Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улановой Е.С, судей Осиповой С.К, Кириченко А.Д, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видео-конференц связи кассационную жалобу Даниловой Т.В. на решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 15 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 6 июля 2022 года по гражданскому делу N 2-830/2022 по иску Даниловой Т.В. к публичному акционерному обществу "Химпром" о признании приказа об отстранении от работы незаконным, начислении и выплате заработной платы, выплате денежной компенсации, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов.
заслушав доклад судьи Кириченко А.Д, пояснения истца Даниловой Т.В, представителя истца Соловьева Н.В. поддержавших жалобу, проверив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Данилова Т.В. обратилась в суд с иском к Публичному акционерному обществу "Химпром" о признании приказа об отстранении от работы незаконным, взыскании заработной платы за период отстранения от работы, процентов за задержку ее выплаты, компенсации морального вреда.
Требования истицей мотивированы тем, что она с 19 марта 2018 года работает у ответчика по специальности маляра строительного 4 разряда. 27 декабря 2021 года работодателем был издан приказ N об обеспечении вакцинации работников от новой коронавирусной инфекции. Приказом от 31 января 2022 года N с 14 февраля 2022 года истицу отстранили от работы без сохранения заработной платы в связи с непредставлением документов, подтверждающих вакцинацию от новой коронавирусной инфекции. Полагала отстранение от работы неправомерным, так как выполняемые ею работы не входят в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N825. Работодатель не уполномочен обязывать работников проводить профилактические прививки, так как в силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 17 сентября 1998 года "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Главный санитарный врач и руководитель региона не вправе обязывать работодателей организовывать проведение вакцинации сотрудников. В Санитарных правилах СП 3.1.3597-20 не содержится предписания работодателям об отстранения от работы работников, не прошедших вакцинацию против новой коронавирусной инфекции. По мнению истицы, существующие в настоящее время вакцины против новой коронавирусной инфекции не исследованы в полной мере, отсутствуют гарантии их безопасности и эффективности. Из-за отсутствия информации для принятия решения о вакцинации и опасений возможных побочных эффектов истица отказывается от прохождения вакцинации. В связи с неправомерным отстранением от работы подлежал выплате средний заработок за период лишения возможности трудиться.
При нарушении сроков выплаты заработной платы также подлежала выплате предусмотренная статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации денежная компенсация. Неправомерным отстранением истицы от работы ей причинен моральный вред.
Данилова Т.В. просила признать приказ ПЛО "Химпром" от 31 января 2022 года N об отстранении Даниловой Т.В. от работы незаконным; взыскать заработную плату за период отстранения от работы с 14 февраля 2022 года в размере 8223 руб. 60 коп. и до дня отмены приказа N из расчет среднедневного заработка в размере 822 руб. 36 коп. в день, денежную компенсацию в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб, расходы по оплате юридических услуг в размере 3000 руб.
Решением Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 15 апреля 2022 года, оставленного без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 6 июля 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истцом ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений как незаконных. Основаниями для отмены судебных актов истец указывает несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также нарушения норм материального и процессуального права, поскольку судами неверно определены юридически значимые обстоятельства по делу и не дана надлежащая оценка представленным доказательствам.
Истец Данилова Т.В. и ее представитель Словьев Н.В. в судебном заседании поддержали кассационную жалобу.
Ответчиком ПАО "Химпром" представлены возражения на кассационную жалобу, в которых полагал состоявшиеся по делу судебные постановления законными и обоснованными, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по доводам жалобы законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 19 марта 2018 года Данилова Т.В. работала в ПАО "Химпром" в качестве маляра на участке строительно-монтажных работ цеха централизованного ремонта и капитального строительства (цех 706), затем на котельно-сварочном участке ремонтно-механического цеха (цех N21).
Приказом ПАО "Химпром" от 27 декабря 2021 года N во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача по Чувашской Республике от 15 декабря 2021 года N3 "О внесении изменений в постановление главного государственного санитарного врача по Чувашской Республике от 6 октября 2021 года N2 "О проведении профилактических прививок против повой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан по эпидемическим показаниям в Чувашской Республике" предписано лицам в возрасте 60 лет и старше, лицам с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением в срок до 17 января 2022 года организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 17 февраля 2022 года - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции; содержится указание об отстранении от работы без сохранения заработной платы с 17 января 2022 года работников вышеуказанных категорий, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, а с 17 февраля 2022 года - работников, не имеющих законченного курса вакцинации.
20 декабря 2021 года оперативным штабом по вопросу предупреждения распространения повой короновирусной инфекции (COVID-19) среди населения, обслуживаемого ФМБА России на территории г. Новочебоксарска Чувашской Республики (с участием представителя ПАО "Химпром"), принято решение предоставить в адрес территориального отдела межрегионального управления N ФМБА России информацию в том числе о количестве работников в возрасте 60 лет, работников с хроническими заболеваниями, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции (протокол N18 от 20 декабря 2021 года).
28 декабря 2021 года ФГБУЗ МСЧ N ФМБА России во исполнение решения оперативного штаба представило ПАО "Химпром" список работников предприятия, имеющих хронические заболевания, бронхолегочной системы, сердечно-сосудистой системы, эндокринной системы, в пункте 71 которого указана Данилова Т.В.
Приказом ПАО "Химпром" от 14 января 2022 года N10 предписано отстранить от работы с 17 января 2022 года работников, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции; в списке работников с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением и подлежащих обязательной вакцинации.
Вместе с тем, по заключению N врачебной комиссии ФГБУЗ МСЧ N ФМБА России от 13 января 2022 года Данилова Т.В. освобождена от вакцинации против COVID-19 сроком до 13 февраля 2022 года в связи с обследованием.
Приказом ПАО "Химпром" от 31 января 2022 года N во исполнение постановления главного санитарного врача по Чувашской Республики от 15 декабря 2021 года N3 Данилова Т.В. с 13 февраля 2022 года до окончания периода эпиднеблагополучия либо прохождения вакцинации отстранена от работы в связи с непредоставлением документа, подтверждающего проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной либо справки (медицинского заключения), подтверждающего наличие противопоказаний к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19). С приказом Данилова Т.В. ознакомлена под роспись 31 января 2022 года.
Приказом ПАО "Химпром" от 21 марта 2021 года N в связи с принятием главным государственным санитарным врачом по Чувашской Республике постановления от 18 марта 2022 года N6 "О признании утратившим силу постановления главного государственного санитарного врача по Чувашской Республике от 6 октября 2021 года N2 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям граждан но эпидемическим показаниям в Чувашской Республике" Данилова Т.В. допущена к работе с 21 марта 2022 года.
Факт непрохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции, истцом на дату рассмотрения судом спора не оспаривался.
Полагая приказ об отстранении от работы незаконным, Данилова Т.В. обратилась с настоящим иском в суд.
Разрешая требования истца о признании незаконным приказа об отстранении от работы, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что новая коронавирусная инфекция (COVID-19) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, внесена в календарь профилактических прививок, обязательное проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции работниками, имеющими хронические заболевания прямо предусмотрено постановлением Главного государственного санитарного врача по Чувашской Республики - Чувашии от 06.10.2021 N 2 (в редакции постановления от 15.12.2021 N3), в связи с чем отсутствие такой прививки влечет обязанность работодателя по отстранению работника от работы на основании абзаца 8 части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157 "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".
Поскольку требования истца об оспаривании приказа об отстранении от работы не могут быть удовлетворены, также не может быть взыскана заработная плата, поскольку таковая работнику не начисляется по правилам статья 76 Трудового кодекса Российской Федерации.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ), согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам второму и четвертому пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50; выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года N 65 (действовали до 1 сентября 2021 года), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 4 (действуют с 1 сентября 2021 года).
Согласно, пункту 1.2 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 года N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее Федеральный закон от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям утвержден приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года N 125н.
В календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации.
В соответствии с пунктом 1 распоряжения Главы Чувашской Республики от 18.03.2020 N 113-рг "О введении на территории Чувашской Республики режима повышенной готовности", в связи с угрозой распространения на территории Чувашской Республики новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статьей 8 Закона Чувашской Республики "О защите населения и территорий Чувашской Республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.01.2005 N 17 "О территориальной подсистеме Чувашской Республики единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", с 18.03.2020 до особого распоряжения на территории Чувашской Республики введен режим повышенной готовности.
В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации по заболеваемости новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) Постановлением Главного государственного санитарного врача по Чувашской Республики - Чувашии от 06.10.2021 N 2 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (СOVID-19) отдельным категориям (группам) граждан по эпидемическим показаниям в Чувашской Республике" (в редакции постановления от 15.12.2021 N3), пунктами 1, 1.5, предписано обеспечить с 11.10.2021 проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гражданам в возрасте от 18 лет и старше, подлежащим обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям - выполняющим работы и (или) оказывающим услуги населению Чувашской Республики: лицам с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением.
Вышеуказанным постановлением (пунктом 3) предписано руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Чувашской Республики, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления:
- в срок до 01.11.2021 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 01.12.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников, сотрудников;
- категориям (группам) граждан, указанным в подпунктах 1.4 - 1.6 настоящего постановления, в срок до 17.01.2022 организовать проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 17.02.2022 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, с охватом не менее 90% от численности работников в возрасте 60 лет, работников с хроническими заболеваниями не менее 80% от общей численности обучающихся;
- отстранить от работы, перевести на дистанционный режим работы с 17.01.2022 лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, с 17.02.2022 - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации, указанных в подпунктах 1.4, 1.5 настоящего постановления.
Из письма Роструда от 13 июля 2021 года N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 года N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.
Установив, что согласно представленного ФГБУЗ "МСЧ N29" от 23.12.2021 года сведений Данилова Т.В. включена в перечень работников ПАО "Химпром" имеющих хронические заболевания бронхолегочной системы, сердечно -сосудистой системы, эндокринной системы, и таким образом в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача по Чувашской Республики - Чувашии от 06.10.2021 N 2 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (СOVID-19) отдельным категориям (группам) граждан по эпидемическим показаниям в Чувашской Республике" подлежит обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции, Данилова Т.В. не представила сведений о проведении вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) либо сведений о наличии медицинских противопоказаний к вакцинации, суды пришли к правильному выводу о наличии у работодателя правовых оснований для отстранения истца от работы без сохранения заработной платы.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для отстранения Даниловой Т.В. от работы, аналогичны доводам ранее заявлявшимся истцом при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, они являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций и обоснованно отклонены.
Вакцинация направлена исключительно на защиту здоровья и жизни граждан, на обеспечение благополучной санитарно-эпидемиологической обстановки.
Согласно абзацу 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 года N 1867-О).
С учетом указанных обстоятельств доводы кассационной жалобы, в которой истец ссылается на то, что выполняемая ею работа в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 825, не включена, главный государственный санитарный врач субъекта Российской Федерации не вправе определять категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, основаны на неверном толковании и применении положений действующего законодательства.
Поскольку отстранение от работы является не правом, а обязанностью работодателя, что следует из статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, работодатель вправе запрашивать у работников, для которых вакцинация является обязательной в силу Перечня и нормативного правового акта главного санитарного врача, сведения о прохождении либо непрохождении ими вакцинации.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии у нее заболеваний, указанных в Постановлении Главного государственного санитарного врача по Чувашской Республике - Чувашии от 06.10.2021 N 2 были предметом проверки и оценки судов и правомерно отклонены ими со ссылками на исследованные доказательства, включая выписки врачебных комиссий с указанием диагнозов имеющихся у истца заболеваний. Правильность указанных выводов не вызывает сомнений.
Несогласие заявителя с изложенными в решении выводами об основаниях отказа в удовлетворении требований, о незаконных действиях ответчика по отстранению истца от исполнения должностных обязанностей, об отсутствии необходимости такого отстранения, не влекут отмену судебных актов, поскольку действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников.
Вопреки доводам кассационной жалобы, отстранение истца от работы, ввиду фактического отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских противопоказаний для ее проведения, носило законный характер, поскольку трудовая деятельность истца подразумевает контакты с другими работниками ПАО "Химпром" и граждан, а потому отказ от вакцинации со стороны истца носил риск распространения новой коронавирусной инфекцией.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 15 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 6 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Даниловой Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Е.С. Уланова
Судьи С.К. Осипова
А.Д. Кириченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.