Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 4 сентября 2008 г. N А21-6008/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Любченко И.С., при участии от Калиниградской областной таможни Лемехова И.П. (доверенность от 29.08.2008 N 108),
рассмотрев 02.09.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калиниградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.12.2007 (судья Сергеева И.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2008 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.) по делу N А21-6008/2007,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Атлантик Фиш" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Калининградской областной таможни (далее - таможня), выразившегося в невозврате 366 327,75 руб. излишне взысканных таможенных платежей, и обязании таможни возвратить названную сумму платежей и 3 713 руб. процентов.
Решением суда от 04.12.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.04.2008, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе таможня просит отменить решение первой и постановление апелляционной инстанций и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает, что судами сделаны выводы, не соответствующие материалам дела, и неправильно применены нормы материального права. Таможенный орган полагает, что основания для признания его бездействия незаконным, а также для начисления процентов за нарушение срока возврата таможенных платежей отсутствуют. В обоснование своей позиции таможня ссылается на Приложение N 2 к приказу Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 25.05.2007 N 607 (далее - приказ N 607). В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы. Общество, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направило, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, общество в соответствии с контрактом от 17.03.2006 ввезло на таможенную территорию Российской Федерации в режиме свободной таможенной зоны по ГТД N 102050770/170406/0001940 товар - семгу мороженую в адрес получателя - предпринимателя Муравьева П.М. Товар выпущен в соответствии с заявленным режимом 18.04.2006.
В ходе проверки документов и сведений после выпуска товаров таможенный орган пришел к выводу о том, что обществом в нарушение положений пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" неправомерно заявлен льготный таможенный режим свободной таможенной зоны, поскольку получателем товара по ГТД N 102050770/170406/0001940 явилось не юридическое лицо, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области. Результаты проверки оформлены актом от 11.09.2006 N 01/27. Ввиду изложенного таможня направила в адрес общества требование от 21.09.2006 N 10205000/210906/0000110 об уплате 817 748,65 руб. таможенных платежей, 50 155,25 руб. пеней в срок до 17.10.2006.
Поскольку общество в добровольном порядке требование не исполнило, таможня приняла решение от 16.11.2006 N 10205000/1611-6/0000071 о взыскании 885 117,51 руб. со счетов общества в банке.
Платежными ордерами от 28.11.2006 N 71, от 29.11.2006 N 71, от 01.12.2006 N 71 с расчетного счета общества списаны в бесспорном'порядке 366 327,75 руб. таможенных платежей.
Вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 24.01.2007, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2007, оспоренные требование и решение признаны недействительными.
Общество обратилось в таможню с заявлением от 24.05.2007 о возврате излишне взысканных таможенных платежей. Таможня в письме от 25.06.2007 N 14-22/11279 сообщила, что для принятия решения о возврате (зачете) денежных средств во исполнение приказа N 607 необходимо представить заявление о возврате (зачете) установленной формы.
Посчитав бездействие таможенного органа незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования со ссылкой на то, что в распоряжении таможенного органа имелись все документы, необходимые для возврата обществу сумм таможенных платежей. Апелляционная инстанция признала выводы суда первой инстанции правильными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно пункту 4 статьи 355 ТК РФ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного сроке на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о возврате (зачете) таможенных пошлин, налогов и возврате авансовых платежей, утвержден приказом N 607 (Приложение N 1).
Вместе с тем при обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов (пункт 3 статьи 355 ТК РФ).
В силу пункта 9 статьи 355 ТК РФ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности. В этом случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов;
если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 руб., за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
Материалы дела не содержат сведений о наличии обстоятельств, включенных в исчерпывающий перечень оснований для отказа в возврате излишне взысканных таможенных платежей.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 04.12.2007, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2008, на таможенный орган возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Таможенным органом не представлено доказательств исполнения решения суда от 04.12.2007.
Ссылка таможни на пункт 8 Перечня документов, необходимых для принятия решения о возврате таможенных платежей, утвержденного приказом N 607, правомерно отклонен судами, поскольку в данном случае заявление о возврате денежных средств подписано директором, подпись расшифровано и заверена печатью общества.
При таких обстоятельствах оспариваемое бездействие таможни противоречит приведенным выше правовым нормам и нарушает имущественное право заявителя на возврат излишне взысканных денежных средств, в связи с чем кассационная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1), 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.12.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2008 по делу N А21-6008/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.
Возвратить из средств федерального бюджета 74 руб. 26 коп. излишне уплаченной государственной пошлины Калининградской областной таможне.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
|
И.С. Любченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 сентября 2008 г. N А21-6008/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника