Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 17 ноября 2008 г. N А56-3537/2008
См. также решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 мая 2008 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Абакумовой И.Д., судей Корпусовой О.А. и Морозовой Н.А., при участии от открытого акционерного общества "КАМАЗ" Боровских В.А. (доверенность от 06.12.2007 N 01/07-221) и Мазанова М.Ю. (доверенность от
29.12.2007 N 01/07-313), от Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 Юмашевой Н.П. (доверенность от 11.04.2008 N 05-13/05959),
рассмотрев 11.11.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "КАМАЗ" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2008 по делу N А56-3537/2008 (судьи Фокина Е.А., Лопато И.Б., Савицкая И.Г.),
установил:
Открытое акционерное общество "КАМАЗ" (далее - Общество, ОАО "КАМАЗ") обратилось _ в Арбитражный суд города - Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (после уточнения требований) о признании незаконным бездействия Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 8 (далее - Инспекция), выразившегося в непредставлении по запросу Обществу справки об отсутствии у налогоплательщика неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций. Одновременно заявитель просил обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "КАМАЗ" путем выдачи справки "об отсутствии у организации неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации по состоянию на 06.12.2007", а также взыскать с Инспекции 30 852,3 руб. судебных расходов, понесенных в связи с участием представителей Общества в судебном заседании.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской
области от 12.05.2008 требования Общества удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие налогового органа и обязал Инспекцию выдать ОАО "КАМАЗ" справку "об отсутствии у организации неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации по состоянию на 06.12.2007". Суд также взыскал с Инспекции 30 852,3 руб. судебных расходов, понесенных заявителем в связи с участием представителей Общества в судебном заседании, состоявшимся 08.05.2008.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2008 решение суда от 12.05.2008 отменено. Суд отказал ОАО "КАМАЗ" в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права. Податель жалобы утверждает об отсутствии у него по состоянию на 06.12.2007 неисполненной обязанности по уплате налогов, пеней и налоговых санкций.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить постановление суда апелляционной инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители Общества поддержали доводы жалобы, а представитель налогового органа просил оставить ее без удовлетворения.
Законность обжалуемого постановления апелляционного суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, ОАО "КАМАЗ", являясь экспортером промышленной продукции, имеет право на возмещение из федерального бюджета части суммы уплаченных процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях. Согласно пункту 3 Правил возмещения из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2005 N 357, одним из условий возмещения является отсутствие у организации просроченной задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет и в государственные внебюджетные фонды. Для получения возмещения организация должна представить в Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации заявление и ряд документов, в том числе справки налогового органа об отсутствии просроченной задолженности по обязательным платежам в федералвный бюджет и государственные внебюджетные фонды (пункт 6 названных Правил).
В декабре 2007 года Общество обратилось в Инспекцию с заявлениями от 04.12.2007 N 70-700-361 и от 06.12.2007 N 70-700-367 (т. 1, л. 9-10) о предоставлении справки об отсутствии просроченной задолженности на текущую дату. При этом заявитель просил выдать справку по форме N 39-1, дополнив ее строкой об отсутствии у Общества просроченной задолженности по налогам, сборам, взносам, администрируемым налоговым органом.
Инспекция выдала ОАО "КАМАЗ" две справки. Справку от 05.12.2007 N 310 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций (т. 1, л. 11), согласно которой Общество по состоянию на 01.12.2007 имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации. И справку по форме N 39-1 от 07.12.2007 N 3173 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 06.12.2007 (т. 1, л. 13-16). В этой справке отражено, что у Общества имеются как переплата по налогам, так и суммы налогов, пеней и налоговых санкций, уплата которых отсрочена, рассрочена, в том числе в порядке реструктуризации, либо взыскание которых в бесспорном порядке приостановлено.
Общество, полагая, что налоговый орган неправомерно указал в выданных справках о наличии у него задолженности по налогам, пеням и налоговым санкциям, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, исходя из следующего. Во исполнение определения суда от 27.03.2008 Общество и Инспекция провели сверку расчетов и представили в материалы дела акт сверки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 06.12.2007 (т. 1, л. 58-60).
Суд установил, что в акте (строки 1-3 и 5-7) отражено наличие у налогоплательщика по состоянию на 06.12.2007 задолженности по налогам, пеням и штрафа, доначисленной по решениям налогового органа от 05.04.2006 N 12-12/05 и от 05.02.2007 N 12-12/05, действие которых приостановлено определениями Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.04.2006 по делу N А56-16826/2006 и от 27.02.2007 по делу N А56-5846/2007. Кроме того, отдельные суммы задолженности, указанные в акте, реструктуризированы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 34-2. Суд пришел к выводу, что отраженная в строках 1-3 и 5-7 акта сверки задолженность налогоплательщика по налогам, пеням и штрафам не может быть признана просроченной, поскольку Инспекцией не представлено доказательств неисполнения Обществом обязательств по погашению реструктуризированной задолженности, а обязанность по уплате доначисленных по решениям налогового органа от 05.04.2006 N 12-12/05 и от 05.02.2007 N 15-12/05 сумм налогов, пеней и штрафов у ОАО "КАМАЗ" по состоянию на 06.12.2007 отсутствовала, поскольку действие этих решений приостановлено. В отношении отраженной в строке 4 акта сверки задолженности по пеням по налогу на добавленную стоимость, подлежащему перечислению в бюджет Обществом как налоговым агентом, суд указал, что у Инспекции отсутствовали основания для начисления пеней за несвоевременное перечисление Обществом как налоговым агентом в бюджет налога на добавленную стоимость, так как у налогоплательщика имелась переплата по налогу на добавленную стоимость в размере, превышающем своевременно не перечисленную Обществом сумму налога.
Апелляционный суд отменил решение суда. Суд подтвердил правильность вывода суда первой инстанции о том, что при наличии у Общества как налогоплательщика переплаты по налогу на добавленную стоимость, зачисляемому в федеральный бюджет, начисление пеней за несвоевременное перечисление налога на добавленную стоимость, подлежащего перечислению им как налоговым агентом и зачисляемого в тот же бюджет, неправомерно., Кроме того, Общество в последующем уплатило спорную сумму пеней, которую налоговый орган решением от 22.05.2008 N 333 как излишне уплаченную зачел в счет уплаты текущих платежей по налогу на добавленную стоимость. Поэтому суд апелляционной инстанции признал недоказанным Инспекцией факт наличия у Общества обязанности по уплате 2 839,74 руб. пеней по налогу на добавленную стоимость, подлежащему перечислению в бюджет Обществом как налоговым агентом.
В то же время суд указал, что приостановление арбитражным судом действия решений налогового органа в порядке статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации само по себе не свидетельствует о недостоверности содержащихся в них сведений. До признания судом решения налогового органа незаконным указанные в нем сведения о недоимки по налогам, пеней и штрафах являются достоверными, несмотря на то, что решение Инспекции от 05.02.2007 N 15-12/05 в части доначисления 24 597 255 руб. налога на добавленную стоимость и 1 824 784,63 руб. пеней признано недействительным постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2008 по делу N А56-5846/2007. На дату рассмотрения данного дела в суде первой инстанции судебный акт по делу N А56-16826/2006 по заявлению Общества о признании недействительным решения Инспекции от 05.04.2006 N 12-12/05 не принят.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает, что постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2008 подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции от 12.05.2008.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка представляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "подпунктом 10 пункта 1 статьи 32"
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций вместе с Методическими указаниями по ее заполнению утверждена приказом
Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@. Этот приказ издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468 "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками" и от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению".
Из материалов дела следует, что Инспекция в выданной по заявлению Общества справке N 310 указала на наличие у него по состоянию на 01.12.2007 неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.
Налоговый орган также выдал налогоплательщику справку по форме N 39-1 от 07.12.2007 N 3173 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 06712.2007. В этой справке указано, что у Общества имеется задолженность по пеням по налогу на добавленную стоимость, подлежащему перечислению в бюджет Обществом как налоговым агентом, в сумме 2 839,74 руб. По остальным налогам, в том числе налогу на прибыль, единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, налогу на добавленную стоимость, указаны суммы переплаты. B графах 5-6, 8-9 и 11-12 "Кроме того, отсрочено, рассрочено, в том числе в порядке реструктуризации, приостановлено к взысканию по налогу, пени и налоговым санкциям" справки N 3173 отражены суммы налога на прибыль, единого социального налога и налога на добавленную стоимость, пеней по этим налогам и налоговых санкций.
В Методических указаниях по заполнению справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме N 39-1 (приложение 7 к Приказу Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению") указано, что справка о состоянии расчетов по форме N 39-1 составляется для юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица по заявлениям и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Справка о состоянии расчетов для юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N 39-1 по всем кодам бюджетной классификации.
В графе 1 указывается наименование налога, сбора, страхового взноса на обязательное пенсионное страхование. В графах 5 и 6 отражаются отсроченные, рассроченные и приостановленные к взысканию суммы налогов (сборов), в том числе в порядке реструктуризации, сумма и дата. В графах 8 и 9 отражаются отсроченные, рассроченные и приостановленные к взысканию суммы пени, в том числе в порядке реструктуризации, сумма и дата. В графах 11 и 12 отражаются отсроченные, рассроченные и приостановленные к взысканию суммы налоговых санкций, в том числе в порядке реструктуризации, сумма и дата.
Суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пени и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.
Согласно пункту 4 Методических указаний по заполнению справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@, при наличии по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм, указанных в пункте 3 названных Методических рекомендаций, при формировании Справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, делается запись "имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 3 Методических указаний при формировании справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций запись "не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации" делается в случае отсутствия по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного взыскания задолженности.
Действительно, приостановление арбитражным судом действия решений налогового органа в порядке статьи 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации само по себе не свидетельствует о недостоверности '. содержащихся в справках сведений.
Однако, по мнению кассационной инстанции, содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальному исполнению налогоплательщиком обязанностей по уплате обязательных платежей.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что включенные в оспариваемую справку суммы не соответствуют обязанностям Общества по уплате налогов.
В данном случае в справке по форме 39-1 от 07.12.2007 N 3173 указано на наличие у Общества переплаты по налогам, сборам, пеням (за исключением 2 839,74 руб. пеней по налогу на добавленную стоимость, подлежащему перечислению в бюджет Обществом как налоговым агентом).
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали, что при наличии у Общества как налогоплательщика переплаты по налогу на добавленную стоимость, зачисляемому в федеральный бюджет, начисление пеней за несвоевременное перечисление налога на добавленную стоимость, подлежащего перечислению им же как налоговым агентом и зачисляемого в тот же бюджет, неправомерно. Налоговый орган не оспаривает факт наличия переплаты.
У Общества по данным лицевого счета числится недоимка, приостановленная ко взысканию в связи с принятием судом обеспечительных мер в виде приостановления исполнения решений налогового органа от 05.04.2006 N 12-12/05 и от 05.02.2007 N 15-12/05 о взыскании начисленных сумм налогов, пеней и штрафов. Поскольку эти решения Инспекции обжалованы в судебном порядке, судом приняты обеспечительные меры в виде приостановления исполнения решений налогового органа, то до рассмотрения дела в суде и вступления в законную силу судебных актов, объективно недоимка не установлена.
Таким образом, с учетом противоречий в справках по Форме N 39-1 и N 310, фактическом отсутствии недоимки по пеням по налогу на добавленную стоимость в размере 2 839,74 руб., недоказанностью размера налогов пеней и штрафов, начисленных решениями налогового органа от 05.04.2006 N 12-12/05 и от
05.02.2007 N 15-12/05 и определений суда о принятии обеспечительных мер, налоговый орган не доказал наличие у Общества неисполненных обязанностей по уплате налогов, пеней и налоговых санкций.
Таким образом, запись в справке по форме N 310 от 05.12.2007 "имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствий с нормами законодательства Российской Федерации", является неправильной .
При таких обстоятельствах суд" первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие Инспекции, выразившемся в непредставлении справки по запросу ОАО "КАМАЗ" и обязал налоговый орган устранить допущенное нарушение прав налогоплательщика путем выдачи справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций.
С учетом изложенного, постановление апелляционного суда подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286 и пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2008 по делу N А56-3537/2008 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.05.2008 по названному делу оставить в силе.
Председательствующий |
И.Д. Абакумова |
Судьи |
О.А. Корпусова |
|
Н.А. Морозова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 ноября 2008 г. N А56-3537/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника