Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В, судей: Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-951/2022 (УИД 75RS0025-01-2022-001978-82) по иску Забайкальской краевой общественной организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения в защиту прав и охраняемых законом интересов Антоновского В.Н. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно - коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы
по кассационной жалобе Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" по Восточному военному округу Жилищно-коммунальное отделение N9 с. Домна на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 4 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 6 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Забайкальская краевая общественная организация Общественного профессионального союза работников жизнеобеспечения в защиту прав и охраняемых законом интересов Антоновского В.Н. обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно - коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы.
Исковые требования мотивированы тем, что Антоновский В.Н. работает в ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в должности кочегара, ему установлен суммированный учет рабочего времени продолжительностью один квартал. В силу должностной инструкции машинист (кочегар) котельной обязан обслуживать отдельные водогрейные котлы, работающие на твердом топливе, находящимся на дежурстве в котельной запрещается отвлекаться от выполнения обязанностей, возложенных на них производственной инструкцией. В связи с чем в их рабочее время должны включаться перерывы для отдыха и питания. В нарушение законодательства работодателем в 2021-2022 годах расчет заработной платы истца производился без учета времени, предоставляемого для отдыха и питания.
Истец просил суд взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с мая 2021 года по апрель 2022 года в сумме 35 437 рублей 58 копеек; неначисленную и невыплаченную оплату сверхурочной работы за 2-ой и 4-й кварталы 2021 года, 1-й квартал 2022 года в размере 23 043 рубля 33 копейки; признать подпункт "б" пункта 5.2.2, пункт 5.3.6 Положения об оплате труда ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утвержденного приказом начальника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России от 30 июня 2020 г. N 1 ПР/125, не подлежащим применению в отношении истца; обязать работодателя производить истцу расчет ежемесячной заработной платы, исходя из нормы часов в отработанном месяце по производственному календарю и фактически отработанному времени; обязать работодателя производить истцу расчет сверхурочной работы с учетом, установленных для истца надбавок стимулирующего и компенсационного характера; обязать работодателя впредь производить начисление заработной платы истцу за фактически отработанное время, с учетом времени нахождения на перерыве для отдыха и питания; взыскать компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Решением Читинского районного суда Забайкальского края от 4 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 6 сентября 2022 г, постановлено исковые требования удовлетворить частично.
Взысканы с Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в пользу Антоновского В.Н. недоначисленная и невыплаченная заработная плата за период с мая 2021 года по апрель 2022 года в размере 35 437 рублей 58 копеек, оплата сверхурочной работы за 2-й, 4-й кварталы 2021 года и 1-й квартал 2022 года в размере 23 043 рубля 33 копейки, компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
Признан не подлежащим применению в отношении Антоновского В.Н. подпункт "б" пункта 5.2.2, пункт 5.3.6. Положения об оплате труда ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утвержденного приказом начальника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ от 30 июня 2020 г. N N
На Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность производить начисление ежемесячной заработной платы Антоновскому В.Н, исходя из нормы часов в отработанном месяце по производственному календарю и фактически отработанному времени.
На Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность производить Антоновскому В.Н. расчет сверхурочной работы с учетом, установленных надбавок стимулирующего и компенсационного характера.
На Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность производить начисление ежемесячной заработной платы Антоновскому В.Н, исходя из фактически отработанного времени, с учетом нахождения на перерыве для отдыха и питания.
Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" по Восточному военному округу Жилищно-коммунальное отделение N9 с. Домна на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 4 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 6 сентября 2022 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Кассатор указывает на то, что предусмотренные работодателем в графике сменности за спорный период перерывы для отдыха и питания фактически истцу предоставлялись, для этих целей имеется специально оборудованное помещение; в рабочее время истца включено только время исполнения работником трудовых обязанностей, при этом локальными нормативными актами работодателя, трудовым договором и соглашением к нему включение перерывов для отдыха и питания в рабочее (оплачиваемое) время не предусмотрено, на предприятии не установлено непрерывное производство, локально-нормативные акты, определяющие непрерывность производственного процесса на объектах ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ не приняты; работодателем предусмотрен сменный режим работы с предоставлением перерывов для отдыха и питания, отсутствие доказательств привлечения работодателем истца к выполнению трудовых обязанностей во время перерывов для отдуха и питания. Также заявитель указывает на применение ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России расчета заработной платы с учетом действующего законодательства, установленной работодателем системы оплаты труда; а также полагает, что норма рабочего времени, примененная при расчете истцом не соответствует нормам, установленным положением об оплате труда работников ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что такие нарушения по настоящему делу были допущены судами первой и апелляционной инстанции.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании трудового договора истец Антоновский В.Н. с 31 мая 2018 г. состоит в трудовых отношениях с ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" МО РФ, с 25 сентября 2018 г. в должности машинист (кочегар) котельной в тепловом хозяйстве жилищно-коммунальной службы N 7/5 п. Горный. С 1 июня 2019 г. рабочее место работника находится в жилищно- коммунальной службе N 9 по адресу: Забайкальский край, Читинский район, с. Домна, Южная, 7.
Пунктами 5.2, 5.3 трудового договора установлено, что работнику устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода 1 год; нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из 40 часов в неделю, работник обязан исполнять трудовую функцию согласно графика сменности; время начала работы и окончания работы, перерыва для отдыха и питания, внутрисменных перерывов предоставляются в соответствии с трудовым законодательством, Правилами внутреннего трудового распорядка, графиком сменности.
На основании дополнительных соглашений к трудовому договору от 30 сентября 2019 г, от 1 января 2020 г, от 28 сентября 2020 г. Антоновскому В.Н. установлен должностной оклад с 1 октября 2019 г. в размере 6 607 рублей, с 1 января 2020 г. в размере 6 610 рублей, с 1 октября 2020 г. в размере 6 809 рублей.
Пунктами 5.2, 7.4, 7.7 Правил внутреннего трудового распорядка предусмотрена обязанность работодателя вести учет рабочего времени, фактически отработанного работником; на работах, где по условиям производства (работ) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обеспечивает работниками возможность отдыха и приема пищи в рабочее время; при непрерывных работах запрещается оставлять работу до прихода сменяющего работника.
Как следует из раздела 3 должностной инструкции машиниста (кочегара) котельной, машинист (кочегар) обязан: обслуживать отдельные водогрейные котлы с суммарной теплопроизводительностью до 12, 6 ГДж/ч (до 3 Гкал/ч), работающие на твердом топливе; разжигать, пускать, останавливать котлы и поставлять их водой; регулировать горение топлива; наблюдать с помощью контрольно-измерительных приборов уровень воды в котле, температуру воды в котле; поддерживать необходимое давление и температуру воды.
В соответствии с пунктом 233 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением", утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25 марта 2014 г. N 116, запрещается оставлять котел без постоянного наблюдения со стороны обслуживающего персонала, как во время работы котла, так и после его остановки до снижения давления в нем до значения, равного атмосферному давлению. Допускается эксплуатация котлов без постоянного наблюдения за их работой со стороны обслуживающего персонала при наличии автоматики, сигнализации и защит, обеспечивающих ведение проектного режима работы; предотвращение аварийных ситуаций; остановку котла при нарушениях режима работы, которые могут вызвать повреждение котла.
В силу пункта 1.12. Типовой инструкции по безопасному ведению работ для персонала котельных. РД 10-319-99, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора РФ от 19.08.1999 N 49, машинистам (кочегарам, операторам), находящимся на дежурстве в котельной, запрещается отвлекаться от выполнения обязанностей, возложенных на них производственной инструкцией.
Запрещается оставлять котел без постоянного наблюдения со стороны обслуживающего персонала как во время работы котла, так и после его остановки (до полного прекращения горения в топке, удаления из нее остатков топлива и снижения давления до нуля) (пункт 1.13 вышеназванной инструкции).
Из графиков работы, утвержденных на 2021 год и 2022 год, следует, что они составлены на каждую бригаду. Так, например, начало работы 08 часов 00 минут, окончание работы 20 часов 00 минут для дневной смены и соответственно с 20 часов 00 минут до 08 часов 00 минут для ночной смены.
При этом в табелях учета рабочего времени не учитывался перерыв для отдыха и питания, установленный от 30 минут до 1, 5 часов, рабочие часы указывались от 10 часов до 11, 5 часов.
Доказательств, того, что кто-то из сотрудников котельной меняет истца во время его перерыва для отдыха и питания, ответчиком не представлено.
Судом установлено, что предусмотренные работодателем в графике сменности за спорный период перерывы для отдыха и питания фактически истцу не предоставлялись. Продолжительность рабочей смены кочегара составляет 12 часов.
Из табелей учета рабочего времени следует, что за период с мая 2021 г. по апрель 2022 года при начислении заработной платы истца работодателем не были учтены часы: в мае 2021 г. -20 часов работы, в том числе 8 ч. за работу в ночное время, 3 ч. за работу в дневное время в праздничный день; в июне 2021 г. - 15, 5 часов работы, в том числе 7 часов за работу в ночное время, 1 час за ночное время в праздничный день; в июле 2021 г. - 4 часа работы, в том числе 2, 5 часа за работу в ночное время; в сентябре 202 1г. - 4 часа работы, в том числе 2 часа за работу в ночное время; в октябре 2021 г. - 18 часов работы, в том числе 8 часов за работу в ночное время; в ноябре 2021 г.- 15 часов работы, в том числе 7 часов за работу в ночное время; декабре 2021 г. - 16 часов работы, в том числе 8 часов за работу в ночное время; в январе 2022 г. - 30 часов работы, в том числе 16 часов за работу в ночное время, 4 часа за дневную работу в праздничный день, 4 часа за работу в ночное время в праздничный день; в феврале 2022 г. - 22 часа работы, в том числе 10 часов за работу в ночное время, 2 часа за дневную работу в праздничный день; в марте 2022г. - 28 часов работы, в том числе 12 часов за работу в ночное время; в апреле 2022 г. - 18 часов работы, в том числе 7 часов за работу в ночное время.
Разрешая спор руководствуясь статьями 8, 108, 129, 133, 135, 136 Трудового кодекса Российской Федерации, Положением об оплате труда ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утвержденным приказом начальника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России 30 июня 2020 г. N1ПР/125, Правилами внутреннего трудового распорядка, разъяснениями Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27 декабря 1972 г. N12/35 "О порядке исчисления часовых тарифных ставок работникам, труд которых оплачивается по дневным и месячным ставкам (окладам), для определения дополнительной оплаты труда за работу в ночное время", утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27 декабря 1972 г. N383/35правовыми позициями, изложенными в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N1622-0-0, Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. N26-П, Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. N38-П и от 11 апреля 2019 г.N, исходя из того, что в соответствии с должностной инструкцией, объяснениями сторон, характер работы истца носит непрерывный характер, он не имеет право покидать рабочее место в течение рабочей смены, то есть Антоновский В.Н. не может использовать время отдыха по собственному усмотрению, суд первой инстанции пришел к выводу, что работодатель обязан был учитывать и оплачивать истцу рабочее время 12 часов в смену.
Также суд первой инстанции пришел к выводу, что за период с мая 2021 г. по апрель 2022 г. при начислении заработной платы не были учтены: в мае 2021 г. - 20 часов работы, в июне 2021 г. - 15, 5 часов работы, в июле 2021 г. - 4 часа работы, в сентябре 2021 г. - 18 часов работы, в ноябре 2021 г. - 15 часов работы, в декабре 2021 г. - 16 часов работы, в январе 2022 г. - 30 часов работы, в феврале 2022 г. - 22 часа работы, в марте 2022 г. - 28 часов работы, в апреле 2022 г. - 18 часов работы. Кроме того, суд первой инстанции указал на то, что в связи с исключением работодателем из рабочего времени часов для отдыха и питания, истцу не производилась оплата сверхурочных часов: за работу во 2-ом квартале 2021 г. не оплачено 54 часа сверхурочной работы, в 4-м квартале 2021 г. - 49 часов, в 1-м квартале 2022 г. -50 часов.
Суд первой инстанции согласился с представленным стороной истца расчетом сумм недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом приведенных доводов. Указанный расчет был проверен судом первой инстанции и признан арифметически верным.
Исходя из представленного расчета суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика в пользу Антоновского В.Н. неначисленной и невыплаченной заработной платы за период с мая 2021 г. по апрель 2022 г. в размере 35 437 рублей 58 копеек, оплаты сверхурочной работы за 4 -й квартал 29021 г, 1 квартал 2022 г. часы - 23 043 рубля 33 копейки, всего - 58 480 рублей 91 копейка.
Также суд первой инстанции пришел к выводу о том, что условия подпункта "б" пункта 5.2.2. и пункт 5.3.6. Положения об оплате труда ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России ухудшают положение истца по сравнению с установленным трудовым законодательством, поэтому в силу части 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации не подлежат применению, поскольку фактически заработная плата истца за отработанный месяц поставлена в зависимость от среднеквартальной нормы часов, а не нормы часов в отработанном месяце. В то время как по условиям трудового договора с истцом установлен должностной оклад в месяц, соответственно, оплата труда за отработанный месяц должна рассчитываться исходя из нормального (согласно производственному календарю) количества часов в конкретном месяце, а не среднеквартальной нормы часов, как производит ответчик.
Восстановление нарушенного права истца, по мнению суда, возможно в виде неприменения норм локального нормативного акта, ухудшающего положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством, и возложения обязанности на ответчика производить начисление ежемесячной заработной платы Антоновскому В.Н, исходя из нормы часов в отработанном месяце по производственному календарю и фактически отработанному времени, производить расчет сверхурочной работы с учетом установленных надбавок стимулирующего и компенсационного характера, исходя из фактически отработанного времени, с учетом нахождения на перерыве для отдыха и питания.
Установив нарушение трудовых прав Антоновского В.Н, суд первой инстанции в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации взыскал с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда, размер которой с учетом объема и характера причиненных ему нравственных страданий, степени вины работодателя, определилв сумме 2 000 рублей.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также при существенном нарушением норм процессуального права.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).
Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В соответствии со статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право, в том числе, на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Работодатель обязан в том числе соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами (статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Часть первая статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовой договор как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Абзацем пятым части второй статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации к обязательным условиям, подлежащим включению в трудовой договор, отнесены условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Разделом IV Трудового кодекса Российской Федерации "Рабочее время" (главы 15 - 16) определены понятие рабочего времени и его виды, в числе которых нормальное, сокращенное, неполное, сверхурочное рабочее время (статьи 91 - 93, 99 Трудового кодекса Российской Федерации), регламентированы продолжительность ежедневной работы (статья 94 Трудового кодекса Российской Федерации), работа в ночное время (статья 96 Трудового кодекса Российской Федерации), работа за пределами установленной продолжительности рабочего времени (статья 97 Трудового кодекса Российской Федерации), а также приведена нормативная регламентация режима рабочего времени и его учета (поденный, суммированный, почасовой - статьи 100 - 105 Трудового кодекса Российской Федерации).
Порядок и условия оплаты труда и нормирования труда урегулированы разделом VI Трудового кодекса Российской Федерации (главы 20 - 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Понятие рабочего времени определено статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором (часть 1 статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 104 Трудового кодекса предусмотрено, что когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается (часть 2 статьи 104 Трудового кодекса).
Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка (часть 3 статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как следует из пункта 5.2 трудового договора работнику устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один год. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из 40 часов в неделю. При этом работник обязан исполнять трудовую функцию согласно графикам сменности в режиме рабочей недели с предоставлением выходных дней по скользящему графику. График сменности составляется на каждый учетный период и доводится до сведения работника не позднее, чем за один месяц до введения его в действие.
Время отдыха - время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (статья 106 Трудового кодекса Российской Федерации).
Перерывы в течение рабочего дня (смены) отнесены к времени отдыха (статья 107 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем (часть 2 статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Пунктом 5.2 Правил внутреннего трудового распорядка в ФГБУ "ЦЖКУ" Минообороны России, утвержденного приказом от 31 марта 2017 г. N13/3, на работодателя возложена обязанность вести учет рабочего времени, фактически отработанного работником.
Рабочее время работников учреждения определяется настоящими Правилами, а также трудовым договором, графиком сменности (пункт 7.1 Правил внутреннего трудового распорядка в ФГБУ "ЦЖКУ" Минообороны России).
В пункте 7.2 Правил внутреннего трудового распорядка предусмотрено, что работникам учреждения (за исключением работающих в сменном режиме) устанавливается пятидневная рабочая неделя нормальной продолжительности рабочего времени 40 часов в неделю с двумя выходными днями (суббота и воскресенье), если иное не предусмотрено трудовым договором конкретного работника.
В соответствии с пунктом 7.3 Правил внутреннего трудового распорядка время начала и окончания работы и перерыва для отдыха и питания для работников устанавливается следующее: начало работы - 09.00 (моск.); перерыв - 13.00 - 13.45 (моск.); окончание работы - 18.00 (моск.) (понедельник - четверг); - 16.45 (моск.) (пятница). Время начала и окончания работы и перерыва для отдыха и питания работников филиалов учреждения устанавливается приложением к настоящим Правилам.
В приложении N1 к Правилам внутреннего трудового распорядка указано, что рабочий день для филиала ЦЖКУ Минобороны России (по Восточному военному округу) с 09.00 до 18.00 (в пятницу - до 16.45), перерыв с 13.00 до 13.45 (местное время).
В пункте 7.4 Правил внутреннего трудового распорядка установлено, что на работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обеспечивает работникам возможность отдыха и приема пищи в рабочее время.
Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 3 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 4 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть 5 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Частями 5 и 6 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 99 Трудового Кодекса Российской Федерации сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Согласно части 1 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Положением об оплате труда работников ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в том числе регламентирована оплата труда при суммированном учете рабочего времени (пункт 5.3).
Согласно пункту 5.3.2 Положения об оплате труда работников ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России работникам, работающим при суммированном учете рабочего времени и занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, учетный период устанавливается продолжительностью 3 месяца.
Среднеквартальная норма часов за месяц рассчитывается по формуле: количество часов по утвержденному производственному календарю за квартал / 3 (пункт 5.3.4 Положения об оплате труда работников ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России).
Оплата труда работникам с суммированным учетом рабочего времени и учетным периодом 3 месяца рассчитывается по формуле: оклад / на среднеквартальную норму часов за месяц x отработанное количество часов в месяце (пункт 5.3.6 Положения об оплате труда работников ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России).
Согласно пункту 5.4.2 Положения об оплате труда работников ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России сверхурочная работа - это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год. Работодатель обязан обеспечивать точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.
Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы в полуторном размере, за последующие часы в двойном размере.
Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в судебном акте, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1, 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации описательная часть решения суда должна содержать указание на требование истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле.
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны: фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, и мотивы, по которым суд не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле (пункты 1 - 3 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания обстоятельств, имеющих значение для данного дела, между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также с учетом требований и возражений сторон. В судебном постановлении, принятом по результатам рассмотрения дела, должны быть указаны требования истца, возражения ответчика и объяснения других лиц, участвующих в деле, обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Приведенные требования процессуального закона в силу абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (абзац 2 части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (абзац 1 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 5 и 7 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления.
По данному делу о взыскании не выплаченной Антоновскому В.Н. в полном размере заработной платы суду первой инстанции следовало установить: каков вид системы оплаты труда установлен Антоновскому В.Н. (тарифная, сдельная, повременная, повременно-премиальная), из каких частей состоит его заработная плата в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда, какими нормативными актами эта система оплаты труда установлена (ведомственные приказы, коллективный договор, локальные нормативные акты и т.д.); каков режим рабочего времени Антоновского В.Н. (пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями, работа с ненормированным рабочим днем, сменная работа и т.д.), каким образом работодателем осуществлялся учет его рабочего времени (суммированный, почасовой и т.д.); является ли работа, выполняемая Антоновским В.Н. работой, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работал ли Антоновский В.Н. в смену один, имел ли возможность покинуть рабочее место и использовать установленное время для отдыха и питания в соответствии со статьей 106 Трудового кодекса Российской Федерации; предоставлялись ли Антоновскому В.Н. перерывы для отдыха и питания, и каким образом, выполнены ли ответчиком установленные в пункте 7.4 Правил внутреннего трудового распорядка ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России рекомендации с целью соблюдения требований части 3 статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации, и какие для этого действия совершены ответчиком; осуществлялась ли Антоновским В.Н. в указанный в исковом заявлении период работа в условиях, отклоняющихся от нормальных, имелась ли переработка, которая могла быть расценена как сверхурочная работа, если имелась, то каким образом она исчислялась; какой механизм расчета выплат, входящих в состав заработной платы, был применен работодателем при определении заработной платы Антоновскому В.Н. в спорный период, соответствует ли такой механизм подсчета заработной платы Антоновского В.Н.
требованиям трудового законодательства, и была ли произведена оплата труда Антоновскому В.Н. в спорный период в полном объеме.
Однако эти юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции определены и установлены не были, они не вошли в предмет доказывания по делу, предметом исследования и оценки суда в нарушение приведенных требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не являлись и, соответственно, какой-либо правовой оценки не получили, суд первой инстанции лишь ограничился указанием на то, что продолжительность смены Антоновского В.Н. составляла 12 часов, при этом он не мог покинуть котельную, поскольку необходимо постоянно следить за давлением и работой котла.
Также нельзя признать правильным и суждение суда о том, что оплата труда за отработанный месяц должна рассчитываться, исходя из нормального (согласно производственному календарю) количества часов в конкретном месяце в соответствии с пунктом 6.1 трудового договора, поскольку установление режима работы находится в компетенции работодателя, и в данном случае регламентировано пунктом 5.2 трудового договора, Положением об оплате труда работников ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, установление работодателем суммированного учета рабочего времени Антоновскому В.Н. при обязательном соблюдении требований о нормальной продолжительности рабочего времени в учетный период, не противоречит требованиям статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации.
При суммированном учете рабочего времени допускается отклонение количества часов по графику в отдельных месяцах учетного периода от нормальной месячной продолжительности как в большую, так и в меньшую сторону. За все месяцы учетного периода количество отработанных часов должно соответствовать норме рабочих часов этого периода. Если по окончании учетного периода у работника образовалась переработка, она считается сверхурочной работой.
В нарушение приведенных норм процессуального права суд не привел мотивы, по которым пришел к выводу, что положения локального нормативного акта работодателя - Положения об оплате труда работников ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, регулирующего порядок оплаты труда при суммированным учете рабочего времени, ухудшают положение работника по сравнению с действующим трудовым законодательством, и в чем выразилось такое ухудшение, суд не привел в судебном постановлении ни соответствующий механизм расчета, ни нормы закона или иного нормативного акта, на котором основывал свое утверждение, как и не дал надлежащую оценку контррасчету, представленному стороной ответчика.
Делая вывод о том, что подпункт "б" пункта 5.2.2, пункт 5.3.6. Положения об оплате труда ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утвержденного приказом начальника ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России от 30 июня 2020 г. N13/3, не подлежат применению в отношении работника, суд первой инстанции, формально сославшись на часть 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации, не указал, какие нормы трудового законодательства нарушают указанные положения.
Кроме того, возлагая на ответчика обязанность на будущее производить расчет сверхурочной работы с учетом установленных надбавок стимулирующего и компенсационного характера, исходя из фактически отработанного времени, с учетом нахождения на перерыве для отдыха и питания, суд первой инстанции не учел, что в дальнейшем перерывы для отдыха и питания могут фактически предоставляться Антоновскому В.Н. и его права не будут нарушаться.
Кроме того, Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27 декабря 1972 г. N383/35 "Об утверждении разъяснения "О порядке исчисления часовых тарифных ставок работникам, труд которых оплачивается по дневным и месячным ставкам (окладам), для определения дополнительной оплаты труда за работу в ночное время" примененное судом первой инстанции при разрешении спора по существу, признано недействующим на территории Российской Федерации Приказом Минтруда России от 20 октября 2020 г. N734
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права, не устранил, расчеты взысканных судом первой инстанции в пользу Антоновского В.Н. денежных сумм в апелляционном определении не приведены, равно как и судом первой инстанции, не содержатся выводы о проверке расчета недоначисленной и невыплаченной заработной платы, представленному стороной ответчика расчету заработной платы сотрудникам ЖКС N9 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России судом апелляционной инстанции оценка не дана. Таким образом, в нарушение статей 327, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не дана оценка доводам апелляционной жалобы ответчика о применении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России расчета заработной платы в соответствии с положениями действующего законодательства.
При изложенных обстоятельствах решение Читинского районного суда Забайкальского края от 4 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 6 сентября 2022 г. нельзя признать законными, они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Читинского районного суда Забайкальского края от 4 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 6 сентября 2022 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Читинского районного суда Забайкальского края.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.