Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 22 августа 2008 г. N А66-755/2006
См. также предыдущее рассмотрение дела: постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 октября 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 декабря 2006 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2007 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 сентября 2007 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Корабухиной Л.И., Морозовой Н.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" в лице филиала "Тверьэнерго" Юриной Я.С. (доверенность от 03.07.2008 N 102), от Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области Лисицыной B.C. (доверенность от 08.08.2008 N 18-13/158),
рассмотрев 19.08.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 22.04.2008 по делу N А66-755/2006 (судья Белов О.В.),
установил:
Открытое акционерное общество "Тверская энергетическая система" (далее - ОАО "Тверьэнерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области (далее - Управление) от 30.12.2005 N 13-15/4.
Решением суда от 05.06.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.09.2006, решение Управления 30.12.2005 N 13-15/4 признано недействительным в части предложения Обществу уплатить 25 449 152 руб. налога на прибыль за 2002 год, начисления 1 091 282 руб. пеней, а также в части привлечения его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 5 089 830 руб. налоговых санкций. В удовлетворении остальной части требований ОАО "Тверьэнерго" отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.10.2007 судебные акты отменены в части отказа ОАО "Тверьэнерго" в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 2.2 решения Управления от 30.12.2005 N 13-15/4, в котором Обществу предложено "внести необходимые исправления в налоговый учет по исчислению налога на прибыль за 2002 год с учетом определения амортизационных отчислений исходя из определения стоимости амортизируемого имущества в соответствии с ограничениями, установленными Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ). Дело в этой части передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
По результатам нового рассмотрения дела судом первой инстанции вынесено решение от 22.04.2008 об удовлетворении требования Общества о признании недействительным пункта 2.2 решения Управления от 30.12.2005 N 13-15/4.
Управление обратилось с кассационной жалобой на решение суда от 22.04.2008, в которой просит отменить данный судебный акт. Податель жалобы указывает на то, что ОАО "Тверьэнерго" произвело переоценку основных средств по состоянию на 01.01.2002, в связи с чем, по мнению Инспекции, в целях налогообложения в 2002 году при определении восстановительной стоимости амортизируемых основных средств их переоценка должна быть учтена в размере, не превышающем 30 процентов от восстановительной стоимости соответствующих объектов, то есть с ограничением, установленным Законом N 110-ФЗ.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы, приведенные в жалобе.
В отзыве на жалобу Общество просит оставить решение суда от 22.04.2008 без изменения, считая правильным вывод суда о том, что при исчислении налога на прибыль за 2002 год ОАО "Тверьэнерго" не должно было применять установленное Законом N 110-ФЗ 30-процентное ограничение стоимости амортизируемых основных средств, так как не производило переоценку основных средств по состоянию на 01.01.2001. Кроме того, Общество ссылается на то, что по рассматриваемому вопросу Высшим Арбитражный Судом Российской Федерации в определении от 16.05.2008 N 5230/08 сделан аналогичный вывод.
В судебном заседании представитель Общества просил оставить жалобу без удовлетворения, со ссылкой на доводы, приведенные в отзыве, а также заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве и замене ОАО "Тверьэнерго" на ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра", поскольку в результате реорганизации ОАО "Тверьэнерго" присоединено к ОАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра" и последнее является правопреемником ОАО "Тверьэнерго" по всем правам и обязанностям.
На основании представленных заявителем документов кассационная инстанция считает возможным удовлетворить данное ходатайство.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 27.03.2003 Общество представило в налоговый орган декларацию по налогу на прибыль за 2002 год, в которой учло амортизационные отчисления, исходя из стоимости амортизируемого имущества с учетом его переоценки по состоянию на 01.01.2002, не превышающей 30 процентов восстановительной стоимости основных средств.
Впоследствии, 17.02.2005, ОАО "Тверьэнерго" представило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Тверской области (далее - МИФНС N 1) уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2002 год, в которой уменьшило сумму налога, подлежащую уплате за этот период, на суммы амортизационных отчислений, определенных исходя из полной восстановительной стоимости амортизируемого имущества.
МИФНС N 1 провела камеральную проверку уточненной декларации. По результатам проверки принято решение от 31.03.2005 N 20-21, которым Обществу доначислено 35 491 786 руб. необоснованно уменьшенного налога на прибыль за 2002 год и предложено внести соответствующие исправления в бухгалтерский учет.
В порядке контроля за деятельностью МИФНС N 1 Управление провело повторную выездную налоговую проверку обоснованности формирования ОАО "Тверьэнерго" базы, облагаемой налогом на прибыль, с учетом сумм переоценки основных средств и правильности исчисления этого налога за период с 01.01.2002 по 31.12.2002.
По результатам проверки Управлением составлен акт от 09.12.2005 N 13-15/4 и с учетом возражений налогоплательщика принято решение от 30.12.2005 N 13-15/4, в котором Обществу предложено уплатить 25 449 152 руб. налога на прибыль за 2002 год и 1 091 282 руб. пеней. Кроме того, ОАО "Тверьэнерго" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 5 089 830 руб. налоговых санкций. В пункте 2.2 этого решения Обществу предложено "внести необходимые исправления в налоговый учет по исчислению налога на прибыль за 2002 год с учетом определения амортизационных отчислений исходя из определения стоимости амортизируемого имущества в соответствии с ограничениями, установленными Законом N 110-ФЗ".
Основанием для принятия такого решения послужил вывод Управления о занижении Обществом налогооблагаемой базы в связи с завышением сумм амортизационных отчислений в результате определения стоимости амортизируемого имущества без установленного Законом N 110-ФЗ ограничения по учету восстановительной стоимости амортизируемого имущества в целях начисления амортизации.
ОАО "Тверьэнерго" оспорило решение Управления от 30.12.2005 N 13-15/4 в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций признали оспариваемый ненормативный частично недействительным, указав на незаконность доначисления и предложения Обществу уплатить суммы налога на прибыль за 2002 год и пеней, а также привлечения ОАО "Тверьэнерго" к налоговой ответственности, за неполную уплату этого налога.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа отменил судебные акты в части отказа Обществу в удовлетворении требования о признании недействительным пункта 2.2 оспариваемого решения Управления и в этой части направил дело на -новое рассмотрение в суд первой инстанции. Как указал суд кассационной инстанции, суды не оценили довод ОАО "Тверьэнерго" о том, что им не производилась переоценка основных средств по состоянию на 01.01.2001, в связи с чем в 2002 году на него не распространялось действие положений статьи 257 НК РФ в редакции Закона N 110-ФЗ.
Суд кассационной инстанции указал, что при новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо проверить, производилась ли Обществом переоценка основных средств по состоянию на 01.01.2001, и с учетом установленных фактических обстоятельств дела рассмотреть спор в этой части по существу.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции установил, что по состоянию на 01.01.2001 Общество не производило переоценку основных средств. В связи с этим суд сделал вывод о том, что при исчислении налога на прибыль за 2002 год ОАО "Тверьэнерго" правомерно учло суммы амортизационных отчислений, определив их исходя из полной восстановительной стоимости амортизируемого имущества, то есть без применения ограничения, установленного Законом N 110-ФЗ.
Кассационная инстанция считает вывод суда первой инстанции правомерным и не находит оснований для отмены решения суда от 22.04.2008.
В соответствии с пунктом 2 статьи 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг), подлежащие учету при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, включают в себя, в том числе, и суммы начисленной амортизации.
Стоимость амортизируемого имущества, являющаяся основой для расчета суммы амортизации, определяется по правилам статьи 257 НК РФ, согласно пункту 1 которой (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) восстановительная стоимость амортизируемых основных средств, приобретенных (созданных) до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций", рассчитывается как их первоначальная стоимость с учетом произведенных переоценок до даты вступления в силу данной главы Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом N 110-ФЗ в статью 257 НК РФ внесены изменения.
Согласно пункту 1 статьи 257 НК РФ (в редакции Закона N 110-ФЗ) при определении восстановительной стоимости амортизируемых основных средств в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации учитывается переоценка основных средств, осуществленная по решению налогоплательщика по состоянию на 1 января 2002 года и отраженная в бухгалтерском учете налогоплательщика после 1 января 2002 года. Указанная переоценка принимается в целях налогообложения в размере, не превышающем 30 процентов от восстановительной стоимости соответствующих объектов основных средств, отраженных в бухгалтерском учете налогоплательщика по состоянию на 1 января 2001 года (с учетом переоценки по состоянию на 1 января 2001 года, произведенной по решению налогоплательщика и отраженной в бухгалтерском учете в 2001 году). При этом величина переоценки (уценки) по состоянию на 1 января 2002 года, отраженной налогоплательщиком в 2002 году, не признается доходом (расходом) налогоплательщика в целях налогообложения. В аналогичном порядке принимается в целях налогообложения и соответствующая переоценка сумм амортизации.
Из изложенного следует, что 30-процентное ограничение стоимости амортизируемых основных средств не применяется, если в предыдущие годы переоценка этих средств налогоплательщиком не производилась. В таком случае в расходы включается амортизация без указанного ограничения.
Аналогичный вывод сделан Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в определении от 16.05.2008 N 5230/08
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ОАО "Тверьэнерго" не производило переоценку основных средств по состоянию на 01.01.2001.
До переоценки основных средств по состоянию на 01.01.2002 Общество производило переоценку только по состоянию на 01.01.1998. Поэтому по состоянию на 31.12.2001 основные средства, приобретенные заявителем до 01.01.1998 и переоцененные по состоянию на 01.01.1998, были учтены на балансе ОАО "Тверьэнерго" по восстановительной стоимости, а приобретенные в период после 1998 года - по первоначальной стоимости.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, в целях исчисления налога на прибыль за 2002 год при определении сумм амортизации ОАО "Тверьэнерго" не должно было применять установленное Законом N 110-ФЗ 30-процентное ограничение стоимости амортизируемых основных средств.
Кассационная коллегия считает, что суд первой инстанции рассмотрел дело полно и всесторонне, правильно применил нормы материального и процессуального права дело и оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеемся.
Руководствуясь статьями 48, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
произвести процессуальное правопреемство, заменив открытое акционерное общество "Тверьэнерго" на открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра".
Решение Арбитражного суда Тверской области от 22.04.2008 по делу N А66-755/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области - без удовлетворения.
Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
|
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 августа 2008 г. N А66-755/2006
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографи