Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 27 октября 2008 г. N А56-21023/2008
См. также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 04 февраля 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Абакумовой И.Д., Дмитриева В.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу Смелянской А.Б.,
рассмотрев 22.10.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 по делу N А56-21023/2008 (судьи Лопато И.Б., Борисова Г.В., Шульга Л.А.),
установил:
закрытое акционерное общество "Мороз-ПЛП" (далее - ЗАО "Мороз-ПЛП", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 30.06.2008 N 8-04-37 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно Общество заявило ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого решения налогового органа.
Определением суда от 01.08.2008 в удовлетворении заявленного ходатайства отказано.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 01.09.2008 определение суда от 01.08.2008 отменил и удовлетворил ходатайство ЗАО "Мороз-ПЛП" о принятии обеспечительных мер.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятое по делу постановление апелляционного суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы кассационной жалобы.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Инспекции от 30.06.2008 N 8-04-37 Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания штрафа в размере 210 348 руб. по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), и 444 476 руб. по налогу на прибыль; заявителю начислено 1 666 785 руб. НДС и 2 222 379 руб. налога на прибыль, а также соответствующие суммы пеней.
В соответствии с частью 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" при применении таких мер арбитражный суд исходит из того, что в соответствии с частью 2 статьи 90 АПК РФ обеспечительные меры допускаются на любой стадии процесса в случае наличия одного из следующих оснований: 1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации; 2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
Арбитражный суд признает заявление стороны о применении обеспечительных мер обоснованным, если имеются доказательства, подтверждающие наличие хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 2 статьи 90 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 92 АПК РФ в заявлении об обеспечении иска должно быть указано, в том числе, обоснование причины обращения с заявлением об обеспечении иска.
В данном случае Общество в обоснование ходатайства о приостановлении действия оспариваемого решения указало на то, что оно является действующим предприятием, крупнейшим налогоплательщиком; стабильность имущественного положения организации подтверждается бухгалтерским балансом, непринятие обеспечительных мер повлечет неисполнение обязательств организации по заключенным договорам; будут приостановлены операции по приему и отгрузке находящихся на хранении товаров, значительная доля которых ежедневно поставляется на рынки, в торговые организации и предприятия общественного питания; приведет к невозможности выплаты заработной платы работникам, численность которых согласно штатному расписанию 100 человек.
Суд апелляционной инстанции оценил приведенные доводы Общества, принял во внимание приложенную к ходатайству копию бухгалтерского баланса на 30 июня 2008 года и признал, что взыскание на основании оспариваемого решения налогового органа значительных сумм налогов и штрафов может причинить значительный ущерб заявителю.
Кроме того, пунктом 7 статьи 201 АПК РФ установлено, что решения суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов (к которым относятся и налоговые органы) подлежат немедленному исполнению, что означает немедленное восстановление прав и законных интересов налогоплательщика, нарушенных принятием акта, не соответствующего законодательству.
В случае удовлетворения судом заявления Общества о признании недействительным решения Инспекции, произведенное налоговым органом бесспорное списание со счетов Общества денежных средств, будет препятствовать немедленному восстановлению прав и законных интересов налогоплательщика.
В рассматриваемом случае принятие судом обеспечительных мер в виде приостановления действия решения Инспекции от 30.06.2008 N 8-04-37 не нарушает баланс публичных интересов государства и частных интересов субъектов предпринимательской деятельности, поскольку предотвращает возможность необоснованного бесспорного списания денежных средств со счетов налогоплательщика до проверки судом законности вынесенного налоговым органом ненормативного правового акта.
В то же время это не препятствует Инспекции совершить действия по принудительному взысканию налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, после рассмотрения спора по существу.
Ссылка налогового органа на то, что до вынесения апелляционным судом обжалуемого постановления им уже предприняты все предусмотренные статьями 45 - 47 НК РФ действия для принудительного взыскания доначисленных налогов, пеней и штрафов, не может иметь в данном случае определяющего значения, поскольку обжалуемым постановлением приняты обеспечительные меры в виде приостановления действия оспариваемого решения Инспекции, а не меры в виде запрещения налоговому органу совершать действия по его исполнению.
Кроме того, в ходе рассмотрения в суде апелляционной инстанции вопроса о принятии обеспечительных мер налоговым органом названные обстоятельства не приводились.
Представление в кассационную инстанцию каких-либо дополнительных доказательств, которые не были предметом исследования судом апелляционной инстанции, арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено.
Вместе с тем следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 39 Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ исполнительное производство, возбужденное службой судебных приставов на основании постановления налогового органа, также может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации и указанным федеральным законом, полностью или частично в случаях оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права, поэтому оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 по делу N А56-21023/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
И.Д. Абакумова |
|
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 октября 2008 г. N А56-21023/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника