Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 31 октября 2008 г. N А56-1719/2008
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 мая 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Матлиной Е.О., Михайловской Е.А.,
при участии от Ленинградского областного государственного учреждения "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области" представителя Митрофана А.К. (доверенность от 09.07.2007),
рассмотрев 28.10.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Торговый дом "Просвещение Северо-Запад" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.05.2008 (судья Соколова Н.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2008 (судьи Петренко Т.И., Борисова Г.В., Савицкая И.Г.) по делу N А56-1719/2008,
установил:
Закрытое акционерного общество "Торговый дом "Просвещение - Северо-Запад" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Ленинградского областного государственного учреждения "Государственная экологическая инспекция Ленинградской области" (далее - Инспекция) от 13.12.2007 N 1092/01 о наложении административного штрафа, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), в размере 50 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 12.05.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 22.07.2008, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Общество указывает на то, что оно не является субъектом правонарушения, поскольку заключило со специализированной организацией договор на оказание услуг по вывозу отходов.
В судебном заседании представитель Инспекции возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Общество о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемых судебных актов, обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 30.10.2007 Инспекция провела проверку соблюдения Обществом требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды по месту осуществления хозяйственной деятельности: Ленинградская область, Выборгский район, г. Выборг, ул. Куйбышева, 9.
В ходе проверки установлено, что в нарушение требований статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон "Об охране окружающей среды") и приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду" у Общества отсутствуют следующие документы: действующий проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; утвержденные лимиты на размещение отходов; расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду и платежные поручения, подтверждающие внесение в 2007 году платы за негативное воздействие на окружающую среду, о чем Инспекция составила акт от 30.10.2007 и протокол от 01.11.2007 N 1092/01.
По результатам проверки Инспекция вынесла постановление от 13.12.2007 N 1092/01 о привлечении Общества к административной ответственности за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2007 году, предусмотренной статьей 8.41 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 50 000 руб.
Общество, считая постановление Инспекции от 13.12.2007 незаконным, обратилось в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав мнение представителя Инспекции, суд кассационной инстанции считает, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявления ввиду следующего.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16 Закона "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относится в том числе размещение отходов производства и потребления.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Понятие "размещение отходов" включает в себя их хранение (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались (пункт 1 статьи 4 Закона N 89-ФЗ).
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в результате хозяйственной деятельности Общества образуются отходы, поэтому Общество является лицом, ответственным за их хранение и размещение. На него возлагается обязанность по исчислению и внесению в установленные сроки платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Факт не внесения платы Общество не отрицает, доказательств перечисления платы соответственно за 1, 2 и 3 кварталы 2007 года не представило. Событие правонарушения установлено, нарушения 4.5 КоАП РФ не выявлено.
Судами сделаны правомерные выводы, о том, что наличие действующего договора на вывоз отходов не исключает ответственности Общества за невнесение платы за негативное воздействие: Общество является субъектом правонарушения по статье 8.41 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении требования о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности.
Дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, и оснований для отмены судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.05.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2008 по делу N А56-1719/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Торговый дом "Просвещение - Северо-Запад" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.Е. Бурматова |
Судьи |
Е.О. Матлина |
|
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 октября 2008 г. N А56-1719/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника