Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 1 ноября 2008 г. N А13-10862/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 октября 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 августа 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 05 ноября 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Кравченко Т.В., Старченковой В.В.,
рассмотрев 28.10.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.05.2008 (судья Виноградова Т.Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2008 (судьи Романова А.В., Журавлев А.В., Козлова С.В.) по делу N А13-10862/2007,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Северной железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ) о взыскании 28 249 руб. 65 коп. расходов, возникших в результате предоставления льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, указаны Департамент труда и социального развития Вологодской области (далее - Департамент труда), государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области, государственное учреждение - Вологодское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Определением от 24.01.2008 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Вологодская область в лице Департамента финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов).
Определением от 03.03.2008 к участию в деле привлечено Управление по делам Президента Российской Федерации (далее - Управление по делам Президента).
Определением от 28.04.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Законодательное собрание Вологодской области, а также правительство Вологодской области.
Решением от 29.05.2008 иск удовлетворен, с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 26 441 руб. 44 коп. В остальной части иска и в иске к Вологодской области в лице Департамента финансов, к Управлению по делам Президента отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 31.07.2008 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить решение и постановление и вынести новый судебный акт, которым в удовлетворении иска к Российской Федерации отказать. Податель жалобы ссылается на то, что истцом не соблюден порядок возмещения льгот депутату, а также на то, что международный договор от 12.03.1993 "Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним", во исполнение которого предоставлены льготы, не ратифицирован Российской Федерацией.
В отзыве на кассационную жалобу Управление по делам Президента поддержало жалобу Минфина РФ и просило рассмотреть дело без его участия.
Стороны надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили.
Как следует из материалов дела, истец осуществлял перевозку железнодорожным транспортом в 2006 году с учетом льгот, установленных Федеральным законом от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Закон N 3-ФЗ), международным договором от 12.03.1993 "Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним".
В результате предоставления льгот у ОАО "РЖД" возникли расходы, невозмещение которых послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Факт предоставления льгот подтверждается имеющимися в материалах дела реестрами автоматизированной системы учета "Экспресс", а также купонами кассира.
Суд пришел к выводу, что в силу норм Закона N 3-ФЗ и Соглашения, расходы Общества подлежат возмещению за счет средств бюджета Российской Федерации. При этом суд исключил из первоначально заявленной суммы налог на добавленную стоимость (далее - НДС).
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда первой инстанции. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В силу статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными нормативными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно статье 39 Закона N 3-ФЗ помощник члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы имеет право на бесплатный проезд в поездах и автобусах междугородных сообщений: для помощника Члена Совета Федерации в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации, для помощника депутата Государственной Думы - в пределах территории, определенной депутату Государственной Думы в соответствии с частью первой статьи 8 названного Федерального закона. Проезд в поездах и автобусах междугородных сообщений в случае, если продажа билетов производится с указанием номера места, осуществляется по бесплатному билету, получаемому по предъявлении удостоверения помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы в билетных кассах железнодорожных вокзалов, автовокзалов, автостанций, транспортно-экспедиционных агентств или непосредственно при посадке в поезд или автобус.
Из материалов дела следует, что ОАО "РЖД" предоставило помощнику депутата Государственной Думы Вержбицкому А.А., в феврале и апреле 2006 года право бесплатного проезда.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что "государством четко и однозначно механизм обращения транспортных организацией за возмещением расходов не отрегулирован". Суд кассационной инстанции не может согласиться с данным выводом.
Согласно пункту 6 статьи 40 Закона N 3-ФЗ расходы на оплату труда помощников члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы и их содержание возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, определенном статьей 35 названного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Закона N 3-ФЗ расходы, связанные с материальным обеспечением деятельности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, осуществляются за счет средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год на функционирование Совета Федерации, Государственной Думы, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 3.2.4 Порядка возмещения расходов, связанных с материальным обеспечением депутата Государственной Думы и его помощников в субъекте Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного распоряжением руководителя Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29.06.2006 N 2-226, возмещаются расходы на проезд помощников депутатов Государственной Думы в поездах и автобусах междугородного сообщения в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации. Указанный Порядок разработан в соответствии с Законом N 3-ФЗ.
Согласно пункту 3.2.5 Порядка документами, необходимыми для возмещения расходов на проезд помощников депутатов Государственной Думы в поездах и автобусах междугородного сообщения в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, являются: счет транспортного предприятия; реестр перевозок помощников депутатов Государственной Думы с указанием фамилии, имени и отчества, номера удостоверения, маршрута и стоимости проезда.
В силу пункта 1.1 Порядка счета-фактуры на возмещение расходов, связанных с деятельностью депутата Государственной Думы и его помощников в субъекте Российской Федерации, ежемесячно предоставляются в адрес Аппарата Государственной Думы (расчетно-финансовый отдел Управления делами Государственной Думы) в двух экземплярах на бланках формы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914.
Пунктом 1.4 указанного Порядка предусмотрено, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с расшифровкой подписи.
Суды не дали оценку тому, соблюден ли истцом установленный порядок. Таким образом, вывод суда о взыскании суммы расходов в судебном порядке за счет средств казны Российской Федерации представляется недостаточно обоснованным.
Правительствами Республики Армения, Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдавия, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины 12 марта 1993 года подписано Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также приравненных к ним (далее - Соглашение).
Статьей 2 Соглашения предусмотрено, что инвалидам Великой Отечественной войны I и II групп, лицам, приравненным к ним, предоставляется право бесплатного проезда по железной дороге по территориям государств -участников данного Соглашения один раз в год (туда и обратно). Инвалидам Великой Отечественной войны III группы и лицам, приравненным к ним, предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда один раз в год (туда и обратно) по железной дороге.
Данной статьей сохранены сезонные льготы (с 1 октября по 15 мая) по оплате проезда на железнодорожном транспорте инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним. Лицам, сопровождающим в поездках инвалидов Великой Отечественной войны I групп, и лиц, приравненных к ним, предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда железнодорожным транспортом.
Согласно статье 3 Соглашения участникам Великой Отечественной войны и лицам, приравненным к ним, родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при защите бывшего Союза ССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, предоставляется право на 50-процентную скидку со стоимости проезда железнодорожным транспортом один раз в год (туда и обратно).
Транспортные организации обязаны обеспечивать льготные условия обслуживания лиц, указанных в Соглашении, независимо от места их проживания.
Статьей 7 Соглашения предусмотрено, что основанием для приобретения льготного проездного билета является удостоверение и лист талонов на льготный проезд.
В силу статьи 8 Соглашения возмещение транспортным организациям расходов, связанных с оплатой стоимости проезда лиц, указанных в нем, осуществляется сторонами Соглашения в соответствии с национальным законодательством.
Положениями статьи 9 Соглашения предусмотрено, что оно вступает в силу с момента подписания, то есть 12 марта 2003 года.
Суд кассационной инстанции не может признать обоснованной ссылку Минфина РФ на то, что Российская Федерация присоединилась к указанному Соглашению с оговоркой "в рамках Российского законодательства", а действующим законодательством действие льгот по бесплатному проезду с 01.01.2005 прекращено, а также на то, что Правительством Российской Федерации в настоящее время данное Соглашение не ратифицировано, так как Протокол о внесении изменений в Соглашение от 18.09.2003 вступает в силу с момента представления соответствующих документов депозитарию, которые ему не представлены.
Кроме того, Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 21.11.2007 N 1659-р "О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12 марта 1993 года", что подтверждает факт признания Российской Федерацией указанных обязательств.
Суд кассационной инстанции считает, что суды правомерно, руководствуясь пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, исключили из суммы, заявленной к возмещению, НДС.
Вместе с тем, принимая во внимание то, что взыскание судом за счет средств федерального бюджета расходов на предоставление льгот помощнику Депутата Государственной Думы произведено без учета установленного порядка возмещения и отсутствия оценки существующего порядка по возмещению расходов, решение и постановление в указанной части подлежат отмене, а дело в части возмещения льгот, предоставленных помощнику Депутата Государственной Думы - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует дать оценку действующему порядку возмещения льгот с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 29.08.1994 N 1004 и распоряжения Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29.06.2006 N 2-266 "Об утверждении порядка возмещения расходов, связанных с материальным обеспечением депутат Государственной Думы и его помощников в субъекте Российской Федерации". Суду следует выяснить, обращалось ли Общество за возмещением расходов, и вынести решение с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.05.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2008 по делу N А13-10862/2007 отменить в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 625 руб. 35 коп. убытков.
Дело в этой части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Вологодской области.
В остальной части указанные решение и постановление апелляционной инстанции оставить в силе.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
Т.В. Кравченко |
|
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 ноября 2008 г. N А13-10862/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника