Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 21 августа 2008 г. N А56-32922/2007
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 декабря 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 июня 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Блиновой Л.В., Никитушкиной Л.Л., при участии от открытого акционерного общества "Выборгская целлюлоза" Воюшина П.С. (доверенность от 05.09.2007) и Ваганова Н.В. (доверенность от 16.01.2008), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области Семеновой А.В. (доверенность от 09.01.2008 N 241), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Гречанникова В.Е. (доверенность от 27.12.2007 N Ю-11/162) и Овчинниковой Е.В. (доверенность от 27.12.2007 N Ю-11/165),
рассмотрев с перерывом 18-21.08.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2007 (судья Бурматова Г.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2008 (судьи Загараева Л.П., Будылева М.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-32922/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Выборгская целлюлоза" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области (далее - инспекция) от 04.09.2007 N 104 (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением суда от 18.12.2007 требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.03.2008 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты и принять новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права подпункта 2 пункта 1 статьи 164, пункта 2 статьи 171, подпункта 9 пункта 1 статьи 164, пункта 5 статьи 169 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения обществом налогового законодательства, о чем составлен акт от 31.07.2007 N 131.
По результатам рассмотрения материалов проверки, разногласий общества на акт инспекция вынесла решение от 04.09.2007 N 104 о доначислении налог на добавленную стоимость (далее - НДС), начисления соответствующих пеней и штрафа.
В ходе проверки инспекция выявила, что счета-фактуры, выставленные ОАО "РЖД" на оплату услуг по транспортировке экспортируемого товара, облагаемых НДС по ставке 0%, оформлены с нарушением требований пункта 5 статьи 169 НК РФ - указан НДС в размере 18% и не приняла налоговые вычеты за июль-декабрь 2006 года.
Общество также неправомерно, по мнению инспекции, применило вычеты в июле-декабре 2006 года по НДС по счетам-фактурам, выставленным ООО "Балтика-Транс".
Инспекция полагает, что в нарушение положений подпункта 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ общество рассчиталось с ОАО "РЖД", ООО "Балтика-Транс" за услуги по перевозке товаров, по отправлению порожних контейнеров, уплатив, в том числе, НДС по ставке 18% на основании счетов-фактур. Данные счета- фактуры по товарам, отправленным на экспорт, оформлены с нарушением требований подпунктов 10 и 11 пункта 5 статьи 169 НК РФ. В связи с тем, что согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм к возмещению, а вышеуказанные счета-фактуры не подтверждают права общества на налоговые вычеты, заявитель неправомерно предъявил к вычету НДС.
Налоговым органом также не приняты налоговые вычеты по счетам-фактурам, выставленным ООО "Олимп", так как они не соответствуют требованиям статьи 169 НК РФ, счета-фактуры подписаны неизвестными лицами, по сведениям, полученным от инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по городу Москве, организация не значится по юридическому адресу.
Общество не согласилось с решением налогового органа и оспорило его в арбитражный суд.
Судебные инстанции полностью удовлетворили требования заявителя.
Судебные инстанции указали, что поскольку протокол к соглашению от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, не вступил в силу, ОАО "РЖД" не может располагать первичными документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ в подтверждение применения ставки 0%, следовательно, у инспекции не было оснований считать, что налогообложение при реализации ОАО "РЖД" услуг по перевозке экспортируемых товаров в Республику Беларусь по налоговой ставке 18% не соответствует налоговому законодательству. Общество также правомерно применило налоговые вычеты по счетам-фактурам ООО "Балтика-Транс", так как перевозка контейнеров осуществлялась по территории Российской Федерации.
Кассационная инстанция считает судебные акты ошибочными по эпизодам применения заявителем налоговых вычетов по счетам-фактурам, выставленным ОАО "РЖД" за услуги по перевозке экспортируемых товаров по ставке 18%, и за услуги ООО "Балтика-Транс", по отправлению порожних контейнеров для перевозки экспортируемых товаров по ставке 18%.
Как видно материалов дела, в проверяемом периоде ОАО "РЖД" оказывало обществу услуги по перевозке груза (продукции общества) в Республику Белоруссия, а ООО "Балтика-Транс" транспортно-экспедиторские услуги (организация отправления порожних контейнеров на ст.Советский, организация доставки груженых контейнеров со ст. Советский в Санкт-Петербург для дальнейшей отправки на экспорт).
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение по НДС производится по ставке 0% при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации работ (услуг) непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в режиме экспорта.
Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (зг исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги).
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке.
Таким образом, налогоплательщики не вправе изменять установленную законодательством о налогах и сборах ставку налога.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2006 N 15865/05, 20.06.2006 N 14588/05.
Как видно из условий договора между заявителем и ООО "Балтика-Транс" (экспедитор) от 20.10.2005 N 17/05, экспедитору предоставляется в письменной форме вся необходимая информация о грузе, о пункте назначения и другая необходимая информация, не позднее чем за 48 часов до даты отгрузки.
Поэтому выставление ОАО "РЖД" и ООО "Балтика-Транс" счетов-фактур с НДС по ставке 18% и оплата обществом услуг по перевозке грузов на экспорт и услуг по организации перевозок грузов на экспорт в Республику Беларусь не соответствует законодательству о налогах и сборах.
Ссылка судов на то, что перевозка контейнеров осуществлялась по территории Российской Федерации, не может быть принят во внимание.
Согласно Федеральному закону от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом признается перевозочным процессом. Следовательно, услуги по отправлению порожних контейнеров для перевозки экспортируемых товаров относятся к единому комплексу транспортно-экспедиционных и перевозочных услуг и связаны с реализацией товаров на экспорт и подлежат обложению по ставке 0%.
Аналогичная правовая позиция сформулирована Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 20.12.2005 N 9252/05 и N 9263/05, от 19.06.2006 N 16305/05, от 04.03.2008 N 16581/07, N 14227/07.
В соответствии с пунктом 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса "Налог на добавленную стоимость".
С учетом положений пункта 9 статьи 165 НК РФ операции по реализации услуг перевозчика и услуг по организации перевозок, связанных с реализацией товаров на экспорт, подлежат обложению НДС по ставке 18% только в том случае, если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров в таможенном режиме экспорта, налогоплательщик не представил указанные в пунктах 1 - 5 статьи 165 НК РФ документы, подтверждающие факт экспорта товара.
Следовательно, названное положение Налогового Кодекса Российской Федерации исключает заявление к вычету НДС, уплаченного заявителем в нарушение положений главы 21 НК РФ.
Ссылка судов на то, что ОАО "РЖД" не может располагать первичными документами, предусмотренными статьей 165 НК РФ в подтверждение применения ставки 0%, и, следовательно, у инспекции не было оснований считать, что налогообложение при реализации ОАО "РЖД" услуг по'перевозке экспортируемых товаров в Республику Беларусь по налоговой ставке 18% не соответствует налоговому законодательству, необоснованна.
В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным" договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотрены Налоговым Кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
В отношениях между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь действует Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004.
Порядок подтверждения правомерности применения НДС в размере 0% при экспорте товаров установлен нормами раздела II "Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров" Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерации и Республикой Беларусь, являющегося неотъемлемой частью Соглашения.
В пункте 2 указанного раздела II Положения определен перечень документов, которые российский налогоплательщик обязан представлять в налоговые органы для обоснования правомерности применения нулевой ставки НДС.
Согласно пункту 1 раздела II Положения налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, предусмотренном национальным законодательством в отношении товаров, вывозимых с территории государства в таможенном режиме экспорта.
Пунктом 5 статьи 165 НК РФ установлен перечень документов для подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0% при реализации российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг), предусмотренных подпунктом 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ.
Аналогичная позиция изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2008 N 3116/08.
Кассационная инстанция считает, что судами неправильно применены нормы материального права, в связи с чем судебные акты подлежат отмене в этой части.
При проверке инспекция установила, что заявитель в нарушение статей 171 и 172 НК РФ неправомерно предъявил к возмещению из бюджета 285 155 руб. НДС по счетам-фактурам, выставленным ООО "Олимп". По мнению инспекции счета-фактуры ООО "Олимп". Составлены с нарушением пункта 5 и 6 статьи 169 НК РФ, так как в них указаны недостоверные адреса поставщика, подпись за руководителя ООО "Олимп" выполнена неизвестным лицом.
Суды удовлетворили требования общества в этой части.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов по этому эпизоду.
Как установлено судами, по договору поставки с ООО "Олимп" от 13.06.2006 N 03/06С общество приобрело серу. Налоговым органом не оспаривается, что товары оприходованы обществом и оплачены, расходы приняты в целях налогообложения по налогу на прибыль.
Согласно пункту 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
В пункте 5 статьи 169 НК РФ указаны обязательные для счета-фактуры реквизиты, пунктом 6 статьи 169 НК РФ предусмотрено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иным лицом, уполномоченным на то приказом по организации или доверенностью от имени организации.
Пунктом 2 статьи 169 НК РФ предусмотрено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Суд первой инстанции правомерно указал, что, поскольку налоговым органом не было проведено экспертизы по факту несоответствия подписей на счетах-фактурах подписи должностного лица (руководителя) ООО "Олимп", выводы о недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, основанные на заявлении Федорова М.В., не подтверждены надлежащими доказательствами.
Доказательств фальсификации документов, представленных обществом, налоговый орган не представил.
Как установили судебные инстанции, реальное совершение заявителем по данному эпизоду хозяйственных операций, оформленных соответствующими документами, подтверждается материалами дела.
Налоговый орган в обоснование своей позиции ссылается на то, что по сведениям, полученным от Инспекции федеральной налоговой службы N 20 по городу Москва, организация не значится по юридическому адресу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16.10.2003 N 329-0, истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Кроме того, встречная проверка ООО "Олимп" инспекцией не проводилась.
Суды, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ в совокупности представленные сторонами доказательства и доводы пришли к выводу, что инспекция не доказала неправомерное применение налогоплательщиком налоговых вычетов по этому эпизоду.
У суда кассационной инстанции нет оснований для переоценки фактических обстоятельств дела и изменения выводов судов.
Нормы материального права применены судами правильно и нет оснований для отмены судебных актов в этой части.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2008 по делу N А56-32922/2007 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области от 04.09.2007 N 104 по эпизодам доначисления ОАО "Выборгская целлюлоза" НДС, пеней и штрафа при применении налоговых вычетов по НДС по счетам-фактурам ОАО "РЖД" и ООО "Балтика-Транс".
В отмененной части ОАО "Выборгская целлюлоза" в удовлетворении требований отказать.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с ОАО "Выборгская целлюлоза" в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области 3 100 руб. судебных расходов.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Судьи |
Л.В. Блинова |
|
Л.Л. Никитушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 августа 2008 г. N А56-32922/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника