Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1450/2022 (УИД:70RS0001-01-2022-002063-60) по иску Кирьяновой Ольги Алефтиновны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области о признании незаконным отказа в расчёте размера пенсии с учётом всех выработанных периодов, возложении обязанности определить размер пенсии с учётом всех заработных плат, произвести перерасчёт с учётом индексации недоплаченных сумм, по кассационной жалобе Кирьяновой Ольги Алефтиновны на решение Кировского районного суда г. Томска от 28 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 4 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кирьянова О.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области (далее - ОПФР по Томской области), в котором с учётом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила признать незаконным отказ ОПФР по Томской области произвести расчёт пенсии с учётом всех выработанных периодов трудовой деятельности по дату назначения пенсии, признать, что ОПФР по Томской области определён размер пенсии на дату её назначения без учёта заработной платы за период с 3 октября 1979 г. по 31 декабря 1987 г, с 1 января 1993 г. по 31 декабря 2002 г, обязать ОПФР по Томской области определить размер пенсии с учётом заработной платы за периоды трудовой деятельности с 3 октября 1979 г. по 5 июня 2012 г. на дату назначения пенсии 5 июня 2012 г, обязать ответчика произвести перерасчёт размера пенсии с 5 июня 2012 г. по настоящее время, выплатить недополученную пенсию с учётом индексации недоплаченных сумм пропорционально росту потребительских цен по Томской области.
В обоснование заявленных требований Кирьянова О.А. указала, что 5 июня 2012 г. территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации установилей пенсионное обеспечение по возрасту, при этом было предложено представить сведения о заработке за 5 лет. Расчёт размера пенсии произведён с коэффициентом 0, 373. В 2015 году она обратилась к ответчику с заявлением, ей вновь было предложено представить сведения о заработке за 5 лет другого периода трудовой деятельности, после чего установлена пенсия с коэффициентом 1, 02. В 2021 году ей отказано в перерасчёте размера пенсии с учётом всех периодов трудовой деятельности - с 3 октября 1979 г. по 5 июня 2012 г. На дату назначения пенсии (5 июня 2012 г.) Пенсионный фонд Российской Федерации произвёл расчет на основании заработной платы за период с 1 января 1988 г. по 31 декабря 1992 г. При этом ответчик не исполнил обязательство по расчёту размера пенсии с учётом всех выработанных на дату установления пенсии периодов трудовой деятельности, согласие на исключение из подсчётов периодов с 3 октября 1979 г. по 1 января 1988 г, с 31 декабря 1992 г. по 31 декабря 2001 г. в письменном виде у неё не отбиралось. Указанное нарушение повлекло уменьшение размера пенсии с 5 июня 2012 г. по настоящее время.
Решением Кировского районного суда г. Томска от 28 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 4 октября 2022 г, в удовлетворении исковых требований Кирьновой О.А. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Кирьянова О.А. просит отменить решение Кировского районного суда г. Томска от 28 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 4 октября 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Кирьяновой О.А. с 5 июня 2012 г. установлена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При назначении пенсии расчёт среднемесячного заработка был произведён на основании справки о заработной плате за период с 1 января 1988 г. по 31 декабря 1992 г. и заявления Кирьяновой О.А. от 27 июня 2012 г.
10 апреля 2015 г. Кирьянова О.А. обратилась с заявлением о перерасчёте размера пенсии, представив справку о заработной плате за период работы с марта 1996 г. по декабрь 2001 г.
Распоряжением пенсионного органа N от 16 апреля 2015 г. произведён перерасчёт размера страховой пенсии с 1 мая 2015 г.
В последующем по заявлениям Кирьяновой О.А. производились проверки документов. Так, согласно решению об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, иных социальных выплат, от 12 марта 2021 г. при анализе документов пенсионного дела Кирьяновой О.А. было выявлено, что при назначении страховой пенсии по старости неверно был применён вариант исчисления пенсии по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", тогда как выгоднее считать по пункту 3 статьи 30 указанного закона, страховой стаж был исчислен неверно (не был учтён период ухода за ребёнком-инвалидом с 1 апреля 1995 г. по 29 февраля 1996 г.), при перерасчёте пенсии 1 мая 2015 г. размер пенсии был исчислен неверно, т.к. не была проведена замена периодов работы на период ухода за ребёнком до 1, 5 лет для учёта в подсчет пенсии ИПК за нестраховые периоды, а при перерасчёте пенсии по заявлению с 1 марта 2021 г. не была проведена оценка замены периодов работы на периоды ухода за ребёнком до 1, 5 лет. Распоряжением Центра ПФР N по УП в ТО (Советский) от 12.03.2021 произведён перерасчёт страховой пенсии.
Также из материалов дела следует, что пенсионным органом в 2021 году направлялись запросы для подтверждения стажа работы Кирьяновой О.А. и заработной платы.
В ответ на запросы были представлены архивные справки Управления информатизации и связи МВД Республики Казахстан от 1 июня 2021 г. N, архивная справка и справка о суммах дохода КГУ "Областная клиническая больница" N от 14 июня 2021 г.
Из ответа ГУ - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Томской области N на обращение Кирьяновой О.А. от 17.09.2021 следует, что сведения о суммах заработка, указанные в поступивших справках за периоды работы в Карагандинском Облкожвендиспансере, ИТК-46 УИТУ УВД Карагандинского облисполкома, Медсанчасти ПО им. В.И. Чапаева на размер пенсии не влияют.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных Кирьяновой О.А. требований, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии законных оснований для расчёта суммы расчётного пенсионного капитала с учётом заработной платы всех отработанных периодов трудовой деятельности.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
На момент установления Кирьяновой О.А. трудовой пенсии по старости порядок назначения пенсий регулировался Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации в настоящее время регулируется нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях") с применением норм ранее действовавшего законодательства в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
В силу части 3 статьи 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Расчёт размера пенсии за периоды трудовой деятельности до 31 декабря 2014 г. производится по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" перерасчёт размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтённых при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчёт производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Согласно части 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды трудовой деятельности, имеющие место до 1 января 2015 г. исчисляются в соответствии с нормами Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В целях сохранения ранее приобретённых прав на трудовую пенсию статьёй 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путём их конвертации (преобразования) в расчётный пенсионный капитал (пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) по приведённой в данной статье формуле:
ПК = (РП - 450 рублей) x T, где
ПК - величина расчётного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчётный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьёй;
450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;
T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
В случае, если при определении расчётного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьей застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчётного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.
После 1 января 2002 г. размер пенсии исчисляется с учётом страховых взносов, перечисленных работодателем за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Расчётный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (пункт 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
В случае выбора гражданином исчисления расчётного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.
Если гражданин выбрал вариант исчисления расчётного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года.
При этом варианты определения расчётного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвёртый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
Таким образом, действующим пенсионным законодательством предусмотрен дифференцированный подход при расчёте пенсии, с предоставлением права выбора наиболее выгодного варианта застрахованному лицу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ расчётный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчётный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утверждённая Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1, 4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1, 5;
не свыше 1, 7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 5 до 1, 8;
не свыше 1, 9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 8 и выше.
Во всех случаях учёта отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Согласно пункта 1 статьи 30.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ величина расчётного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, подлежит валоризации (повышению) с 1 января 2010 г. Сумма валоризации составляет 10% величины расчётного пенсионного капитала и, сверх того, 1% величины расчётного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретённого до 1 января 1991 г.
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ за весь период, начиная с 1 января 2002 г, производится индексация расчётного пенсионного капитала, в соответствии с коэффициентами, утверждёнными Постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии ежегодно корректируется в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату, исходя из роста потребительских цен за прошедший год.
Согласно нормам статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" к страховой пенсии по старости устанавливается фиксированная выплата.
Согласно статье 30.2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ определение размера страховой части трудовой пенсии по старости, размера трудовой пенсии по инвалидности и размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца с учётом суммы валоризации (пункт 1 статьи 30.1 настоящего Федерального закона) гражданам, впервые обратившимся за назначением трудовой пенсии начиная с 1 января 2010 г, производится в порядке, установленном соответственно статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона (пункт 1).
Согласно с пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Порядок обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости, долей страховой части трудовой пенсии по старости) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению, рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений ранее был урегулирован Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчёта размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утверждёнными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 17/19пб (далее также - Правила). Эти правила действовали до 1 января 2015 г. и были признаны утратившими силу в связи с изданием приказа от 11 декабря 2014 г. Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 1027н, Пенсионного фонда Российской Федерации N 494п "О признании утратившими силу некоторых нормативных актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 17 Правил, в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.
Положениями пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ установлено, что необходимые для назначения, перерасчёта размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определённый Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций при обращении 27 июня 2012 г. с заявлением о назначении пенсии Кирьяновой О.А. была представлена справка о заработной плате за период с 1 января 1988 г. по 31 декабря 1992 г.
Среднемесячная заработная плата за период с января 1998 года по 31 декабря 1992 г. составила 550, 43 руб. Среднемесячная заработная плата по стране составила 1 474, 02 руб, отношение заработков составило 3, 373.
При этом, письмом от 5 мая 2012 г. Отдел ПФР в Советском районе (БОЮЛ) по результатам предварительной оценки документов, представленных Кирьяновой О.А, сообщил какие документы необходимо представить за определённые периоды работы для подтверждения стажа, в связи с тем, что заработная плата за 2000 - 2001 годы отсутствует, рекомендовано предоставить справку о заработной плате за любые 60 месяцев подряд трудовой деятельности до 31 декабря 2001 г, а также документы о рождении ребёнка.
10 апреля 2015 г. Кирьянова О.А. обратилась с заявлением о перерасчёте размера пенсии, представив справку о заработной плате за иной пятилетний период - с марта 1996 года по декабрь 2001 года. По данным документам отношение заработков составило 1, 02.
На основании заявления Кирьяновой О.А. с 1 мая 2015 г. произведён перерасчёт размера страховой пенсии с 1 мая 2015 г.
Установив, что при обращении с заявлением о назначении пенсии Кирьяновой О.А. была представлена справка о заработной плате только за период с 1 января 1988 г. по 31 декабря 1992 г, при этом Кирьяновой О.А. было разъяснено о предоставлении для назначении пенсии справки о заработной плате за любые 60 месяцев подряд до 31 декабря 2001 г, справка о заработной плате за период с марта 1996 года по декабрь 2001 года представлена впервые только 10 мая 2015 г, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о том, что оснований для перерасчёта пенсии, исходя из справки о заработной плате за период с марта 1996 года по декабрь 2001 года, с момента первоначального назначения пенсии у ответчика не имелось.
Отказывая в удовлетворении требований Кирьяновой О.А. о перерасчёте пенсии в связи с учётом всех периодов её работы с 3 октября 1979 г. по 2012 г, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали на отсутствие правовых оснований для такого перерасчёта, поскольку, во-первых, варианты определения расчётного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячный заработок застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд; во-вторых, заявленные истцом периоды работы были учтены пенсионным органом при назначении Кирьяновой О.А. пенсии.
Кроме того, как установлено судом, из представленных по запросам пенсионного органа в 2021 году документов каких-либо иных сведений, влияющих на размер пенсии, не установлено. Выявление пенсионным органом ошибки при исчислении права на пенсию не связаны с наличием либо отсутствием сведений о заработной плате, выявленные ошибки при определении размера пенсии были устранены путём производства перерасчета и выплаты недоплаченной части пенсии Кирьяновой О.А.
Установив указанные обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Кирьяновой О.А. требований.
Изучение материалов дела показало, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Приведённые Кирьяновой О.А. в кассационной жалобе доводы основаны на неправильном понимании закона и на субъективной оценке доказательств, которые получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов по настоящему делу.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судебными инстанциями на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
Оснований, предусмотренных статьёй 226 ГПК РФ, для вынесения частного определения в отношении судей первой и второй инстанций, о чём содержится просьба в кассационной жалобе, не имеется.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кировского районного суда г. Томска от 28 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 4 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кирьяновой Ольги Алефтиновны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.