2022 г. отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 13 октября 2022 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 19 октября 2022 г, Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике просит судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и нарушение норм процессуального права.
Относительно доводов кассационной жалобы Машенкиным Ю.В. представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений, выслушав представителя Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике Пантелиди В.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, Машенкина Ю.В, возражавшего против жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании вступившего в законную силу решения Майского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 18 декабря 2008 г. Машенкин Ю.В. является собственником транспортного средства - мотороллера "Муравей-2М-02", 20 декабря 1988 года выпуска, изготовитель завод АК "Туламашзавод", которым указанное транспортное средство признано бесхозяйной вещью и передано в собственность Машенкину Ю.В.
На обращение Машенкина Ю.В. в МРЭО ГИБДД N 3 МВД по Кабардино-Балкарской Республике с заявлением об осуществлении регистрационных действий по выдаче на указанное транспортное средство паспорта транспортного средства и его постановки на государственный учет, решением старшего государственного инспектора МРЭО ГИБДД N 3 МВД по Кабардино-Балкарской Республике Ульбашева Р.Я. от 19 августа 2020 г. в проведении регистрационных действий отказано со ссылкой на пункт 4 части 5 статьи 20 и статьи 15 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Закон N 283-ФЗ). Жалоба Машенкина Ю.В. на указанное решение должностного лица временно исполняющим обязанности начальника МРЭО ГИБДД N 3 МВД по Кабардино-Балкарской Республике Сижажевым К.Ф, оставлена без удовлетворения.
Полагая свои права, как собственника транспортного средства, нарушенным Машенкин Ю.В. обратился с настоящим административным иском в суд.
В соответствии со статьей 5 Закона N 283-ФЗ предусмотрена обязательность государственного учета транспортных средств, принадлежащих физическим лицам.
Согласно части 2 статьи 10 названного закона регистрационные действия совершаются регистрационными подразделениями в срок, установленный административным регламентом предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Перечень документов, предоставляемых для совершения регистрационных действий установлен в статье 15 в редакции указанного закона, действовавшей до 30 декабря 2021 г, согласно части 1 которого должностное лицо регистрационного подразделения вправе потребовать от обратившегося в регистрационное подразделение лица для совершения регистрационных действий представления следующих документов: 1) заявление владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий; 2) документ, удостоверяющий личность физического лица, являющегося владельцем транспортного средства, а в случае обращения представителя владельца транспортного средства - также документ, удостоверяющий личность представителя владельца транспортного средства, и документ, подтверждающий его полномочия. Документ, удостоверяющий личность владельца транспортного средства, не представляется, если регистрационное действие совершается с участием специализированной организации или если полномочия представителя владельца транспортного средства основаны на нотариально удостоверенной доверенности; 3) документы, идентифицирующие транспортное средство. Представление указанных документов не требуется в случае оформления этих документов взамен утраченных; 4) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств - в случае постановки транспортного средства на государственный учет и в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства; 5) документы, устанавливающие основания для постановки транспортного средства на государственный учет, внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета; 6) документ об уплате государственной пошлины за осуществление юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией транспортных средств.
Аналогичные требования содержались в ранее действовавшем Административном регламенте Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 7 августа 2013 г. N 605.
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 20 Закона N 283-ФЗ снованиям для отказа в совершении регистрационных действий относится непредставление документов, необходимых для совершения регистрационных действий в соответствии с порядком государственной регистрации транспортных средств, либо представление документов, исполненных карандашом либо имеющих подчистки или приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемого административным истцом отказа в проведении регистрационных действий и выдаче паспорта транспортного средства, при этом исходил из того, что им не представлены доказательства нахождения транспортного средства в исправном состоянии и о его безопасности, а также пропуска административным истцом процессуального срока обращения в суд.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что выдача паспорта транспортного средства на транспортные средства, изготовленные организациями - изготовителями до 1 июля 1993 года не ставится в зависимость от предоставления собственником транспортного средства одобрения типа транспортного средства или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства (если транспортное средство не является единичным транспортным средством), а обязанность Госавтоинспекции выдать такой ПТС возникает в отношении транспортных средств отечественного серийного производства, изготовленных организациями - изготовителями до ДД.ММ.ГГГГ, документом подтверждающим соответствие спорного мотороллера установленным требованиям безопасности дорожного движения в данном случае может являться только диагностическая карта, оформленная по результатам проведения технического осмотра, и требуется эта диагностическая карта только для допуска транспортного средства к эксплуатации на уже зарегистрированное транспортное средство. Для оформления и выдачи ПТС на транспортное средство диагностическая карта не требуется, таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что поскольку указанный мотороллер был выпущен в эксплуатацию в 1988 году то есть, до ДД.ММ.ГГГГ, у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в выдаче Машенкину Ю.В. паспорта транспортного средства на мотороллер "Муравей 2М-02.
Между тем, суд апелляционной инстанции не учел следующее.
Направляя данное дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции в своем кассационном определении от 27 апреля 2022 г. указал суду апелляционной инстанции на следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 14 Закона N 283-ФЗ предусмотрено, что документами, идентифицирующими транспортное средство, являются, в том числе паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства).
Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23 июня 2005 г. утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, которое действовало в момент возникновения спорных правоотношений (далее - Положение).
Согласно пункту 7 Положения подразделениями Госавтоинспекции паспорта выдаются на транспортные средства, изготовленные организациями-изготовителями до 1 июля 1998 г. или ввозимые в Российскую Федерацию до 1 июля 1997 г, при предъявлении их для регистрации, и на транспортные средства, зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции до указанных дат, в случае изменения регистрационных данных либо при снятии их с учета в установленном порядке, а также на транспортные средства, отнесенные к единичным транспортным средствам, изготовленным в Российской Федерации или выпускаемым в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу при наличии выданного на них Свидетельства.
Указанным Свидетельством является свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства и на шасси при наличии одобрения типа шасси (далее - ОТШ). Допускается выдача паспортов на основании одобрения типа транспортного средства (ОТТС) и Заключения о соответствии шасси предъявляемым требованиям, выданных до вступления в силу Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, сохраняющих свое действие до истечения срока, на который они были выданы.
Обращаясь с заявлением о постановке транспортного средства на учет, административный истец регистрирующему органу представил страховой полис обязательного страхования. Документы, идентифицирующие транспортное средство и паспорт транспортного средства, 1988 года выпуска, ранее не поставленным на учет, а также приведенные в названных Правилах документы, административным истцом, представлено не было.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1764 утверждены Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 14 Правил регистрационные действия, за исключением случаев постановки на государственный учет транспортного средства, являющегося опытным (испытательным) образцом, прекращения государственного учета транспортного средства или снятия транспортного средства с государственного учета, производятся при наличии действительного паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) или электронного паспорта транспортного средства (электронного паспорта шасси транспортного средства) со статусом "действующий" в системе электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств), оформленного в порядке, предусмотренном Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 г.
Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов, заключенным в г. Москве 15 августа 2014 г. членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, предусмотрено, что паспорт транспортного средства (паспорт шасси транспортного средства) - паспорт, выдаваемый на предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортные средства, имеющие двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом свыше 50 куб. см или электродвигатель(ли) максимальной (суммарной) мощностью более 4 кВт и (или) максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепы к ним (паспорт, выдаваемый на шасси транспортного средства в случае поставки шасси их потребителям).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. N 122 утвержден Порядок функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники, Приложением N 7 к которому утверждена Правила оформления электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств).
Пунктом 6 Приложения N 7 предусмотрено обязательное предоставление документа, подтверждающего соответствие транспортного средства обязательным требованиям безопасности - регистрационный номер и дата внесения записи об одобрении типа транспортного средства (одобрении типа шасси), свидетельстве о безопасности конструкции транспортного средства в Единый реестр выданных одобрений типа транспортного средства, одобрений типа шасси, свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и зарегистрированных уведомлений об отмене документа, удостоверяющего соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011), предусмотренный Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 1 декабря 2014 г. N 225, а также наименование органа по сертификации, оформившего одобрение типа транспортного средства (одобрение типа шасси), или испытательной лаборатории (центра), оформившей свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, или номер и дата оформления документа об оценке соответствия обязательным требованиям, установленным законодательством государства-члена, выданного в отношении транспортного средства (шасси), являющегося объектом технического регулирования ТР ТС 018/2011, до дня вступления в силу ТР ТС 018/2011, а также наименование органа (организации), оформившего такой документ.
Таким образом, как указал суд кассационной инстанции, как на момент совершения административными ответчиками действий по отказу в постановке транспортного средства административного истца на учет и выдачи ему паспорта транспортного средства, так и в настоящее время, при отсутствии паспорта транспортного средства необходимо предоставление ряда документов, по сведениям в которых вносятся сведения в паспорт транспортного средства, в том числе документа, подтверждающего безопасность конструкции транспортного средства обязательным требованиям, что административным истцом не представлено, при этом представленная административным истцом в материалы дела Инструкция по эксплуатации транспортного средства завода изготовителя таковым не относится.
Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации установлены требования к принимаемому судебному решению, которые предусматривают, что решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176).
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу части 4 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего административное дело.
Между тем, в нарушение вышеназванной нормы процессуального права при новом рассмотрении дела суд апелляционной инстанции указание суда кассационной инстанции не выполнил, во внимание не принял, что в силу вышеприведенных норм паспорта транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств в Российскую Федерацию; наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении; регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих постановлениях, отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности; государственная регистрация как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования автомобилей в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности, однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно имеет целью защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов (Постановление от 12 мая 2011 года N 7-П; определения от 1 октября 2008 г. N 670-О-О, от 26 января 2010 г. N 124-О-О, от 23 декабря 2014 г. N 2945-О и N 3001-О и др.).
Судом апелляционной инстанции указанные обстоятельства оставлены без внимания.
С учетом характера допущенных судами нарушений, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 1 июля 2022 г. подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду апелляционной инстанции надлежит учесть вышеизложенное и разрешить административное дело в соответствии с требованиями закона, с учетом установленных обстоятельств дела, а также разрешить вопрос о правопреемстве.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 1 июля 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 декабря 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.