Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 23 мая 2008 г. N А13-11442/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Бурматовой Г.Е., Клириковой Т.В.,
рассмотрев 20.05.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Никольского сельского потребительского общества на решение Арбитражного суда Вологодской области от 12.12.2007 (судья Логинова О.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2008 (судьи Богатырева В.А., Бочкарева И.Н., Виноградова Т.В.) по делу N А13-11442/2007,
установил:
Никольское сельское потребительское общество (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Вологодской области (далее - инспекция) от 20.11.2007 N 04-25-315 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 12.12.2007 суд отказал в удовлетворении заявления.
Постановлением от 13.02.2008 апелляционный суд оставил решение от 12.12.2007 без изменения.
В кассационной жалобе общество, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств дела, просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, суды не дали оценки тому обстоятельству, что алкогольная продукция реализовывалась собственником. Общество считает, что выявленные нарушения при заполнении раздела "Б" справки к товарно-транспортной накладной (далее - ТТН) являются несущественными, поскольку "алкогольная продукция находится у собственника и им же реализуется".
Поскольку представители сторон, извещенных о времени и месте слушания дела в установленном порядке, в судебное заседание не явились, жалоба рассмотрена в их отсутствие с учетом ходатайства общества о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, инспекцией 12.11.2007 проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере оборота алкогольной и табачной продукции в принадлежащем обществу магазине N 12, расположенномпо адресу: Вологодская область, Шекснинский район, д. Ершово.
В ходе проверки установлено, что на витрине в торговом зале в розничной продаже по ценам, указанным на ценниках, находилась алкогольная продукция -коньяк российский четырехлетний "Фельдмаршал" (емкость 0,1л, крепость 40%, дата розлива 18.05.2007, производитель ЗАО "Ставропольский винно-коньячный завод), на горлышке которого отсутствовала федеральная специальная марка для маркировки алкогольной продукции, введенная постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" (далее - Постановление N 785), находившаяся рядом с бутылкой на прилавке.
Кроме того, инспекция установила, что на момент проверки обществом предъявлены ненадлежащим образом оформленные документы, а именно: в справке к ТТН в разделе "Б" отсутствуют подпись и печати собственника товара -общества на следующую алкогольную продукцию: наливка "Сливянка" (емкость 0,5л, крепость 18%, дата розлива 27.11.2006, производитель ЗАО "Арсенал вин"); водка "Путинка" классическая (емкость 0,5л, крепость 40%, дата розлива 11.07.2007, производитель ОАО "Московский завод "Кристалл"). В связи с этим инспекция пришла к выводу о нарушении обществом статьи 10.2, пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), пунктов 12 и 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее - Правила). Надлежащим образом оформленные документы, предъявлены в инспекцию 14.11.2007.
По результатам проверки инспекцией 12.11.2007 составлены протоколы осмотра N 182 и ареста товаров N 182, а 14.11.2007 составлен протокол об административном правонарушении N 673.
На основании данных документов и материалов проверки налоговый орган принял постановление от 20.11.2007 N 04-25-315 о назначении обществу наказания в виде взыскания 30 000 руб. штрафа по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ и возвращении обществу арестованного товара.
Общество оспорило постановление инспекции в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления, установив в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, -представление к проверке ненадлежащим образом оформленных документов, а именно: в справке к ТТН в разделе "Б" отсутствуют подпись и печати собственника товара.
Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ установлена ответственность юридических лиц за нарушение не предусмотренных частями 1 и 2 названной нормы правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в виде наложения штрафа в размере от 30 000 руб. до 40 000 руб.
Согласно абзацу 6 пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов.
В силу статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ товарно-транспортная накладная и справка, прилагаемая к ней (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации), являются сопроводительными документами, удостоверяющими легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, без наличия которых невозможно осуществление оборота данной продукции.
В соответствии с пунктом 11 Правил продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров.
Пунктом 139 Правил установлено, что на продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы: товарно-транспортную накладную; копию справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции; копию справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.
При продаже товаров продавец согласно пункту 12 Правил доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию либо с сертификатом или декларацией о соответствии, либо с копией сертификата, заверенной держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат, либо с товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.
Таким образом, документы на алкогольную продукцию, подтверждающие легальность ее производства и оборота, должны находиться непосредственно в торговой точке для того, чтобы покупатели имели возможность ознакомиться с ними.
Административный орган пришел к выводу, что общество совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, поскольку на момент проверки обществом предъявлены документы, подтверждающие легальность производства и оборота алкогольной продукции на размещенную на прилавке и находящуюся в розничной продаже алкогольную продукцию, не оформленные в установленном порядке, а именно; в справках к ТТН в разделе "Б" отсутствуют подписи и печати собственника товара -общества.
Данный вывод поддержали суды первой и апелляционной инстанций.
Между тем материалами дела подтверждается наличие у общества справки к ТТН при розничной продаже алкогольной продукции. Факт же отсутствия подписи и печати собственника товара - общества в разделе "Б" в справке к ТТН не свидетельствует о нелегальности оборота алкогольной продукции.
Указанная позиция отражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.02.2008 N 13646/07.
Вместе с тем суд кассационной инстанции считает, что неправильный вывод судов в этой части не привел к принятию неправильных решения и постановления в целом в связи со следующими обстоятельствами.
Согласно части 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 Закона N 171-ФЗ.
В силу пункта 2 статьи 12 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, подлежит обязательной маркировке федеральными специальными марками. Указанные марки приобретаются организациями, осуществляющими производство такой алкогольной продукции, в государственных органах, уполномоченных Правительством Российской Федерации. Согласно пункту 4 данной статьи требования к образцам федеральных специальных марок и акцизных марок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Пунктом 6 данной нормы предусмотрено, что за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 136 Правил не допускается розничная продажа алкогольной продукции, не маркированной в установленном законодательством Российской Федерации порядке федеральной специальной маркой (для алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации) или акцизной маркой (для алкогольной продукции, импортируемой на территорию Российской Федерации).
Согласно пункту 1 Требований к образцам федеральных специальных марок, утвержденных Постановлением N 785, для маркировки алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции, производимой на территории Российской Федерации, за исключением поставляемой на экспорт алкогольной продукции, применяются следующие образцы федеральных специальных марок:
а) федеральные специальные марки, введенные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003 N 212 "О маркировке алкогольной продукции федеральными марками нового образца" (далее - Постановление N 212) и изготовленные в соответствии с требованиями, утвержденными указанным Постановлением, и носители информации, подтверждающие фиксацию сведений о маркируемой алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
б) федеральные специальные марки, изготовленные в соответствии с Требованиями к образцам федеральных специальных марок, утвержденными Постановлением N 785.
Согласно пункту 5 Требований к образцам федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением N 212 (в редакции Постановления N 785), марка наклеивается на крышку (пробку) и горловину бутылки таким образом, чтобы она плотно прилегала к ним. Способ наклейки и используемые клеящие материалы должны исключать отслоение марки от бутылки, обеспечивать ее повреждение при вскрытии бутылки и невозможность повторного использования.
При этом согласно пункту 140 Правил перед продажей алкогольной продукции продавец обязан проверить ее качество (по внешним признакам), целостность потребительской тары, наличие на товаре соответствующей марки и информации о товаре и ее изготовителе (поставщике).
В данном случае суды установили и материалами дела подтверждается нахождение на витрине в торговой точке бутылки коньяка, от горловины которой отклеилась федеральная специальная марка.
При таких обстоятельствах инспекция правомерно привлекла общество к административной ответственности, поскольку общество, осуществляя розничную продажу алкогольной продукции, в силу пункта 6 статьи 12 Закона N 171-ФЗ и пункта 9 Требований к образцам федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции несет ответственность за правильность нанесения на алкогольную продукцию специальных марок, однако допустило к реализации алкогольную продукцию, не отвечающую по внешним признакам требованиям действующего законодательства, несмотря на то, что у него имелась возможность принять все зависящие от него меры по соблюдению правил розничной продажи алкогольной продукции. Следовательно, общество совершило виновное противоправное деяние, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Кроме того, суды правильно установили, что допущенное административное правонарушение не является малозначительным.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности правонарушения.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Розничная продажа обществом алкогольной продукции, не маркированной федеральной специальной маркой, образует формальный состав административного правонарушения, которое посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Какие-либо свидетельства малозначительности совершенного обществом правонарушения судами дела не установлены.
Применительно к рассматриваемой ситуации законодателем предусмотрена возможность назначения административного наказания в пределах минимального и максимального размеров санкции с учетом характера совершенного правонарушения, данных о правонарушителе, его материального и финансового положения, а также обстоятельств, смягчающих административную ответственность. В данном случае обществу определен минимальный размер штрафа.
Поскольку порядок привлечения общества к административной ответственности инспекцией соблюден, размер штрафа соответствует санкции части 3 статьи 14.16 КоАП РФ, обжалуемое постановление вынесено уполномоченным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, то суды первой и апелляционной инстанций правомерно отклонили заявление общества.
При таких обстоятельствах судебные акты отмене не подлежат.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 12.12.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2008 по делу N А13-11442/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Никольского сельского потребительского общества - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А Самсонова |
Судьи |
Г.Е. Бурматова |
|
Т.В Клирикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 мая 2008 г. N А13-11442/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника