Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Бетрозовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Большуновой Оксаны Юрьевны к администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым о выплате ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, взыскании задолженности по ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости, признании распоряжения незаконным
по кассационной жалобе представителя администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 01 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, представителя администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым по доверенности Новикова М.С. судебная коллегия
установила:
Большунова О.Ю. обратилась в суд с иском к администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, в котором с учетом уточненного иска просила:
- возложить на администрацию Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым обязанность ежемесячно выплачивать Большуновой О.Ю. ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости в соответствии с требованиями статей 3, 4 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года N302-ЗРК "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" и постановления Совета министров Республики Крым от 21 февраля 2017 года N88 "Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Республике Крым";
- взыскать с администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым в пользу Большуновой О.Ю. задолженность за семь месяцев по ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости в размере 189 224, 35 рублей;
- взыскать с администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым в пользу Большуновой О.Ю. судебные расходы в размере 4 984, 50 рублей.
Решением Нижнегорского районного суда Республики Крым от 03 ноября 2020 года в удовлетворении иска Большуновой О.Ю. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 26 января 2021 года решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 03 ноября 2020 года оставлено без изменений.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 09 сентября 2021 года апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 26 января 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Верховный Суд Республики Крым.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 01 февраля 2022 года осуществлен переход к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, установленных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство финансов Республики Крым, Совет Министров Республики Крым.
15 февраля 2022 года Большунова О.Ю. в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации увеличила размер исковых требований, просила:
- возложить на администрацию Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым обязанность выплачивать Большуновой О.Ю. ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости в соответствии с требованиями статей 3, 4 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года N302-ЗРК "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" и постановления Совета министров Республики Крым от 21 февраля 2017 года N88 "Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Республике Крым";
- взыскать с администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым в пользу Большуновой О.Ю. задолженность по ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости за период с декабря 2019 года по январь 2022 года включительно в размере 688 157, 10 рублей;
- взыскать с администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым в пользу Большуновой О.Ю. судебные расходы в размере 10 382 рубля;
- признать незаконным распоряжение администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым N41-Р от 30 июня 2020 года.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 22 февраля 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Жемчужинский сельский совет Нижнегорского района Республики.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 01 марта 2023 года решение Нижнегорского районного суда Республики Крым от 03 ноября 2020 года отменено, постановлено новое решение о частичном удовлетворении требований Большуновой О.Ю.
На администрацию Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым возложена обязанность назначить и выплачивать Большуновой О.Ю. ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости в соответствии с Законом Республики Крым от 23 ноября 2016 года N302-3PK/2016 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым "Об основах местного самоуправления в Республике Крым"
С местного бюджета Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, распорядителями средств которого является администрация Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, Жемчужинский сельский совет Нижнегорского района Республики Крым в пользу Большуновой О.Ю. взыскана задолженность по ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости за период с 04 декабря 2019 года по 31 января 2022 года в размере 707 817, 22 рублей.
Признано незаконным распоряжение администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым от 30 июня 2020 года N41-Р в части признания утратившим силу распоряжения N12-р от 29 февраля 2020 года "Об установлении ежемесячной доплаты к пенсии Болыпуновой О.Ю.".
С местного бюджета Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, распорядителями средств которого является администрация Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, Жемчужинский сельский совет Нижнегорского района Республики Крым в пользу Большуновой О.Ю. взыскана государственная пошлина в размере 10 382 рубля.
В кассационной жалобе председатель Жемчужинского сельского совета - глава администрации Жемчужинского сельского поселения Республики Крым просит отменить апелляционное определение в связи с несоответствием выводов судов, содержащихся в обжалуемых судебных постановлениях, фактическим обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права, направив дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что решение администрации Жемчужинского сельского поселения Республики Крым от 23 мая 2019 года N 50/3 утратило силу не по причине дотационности муниципального образования Жемчужинское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым, а в связи с тем, что данное решение принято в нарушение пункта 8 статьи 137 Бюджетного кодекса Российской Федерации и подпункта 2.1.1.6 пункта 2.1.1 Соглашения от 19 ноября 2018 года N 148 "О мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению финансов муниципального образования Жемчужинское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым на 2019 год" незадолго до выхода истца на пенсию, при этом проект данного решения не направлялся на согласование в Министерство финансов Республики Крым до его принятия представительным органом - Жемчужинским сельским советом Нижнегорского района Республики Крым. Полагает, что Закон Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 302-3PK/2016 лишь устанавливает основания возникновения и порядок реализации права на ежемесячную доплату к страховой пенсии, а Порядок обращения за установлением ежемесячной доплаты к страховой пенсии разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления самостоятельно, руководствуясь постановлением Совета министров Республики Крым от 21 февраля 2017 года N 88, носящим рекомендательный характер. Ссылаясь на статью 3 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года N302-ЗРК/2016, указывает, что финансовое обеспечение расходных обязательств на выплату ежемесячной доплаты к пенсии, осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования Республики Крым, в котором лицо замещало муниципальную должность. Обращает внимание, что распоряжение администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым от 28 февраля 2020 года N12-р, решение от 22 июня 2020 года N 6/4 Большуновой О.Ю. не обжаловались, судом апелляционной инстанции надлежащим образом не исследовались.
Критикует выводы суда апелляционной инстанции относительно определения стажа Большуновой О.Ю, поскольку при исчислении стажа для установления ежемесячной доплаты к пенсии учитываются периоды замещения муниципальных должностей в Республике Крым на постоянной основе, определенных Реестром муниципальных должностей в Республике Крым, утвержденных Законом Республики Крым от 16 сентября 2014 года N77-ЗРК "О реестре муниципальных должностей в Республике Крым", а в реестр муниципальных должностей включаются должности, устанавливаемые уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами Республики Крым, для непосредственного исполнения лицами, их замещающими, полномочий органов местного самоуправления. Указывает, что Большунова О.Ю. занимала муниципальную должность с 26 декабря 2014 года, так как вступила в должность и стала исполнять полномочия председателя Жемчужинского сельского совета - главы администрации Жемчужинского сельского поселения 26 декабря 2014 года на основании решения Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым N4 от 26 декабря 2014 года после регистрации Устава муниципального образования Жемчужинское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым 26 декабря 2014 года в Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым согласно части 6 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Полагает, что удовлетворяя требования истца в части взыскания не выплаченной денежной суммы, суд апелляционной инстанции фактически, не отменяя распоряжения от 28 февраля 2020 года N12-р, которым истцу установлена ежемесячная доплата к пенсии, которое в том числе и не оспаривалось самим истцом, установилиной трудовой стаж Большуновой О.Ю, то есть, выйдя за рамки исковых требований, не мотивируя причин такого выхода, но при этом указал, что такой спор существует.
В судебном заседании представитель администрации Жемчужинского сельского поселения Республики Крым по доверенности Новиков М.С. кассационную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов гражданского дела, что решением 1-й сессии 1-го созыва Жемчужинского сельского совета Республики Крым от 29 сентября 2014 года N 4 главой муниципального образования Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым избрана депутат Жемчужинского сельского совета первого созыва Большунова О.Ю. по единому избирательному округу от Жемчужинского местного сельского отделения Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия".
Решением N 13 6-ой сессии 1-го созыва Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 26 декабря 2014 года утверждены Реестр муниципальных должностей, Реестр должностей муниципальной службы в муниципальном образовании Жемчужинское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым. Приложением N1 к решению является Реестр муниципальных должностей муниципального образования Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, где поименована замещенная истцом должность: председатель сельского совета - глава администрации сельского поселения.
26 декабря 2014 года Большунова О.Ю. назначена на должность главы администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым решением N 4 6-ой сессии 1-го созыва Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым.
Трудовая книжка истца содержит запись N 33 от 29 сентября 2014 года о вступлении истца в должность главы муниципального образования Жемчужинское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым, в качестве основания внесения записи указано решение N4 от 29 сентября 2014 года 1 сессии 1 созыва.
В трудовой книжке истца имеется запись N 34 от 26 декабря 2014 года о принятии на должность председателя Жемчужинского сельского совета 1-го созыва Нижнегорского района Республики Крым, а также запись принятии истца на должность главы администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым на основании решения N4 от 26 декабря 2014 года 6 сессии 1-го созыва, Закона Республики Крым от 18 ноября 2014 года N 6-ЗРК/2014.
29 декабря 2014 года наименование должности главы муниципального образования изменено на "Председатель Жемчужинского сельского совета - глава администрации Жемчужинского сельского поселения".
03 декабря 2019 года полномочия председателя Жемчужинского сельского совета - главы администрации Жемчужинского сельского поселения прекращены в связи с вступлением в муниципальную должность вновь избранного председателя сельского совета - Главы администрации сельского поселения.
С 25 августа 2019 года Большунова О.Ю. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
12 декабря 2019 года Большунова О.Ю. обратилась на имя предателя Жемчужинского сельского совета - главы администрации Жемчужинского сельского поселения с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, как лицу, замещавшему муниципальную должность в Жемчужинском сельском поселении.
17 декабря 2019 года заявление Большуновой О.Ю. передано в Комиссию по установлению ежемесячной доплаты к пенсии.
Решением 50-й внеочередной сессии Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым 1-го созыва от 23 мая 2019 года N50/3 утвержден Порядок обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым, а также положение о комиссии по установлению ежемесячной доплаты к пенсии.
Решением комиссии по установлению ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетам ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым, от 25 февраля 2020 года N 1 истцу установлена ежемесячная доплата к пенсии в сумме 12 174 рубля 05 копеек с 04 декабря 2019 года.
Распоряжением администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым от 28 февраля 2020 года N 12-Р истцу назначена ежемесячная доплата к пенсии в размере 12 174 рубля 05 копеек с 04 декабря 2019 года.
Уведомлением администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым от 02 марта 2020 года Большунова О.Ю. проинформирована, что с 04 декабря 2019 года ей установлена ежемесячная доплата к пенсии в размере 12 174 рубля 05 копеек, при стаже замещения муниципальных должностей 04 года 11 месяцев 07 дней, ежемесячном денежном содержании 43 510 рублей.
Поскольку средства на выплату ежемесячной доплаты к пенсии в бюджете Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов не запланированы, будет подготовлен и направлен на согласование в Министерстве финансов Республики Крым проект решения "О внесении изменений в решение Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым "О бюджете Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" от 17 декабря 2020 года N 3/1", и в случае согласования Министерством финансов Республики Крым данная выплата будет осуществлена.
14 мая 2020 года администрацией Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым истцу направлено письмо N 51, в котором сообщалось, что администрацией в Министерство финансов Республики Крым 11 марта 2020 года направлен проект решения Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым "О внесении изменений в решение Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 17 декабря 2019 года N 3/1 "О бюджете Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов".
Министерство в рамках своей компетенции рассмотрело данный проект решения и рекомендовало решение Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 23 мая 2019 года N 50/3 "Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым" признать утратившим силу, так как проект указанного решения не направлялся на согласование в Министерство финансов Республики Крым в соответствии с условиями подпункта 2.1.1.6 пункта 2.1.1 Соглашения от 19 ноября 2018 года N 148 "О мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению финансов муниципального образования Жемчужинское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым на 2019 год" и направить в Министерство для рассмотрения и согласования новый проект решения "Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым" в соответствии с пунктом 2.1.4.3 заключенного Соглашения между Министерством и администрацией Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым от 05 февраля 2020 года N 59 "О мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению финансов муниципального образования Жемчужинское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым". Указанные проекты решений направлены администрацией в Министерство финансов Республики Крым 29 апреля 2020 года N 47.
Согласно письму Министерства финансов Республики Крым от 20 мая 2020 года N8625/2 Министерство согласовывает указанные проекты решений при условии обеспечения расходов на их реализацию за счет собственных средств местного бюджета.
Решением N 6/4 6-й сессии 2 созыва Жемчужинского сельского совета от 22 июня 2020 года решение 50-й внеочередной сессии Жемчужинского сельского совета Нижнегорского района Республики Крым 1-го созыва от 23 мая 2019 года N50/3 "Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым" признано утратившим силу.
Согласно протоколу 6-й сессии 2 созыва Жемчужинского сельского совета от 22 июня 2020 года за проект решения "Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым" голосовали "за" 1 человек, "против" - 6 человек, решение не принято.
Распоряжением администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым от 30 июня 2020 года N41-р признано утратившим силу распоряжение N12-р от 29 февраля 2020 года "Об установлении ежемесячной доплаты к пенсии Большуновой О.Ю.".
Судом также установлено, что с 01 декабря 2019 года установлена фиксированная выплата к страховой пенсии по старости в размере 5334, 19 рубля, с 01 января 2020 года размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости составляет 5 686, 25 рублей, с 01 января 2021 года - 6 044, 48 рублей, с 01 января 2022 года - 6 564, 31 рублей.
Ежемесячное денежное содержание Большуновой О.Ю. составляет 43 510 рублей, что не превышает предельного размера.
Размер ежемесячного денежного содержания председателя совета индексировался 01 октября 2019 года на 1.043, с 01 октября 2020 года - на 1.03.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска Большуновой О.Ю, руководствуясь положениями статей 3, 53 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 11, 22, 23, 24 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Закона Республики Крым от 21 августа 2014 года N54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года N302-ЗРК "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", постановления Совета министров Республики Крым от 21 февраля 2017 года N88 "Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Республике Крым", Устава муниципального образования Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, исходил из того, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления, при этом федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым не согласилась с выводами суда первой инстанции.
Отменяя решение суда первой инстанции и разрешая требования Большуновой О.Ю, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 4 статьи 7, части 9 статьи 34 и части 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 1, 86, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 302-3PK/2016 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", постановления Совета министров Республики Крым от 21 февраля 2017 года N88 "Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Республике Крым", а также правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, исходил из того, что Большунова О.Ю, обратившись к ответчику с заявлением об установлении ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости, как лицу, замещавшему муниципальную должность в Жемчужинском сельском поселении, заявила свое право на получение доплаты к страховой пенсии по старости, установленное Законом Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 302-3PK/2016.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что признание 22 июня 2020 года утратившим силу Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Жемчужинском сельском поселении Нижнегорского района Республики Крым, не указывает на отсутствие права Большуновой О.Ю. на получение доплаты, поскольку действующими нормативно-правовыми актами субъекта Российской Федерации предусмотрено указанное право и порядок его реализации - Закон Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 302-3PK/2016 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", Постановление Совета министров Республики Крым от 21 февраля 2017 года N 88 "Об утверждении Порядка обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Республике Крым", при этом реализация предусмотренного Законом Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 302-3PK/2016 права не может блокироваться путем непринятия органом местного самоуправления нормативно-правового акта, устанавливающего порядок реализации данного права применительно к данному муниципальному образованию.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым пришла к выводу об обоснованности исковых требований Большуновой О.Ю. в части возложения на администрацию Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района обязанности назначить и выплачивать ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости в соответствии с Законом Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 302-3PK/2016 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым "Об основах местного самоуправления в Республике Крым".
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 1 Закона Республики Крым от 16 сентября 2014 года N77-ЗРК "О Реестре муниципальных должностей в Республике Крым", Переходными положениями Закона Республики Крым от 21 августа 2014 года N54 "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", пришел к выводу, что в стаж замещения муниципальной должности учитываются периоды со дня открытия первой сессии представительного органа соответствующего муниципального образования с 29 сентября 2014 года по 03 декабря 2019 года, что составляет 5 лет 2 месяца 5 дней, в связи с чем Большуновой О.Ю. должна назначена ежемесячная доплата к пенсии в размере 75 % ежемесячного денежного содержания по соответствующей муниципальной должности.
С учетом установленных статьей 6 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 302-3PK/2016 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", пунктом 21 Порядка, условий перерасчета (корректировки) ежемесячной доплаты к пенсии, принимая во внимание положения пункт 23 Порядка о единовременной выплате неполученных своевременно по вине органов местного самоуправления сумм ежемесячной доплаты к пенсии, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в пользу истца подлежит взысканию за счет средств местного бюджета задолженность по ежемесячной доплате в размере 707 817, 22 рублей.
Кроме того, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что распоряжение администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района от 30 июня 2020 года N 41-р следует признать незаконным в части, касающейся непризнания права истца на ежемесячную доплату и признания утратившим силу по этим основаниям распоряжения N12-р.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы суда апелляционной инстанций в части определения размера задолженности по ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости и размера взысканной в пользу Большуновой О.Ю. средств местного бюджета Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым основаны на неправильном применении к спорным отношениям норм материального права и сделаны с существенным нарушением требований процессуального закона.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляет Конституция Российской Федерации, а также настоящий закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 3).
Муниципальным служащим в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (часть 1 статьи 6 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 23 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальному служащему гарантируются пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.
Частью 3 этой же статьи определено, что законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
В силу статьи 42 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В пункте 12 части 1 статьи 11 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Исходя из системного единства с положениями части 9 статьи 34 и части 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований. В соответствии с требованиями статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства муниципального образования, возникающие в том числе в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Федеральное и региональное законодательство не предусматривают дефицитность средств местного бюджета в качестве основания прекращения выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы, когда такое обязательство принято муниципальным образованием.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно выраженной в решениях и применимой к правоотношениям, участником которых выступает представительный орган местного самоуправления при формировании и исполнении бюджета муниципального образования, Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, в силу чего законодатель вправе приостанавливать выплату компенсаций, одновременно предусмотрев при этом надлежащий механизм соответствующего возмещения. Формы и способы такого возмещения могут быть различными, однако объем социальных гарантий не должен уменьшаться (Постановления от 19 июня 2002 года N 11-П, от 23 апреля 2004 года N 9-П, Определения от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 5 июля 2005 года N 246-О и N 303-О).
В связи с изложенным ограниченность возможностей бюджета, предоставление муниципальному образованию межбюджетных трансфертов и дотаций, не может являться основанием для не компенсируемого в иной форме прекращения действия (признания утратившим силу) муниципального правового акта, которым определены порядок обращения, назначения и выплаты доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления администрации муниципального образования Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, являющейся установленной в соответствии с приведенным выше федеральным и региональным законодательством социальной гарантией.
Самостоятельность местного самоуправления и местного бюджета не является абсолютной, поскольку органы местного самоуправления обязаны принимать муниципальные нормативные правовые акты, которые не должны противоречить федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Следовательно, муниципальные правовые акты органов местного самоуправление не должны противоречить нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Крым от 23 ноября 2016 года N302-3PK/2016 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" установлены основания возникновения и порядок реализации права лиц, замещавших на постоянной основе муниципальные должности в Республике Крым, на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
Согласно частям 1 и 2 статьи 4 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года N302-3PK/2016 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" лица, замещавшие муниципальные должности на постоянной основе не менее трех лет, достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по указанной должности, освобожденные от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, абзацем седьмым части 16 статьи 35, частью 7 статьи 35.1, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1, 2, 2.1, 2.2 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", имеют право на ежемесячную доплату к пенсии. Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности) либо к пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Таким образом, установленные Законом Республики Крым от 23 ноября 2016 года N302-3PK/2016 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" права лиц, замещавших на постоянной основе муниципальные должности в Республике Крым на ежемесячную доплату к страховой пенсии, не могут быть нарушены путем принятия муниципальным образованием актов, отменяющих такие права.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции относительно наличия у Большуновой О.Ю. права на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости в соответствии с Законом Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 302-3PK/2016 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", как основанными на законе.
Судом апелляционной инстанции нормы материального и процессуального права в части разрешения требований истца о возложении на администрацию Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района обязанности выплачивать ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости в соответствии с Законом Республики Крым от 23 ноября 2016 года N 302-3PK/2016 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы в указанной части свидетельствуют не о нарушениях судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Вопреки доводам кассационной жалобы судом апелляционной инстанции не установлено признаков злоупотребления правом со стороны истца.
Вместе с тем, судебная коллегия по гражданским делам Четвертного кассационного суда общей юрисдикции находит заслуживающими внимание доводы кассационной жалобы относительно того, что стаж замещения муниципальной должности Большуновой О.Ю. определен судом апелляционной инстанции неверно.
В соответствии с часть 1 статьи 5 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года N302-3PK/2016 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", ежемесячная доплата к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, при замещении ими указанных должностей от трех до пяти лет устанавливается в размере 55 процентов, свыше пяти лет - 75 процентов ежемесячного денежного содержания по соответствующей муниципальной должности, за вычетом фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях". Размер ежемесячного денежного содержания, учитываемого для назначения доплаты к пенсии, не может превышать предельного размера денежного содержания депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, определенного Советом министров Республики Крым.
Размер ежемесячной доплаты к пенсии исчисляется (по выбору лица, замещавшего муниципальную должность) исходя из ежемесячного денежного содержания, установленного по муниципальной должности, замещавшейся на день достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (инвалидности), либо по последней муниципальной должности, полномочия по которой были прекращены (в том числе досрочно) (часть 3 статьи 5 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года N302-3PK/2016 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым, и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым "Об основах местного самоуправления в Республике Крым").
Из материалов дела следует, что истец 29 сентября 2014 года избрана на должность главы муниципального образования Жемчужинское сельское поселение Нижнегорского района Республики Крым в отсутствие утвержденного Реестра муниципальных должностей.
26 декабря 2014 года истец назначена на должность главы администрации Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым. 26 декабря 2014 года в установленном законом порядке утвержден Реестр муниципальных должностей.
Исходя из положений абзаца семнадцатого статьи 2, пункта 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является выборным должностным лицом местного самоуправления.
Согласно абзацу второму части 3 статьи 40 указанного федерального закона полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 июня 2013 года N 15-П, Определении от 17 июля 2012 года N 1487-О и Определении от 25 ноября 2020 года N 2845-О, положение части 3 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва (абзац первый), направлено на обеспечение непрерывности осуществления функций выборной публичной власти на уровне местного самоуправления и как таковое не нарушает какие-либо конституционные права и свободы; данный вывод относится и к положению абзаца второго части 3 той же статьи, определяющему начало и окончание срока полномочий выборного должностного лица местного самоуправления.
Принимая во внимание правовые особенности переходного периода в Республике Крым, имевшего место до 31 декабря 2014 года, избрание истца на должность главы муниципального образования произошло ранее утверждения Реестра муниципальных должностей, регистрации Устава муниципального образования.
Между тем, приведенным выше обстоятельствам судом апелляционной инстанции при разрешении спора не дана надлежащая оценка.
Ввиду изложенного апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены в части определения размера задолженности по ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости и размера взысканной в пользу Большуновой О.Ю. из средств местного бюджета Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, а также государственной пошлины и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, установленными обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
В остальной части апелляционное определение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 01 марта 2022 года отменить в части размера задолженности по ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости и размера взысканной в пользу Большуновой Оксаны Юрьевны из средств местного бюджета Жемчужинского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым государственной пошлины.
Дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Верховный Суд Республики Крым.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 01 марта 2022 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.