Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-600/2022, УИД: 22RS0069-01-2021-006114-37 по иску Моисеева Дениса Евгеньевича к акционерному обществу "Барнаульская генерация" о признании незаконными приказы об отстранении от работы, допуске к работе, взыскании заработка за время вынужденного прогула, денежной компенсации за невыплаченную в срок заработную плату, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Моисеева Дениса Евгеньевича на решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 6 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 2 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения представителя акционерного общества "Барнаульская генерация" Лазебной Ю.М, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Моисеев Д.Е. обратился в суд с иском к акционерному обществу "Барнаульская генерация" (далее по тексту также АО "Барнаульская генерация") о признании незаконными приказов N от 24 сентября 2021 г. и N от 27 сентября 2021 г. об отстранении его от работы с 21 декабря 2021 г, допуске к работе в должности начальника смены участка по эксплуатации котельного оборудования, взыскании среднего заработка за все время вынужденного прогула по вине работодателя с 28 сентября 2021 г. по день допуска к работе, исходя из расчета среднечасового заработка (с учетом уточнения) в размере 330 рублей 81 копейки в размере 333 456 рублей 70 копеек, денежной компенсации за невыплаченные суммы заработной платы (с учетом уточнения) в размере 15329 рублей 20 копеек за невыплаченные в установленный срок суммы заработной платы за период с 28 сентября 2021 г. по 14 марта 2022 г, компенсации в размере не ниже 1/150 действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока по день фактического расчета включительно, компенсации морального вреда в размере 50000 рублей.
Требования мотивированы тем, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком с 1 октября 2020 г. в должности начальника смены участка по эксплуатации котельного оборудования Районной водогрейной котельной. Истец был принят на работу в акционерное общество "Барнаульская теплосетевая компания" с 3 мая 2018 г. на должность ведущего инженера-технолога, с 16 сентября 2019 г. переведен на должность начальника смены участка по эксплуатации котельного оборудования Районной водогрейной котельной. С 1 октября 2020 г. акционерное общество "Барнаульская теплосетевая компания" реорганизована в форме присоединения к акционерному обществу "Барнаульская генерация". Трудовой договор заключен на неопределенный срок.
Ответчиком 26 июля 2021 г. издан приказ N "О проведении профилактических прививок" с изменениями, внесенными приказом N от 11 августа 2021 г. В данных приказах указано Директору Филиала АО "Барнаульская генерация" - "Барнаульская теплосетевая компания" Г.: "с 22 августа 2021 г. допуск до работы работников, не прошедших вакцинацию, не имеющих медицинское заключение о наличии противопоказаний к проведению вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COV1D-19), в том числе по причине перенесенной новой коронавирусной инфекции в последние 6 месяцев, осуществлять только при наличии отрицательного ПЦР теста. Срок действия ПЦР теста определить - 72 часа с момента регистрации результата в лаборатории; с 15 августа 2021 г. запретить оплату за счет предприятия ПЦР тестов и тестов на наличие антител работников, кроме необходимых случаев для работников, направленных в командировки. В срок до 29 июля 2021 г. уведомить работников предприятия об обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (COVID-19), в соответствии с пунктом 1 Постановления Главного Государственного санитарного врача по Алтайскому краю П. N от 15 июля 2021г. "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям". Его ознакомили с указанными приказами. Уведомления об обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 (COVID-19), он не получал.
22 сентября 2021 г. предоставил ответчику мотивированное заявление с отказом от вакцинации и участия в медицинском эксперименте / заявление о несогласии передачи сведений, составляющих врачебную тайну. В заявлении было указано, что работа не относится к работам, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, о отсутствии законных требований у ответчика принуждать его к участию в медицинских исследованиях. Ответ на заявление от ответчика не получен.
24 сентября 2021 г. его непосредственным руководителем на его рабочий e-mail был направлен приказ N от 24 сентября 2021 г. не имеющий оригинальной подписи директора Филиала АО "Барнаульская генерация"-"Барнаульская теплосетевая компания", о чем истцом была сделана запись на данном экземпляре и приложено возражение на 1 листе. Ответ на возражение от ответчика не получен.
28 сентября 2021 г. он был отстранен от работы до периода эпиднеблагополучия либо прохождения вакцинации с сохранением места работы (должности) в связи с тем, что он отказался от профилактических прививок против новой короновирусной инфекции (COVID-19) и не имел противопоказаний для вакцинации. С оригиналами приказов N от 24 сентября 2021 г. и N от 27 сентября 2021 г. ознакомили 28 сентября 2021г.
Период отстранения от работы составил с 28 сентября 2021 г. по настоящее время.
Работодателю было подано заявление с просьбой отмены приказов N от 24 сентября 2021 г. и N от 27 сентября 2021 г. не соответствующих требованиям действующего законодательства. Ответ на данное заявление от ответчика не получен.
Генеральному директору общества с ограниченной ответственностью "Сибирская генерирующая компания" М. 2021г, как представителю юридического лица, действующему без доверенности, было направлено письмо с просьбой отмены приказов N от 24 сентября 2021 г. и N от 27 сентября 2021 г. с мотивированным обоснованием. На данное письмо получен ответ от Филиала акционерного общества "Барнаульская генерация" - "Барнаульская теплосетевая компания".
Полагал, что приказ N от 24 сентября 2021 г..и N от 27 сентября 2021 г..являются незаконным по следующим основаниям: никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или другим опытам; согласно законодательству граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок; работодатель не вправе устанавливать в локальных актах или трудовом договоре обязанность прохождения медицинского вмешательства; вакцинация населения является медицинским клиническим исследованием лекарственного средства, участие пациентов в клиническом исследовании лекарственного препарата является добровольным; трудовым договором не предусмотрена обязанность истца участвовать в клинических исследованиях лекарственных препаратов; отсутствие профилактических прививок влечет отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Такой перечень работ утвержден постановлением Правительства N от 15 июля 1999 г.."Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболеваний инфекционными болезнями", работы, выполняемые им, в указанный перечень не входит. Иммунизация от COVID-19 не входит в перечень профилактических прививок, утвержденных национальным календарем, его должность не входит в перечень Постановления N, что исключает возможность отстранения от работы; внесение вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям не является обязательным условием прохождения вакцинации для граждан, чья деятельность требует обязательное проведение профилактических прививок.
Постановление Главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю N 04 от 23 июля 2021 г.."О проведении профилактических прививок против новой короновирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" и Приказ Алтайского филиала ООО "СГК" N от 26 июля 2021 г..не являются нормативными правовыми актами Российской Федерации; постановление главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю N04 от 23 июля 2021г. не содержит норм, обязывающих юридических лиц производить отстранение сотрудников, которые не прошли вакцинацию по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В силу пункта 1 Постановления главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю N 04 от 23 июля 2021 г. подлежит иммунизации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции категория граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Трудовая функция истца не попадает в область жилищно-коммунального хозяйства, календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям к приоритету 2-го уровня категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS- CoV-2, относит работников транспорта и энергетики.
Отсутствуют сведения о том, что профессия "начальника смены участка по эксплуатации котельного оборудования" входит в вышеуказанный перечень профессий из Постановления главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю N 04 от 23 июля 2021 г.
Положения действующего законодательства не предусматривают возможность нахождения документов об отказе от профилактических прививок в распоряжении ответчика, а также обязанности ответчика иметь в наличии данные сведения и копии таких медицинских документов. Из вышеизложенного, можно сделать вывод, что заявление истца от 22 сентября 2021г. не является медицинским документом об отказе от профилактической прививки. Решение ответчика об отстранении его прямо противоречит постановлению главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю N 04 от 23 июля 2021г, так как руководителям предписано организовать проведение профилактических прививок не менее 60% от общей численности работников, сотрудников. На 28 сентября 2021г. вакцинация в организации была значительно выше 60%.
Незаконным отстранением от работы нарушены его трудовые права, причинен материальный ущерб и моральный вред.
Расчет среднечасового заработка приводит следующий:
Согласно справке о заработной плате за 2020-2021 год, предоставленной ответчиком, заработок его за последние 12 месяцев составил с сентября 2020г. по август 2021 г. - 678822 рубля 60 копеек. Количество отработанных часов: 2 052 часа.
Сумма средней заработной платы 330 рублей 81 копейка в час (678822 рубля 60 копеек: 2 052 часа).
Моральный вред выразился в серьезных переживаниях по поводу перспективы при отсутствии постоянного заработка и средств на содержание, был вынужден занимать деньги, искать непостоянный источник дохода Моральный вред он оценивает в 50000 рублей.
Решением Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 6 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 2 августа 2022 г, в удовлетворении исковых требований Моисеева Дениса Евгеньевича к акционерному обществу "Барнаульская генерация" о признании незаконными приказы об отстранении от работы, допуске к работе, взыскании среднего заработка, денежной компенсации за невыплаченные суммы заработной платы, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда отказано.
В кассационной жалобе истец Моисеев Д.Е. просит об отмене вынесенных судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных им исковых требований в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя акционерного общества "Барнаульская генерация" Лазебной Ю.М, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, 3 мая 2018 г. между истцом и акционерным обществом "Барнаульская теплосетевая компания" заключен трудовой договор N, согласно которому Моисеев Д.Е. принят на должность ведущего инженера технолога в отдел реализации инвестиционных проектов. Дополнительным соглашением от 16 сентября 2019 г. Моисеев Д.Е. переводится для выполнения трудовых обязанностей на участок по эксплуатации котельного оборудования Районной водогрейной котельной на должность начальника смены.
Акционерное общество "Барнаульская теплосетевая компания" реорганизовано путем присоединения к акционерному обществу "Барнаульская генерация", о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц 1 октября 2020 г.
26 июля 2021 г. издан приказ Алтайского филиала ООО "Сибирская генерирующая компания" N "О проведении профилактических прививок", в соответствии с которым на ответственных лиц руководства предприятия возложена обязанность в срок до 29 июля 2021 г. уведомить работников предприятия об обязательной вакцинации по эпидемиологическим показаниям против коронавирусной инфекции, ознакомить подчиненных работников с данным приказом под роспись, передав листы ознакомления в кадровые службы в срок до 30 июля 2021 г. Пунктом 1.4 поручено в срок до 29 июля 2021 г. разработать график вакцинации сотрудников предприятия для оперативного взаимодействия с лечебно-профилактическими учреждениями и обеспечения наличия необходимого количества доз вакцины, а также предложить работникам представить в здравпункт общества медицинское заключение о наличии противопоказаний к вакцинации по причине болезни или вследствие перенесенной в последние 6 месяцев коронавирусной инфекции, либо подписать отказ от проведения вакцинации по форме приложения к указанному приказу.
В дополнение к указанному приказу издан приказ N от 11 августа 2021 г. о внесении изменений с корректировкой сроков и внесением дополнений, согласно которого с 22 августа 2021 г. допуск до работы работников, не прошедших вакцинацию, не имеющих медицинское заключение о наличии противопоказаний к проведению вакцинации COVID-19, осуществлять только при наличии отрицательного ПЦР теста (срок действия теста 72 часа с момента результата анализа в лаборатории).
22 сентября 2021г. истцом в заявлении на имя директора филиала АО "Барнаульская генерация" - "Барнаульская теплосетевая компания" Г. указано об его отказе от вакцинации против новой короновирусной инфекции, полагая, что принуждение к вакцинации и медицинским экспериментам недопустимо и данный отказ не может являться основанием для отстранения от работы.
Приказом руководителя АО "Барнаульская генерация" N от 24 сентября 2021 г. "Об отстранении от работы" с учетом приказа N от 27 сентября 2021 г. "О внесении изменений в приказ N от 24 сентября 2021г." Моисеев Д.Е. отстранен от работы до окончания периода эпиднеблагополучия либо прохождения вакцинации с сохранением места работы как лицо, отказавшееся от профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и не имеющее противопоказаний для вакцинации, с 28 сентября 2021 г.
Указанным приказом предписано на период отстранения Моисеева Д.Е. от работы с 28 сентября 2021 г. не начислять и не выплачивать ему заработную плату. Кроме того, согласно приказу основаниями для окончания периода отстранения от работы также считать: предоставление в кадровую службу предприятия документов о вакцинации первым компонентом/однокомпонентной вакциной от COVID-19 из числа разрешенных к обороту на территории РФ, медицинского заключения о наличии противопоказаний к проведению вакцинации от новой коронавирусной инфекции, документов, подтверждающих перенесение новой коронавирусной инфекции в последние 6 месяцев.
С приказом об отстранении истец ознакомлен 24 сентября 2021 г, что им не оспаривалось в ходе рассмотрения дела. На указанный приказ Моисеевым Д.Е. были поданы возражения.
Основным видом деятельности АО "Барнаульская генерация" согласно Выписке из ЕГРЮЛ является производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электрических станций (код 35.11.1).
В должностные обязанности истца согласно Должностной инструкции начальника смены участка по эксплуатации котельного оборудования районной водогрейной котельной входит осуществление взаимодействия с подчиненным персоналом (раздел 4).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, исходил из того, что отстранение истца от работы отвечает требованиям закона, поскольку вызвано его отказом от прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Статьей 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому с рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее по тексту также Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), согласно пункту 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: - профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; - выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подпунктов "в", "г" пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: - давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50; - выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 1 статьи 51).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила" утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).
Согласно, пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COV1D-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (далее по тексту также Федеральный закон от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ).
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции внесена в (календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. N 1307н, документ утратил силу 30 декабря 2021 г. в связи с изданием Приказа Минздрава России от 6 декабря 2021 г. N 1122н).
В пункте 24 приказа Минздрава России от 6 декабря 2021 г. N 1122н профилактическая прививка против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, предусмотрена и на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, при этом работники организаций транспорта и энергетики отнесены к приоритету второго уровня.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) (далее по тексту также постановления) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подп.6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999г. N 52-ФЗ и пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998г. N 157-ФЗ).
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 16 октября 2020 г. принято постановление N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом".
Нормативный правовой акт 26 октября 2020 г. зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), регистрационный N, и 27 октября 2020 г. размещен на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю от 23 июля 2021 г. N 4 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям" в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции в Алтайском крае постановлено установить на территории Алтайского края категории граждан, подлежащих иммунизации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе работающим в сфере торговли, общественного питания, образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, оказания услуг (банковских, услуг связи, оказания санаторно-оздоровительных услуг, туристических услуг и услуг средств размещения для временного проживания; по перевозке населения общественным транспортом и такси, бытовых услуг, спортивно-оздоровительных услуг и др.).
Согласно пункту 2 данного постановления от 23 июля 2021 г. N 4 руководителям организаций, предприятий всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Алтайского края в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления, поручено организовать в срок до 22 августа 2021 г. проведение профилактических прививок от новой коронавирусной инфекции первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 19 сентября 2021 г. - вторым компонентом вакцины с охватом не менее 60% от общей численности работающих.
Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. N 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021г. N 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусной инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Разрешая заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что если в отношении отдельных граждан или категорий граждан (например, работников отдельных отраслей) вынесено постановление главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации о проведении профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции по эпидемическим показаниям, то такая вакцинация для них становится обязательной.
Установив, что Моисеев Д.Е. является работником, осуществляющим трудовую деятельность в сфере энергетики, и, следовательно, относится к категории граждан, подлежащих иммунизации по эпидемическим показаниям, согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю от 23 июля 2021 г. N 4, вакцинация для него является обязательной, однако от прохождения обязательной вакцинации истец отказался, а также отказался от предоставления информации о проведении вакцинации либо о наличии у него медицинских противопоказаний, суды пришли к правильному выводу о наличии у работодателя правовых оснований для отстранения истца от работы без сохранения заработной платы.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для отстранения истца от работы, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся истцом при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций, они являлись предметом исследования и оценки судебных инстанций и обоснованно отклонены.
Согласно абзацу 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей, в связи с чем не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 г. N 1867-О).
С учетом указанных обстоятельств доводы кассационной жалобы истца Моисеева Д.Е, в которой он ссылается на то, что выполняемая им работа в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825, не включена, основаны на неверном толковании и применении положений действующего законодательства, в том числе учитывая, что решение о проведении профилактической прививки по эпидемическим показаниям (в виде мотивированного Постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принято Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999г N 52-ФЗ и Федеральным законом от 17 сентября 1998г. N 157-ФЗ и распространяет свое действие на истца, в соответствии со сферой деятельности работодателя и с учетом трудовой функции работников.
Поскольку отстранение от работы является не правом, а обязанностью работодателя, что вытекает из статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, работодатель вправе запрашивать у работников, для которых вакцинация является обязательной в силу Перечня и нормативного правового акта главного санитарного врача, сведения о прохождении/непрохождении ими вакцинации.
Доводы заявителя жалобы о несогласии с изложенными в решении выводами об основаниях отказа в удовлетворении требований, о незаконных действиях ответчика по отстранению истца от исполнения должностных обязанностей, об отсутствии необходимости такого отстранения, не влекут отмену судебных актов, поскольку действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников.
Вопреки доводам кассационной жалобы, отстранение истца от работы, ввиду фактического отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских противопоказаний для ее проведения, носило законный характер, поскольку трудовая деятельность истца подразумевает контакты с неограниченным кругом сотрудников и граждан, а потому отказ от вакцинации со стороны истца носил риск распространения новой коронавирусной инфекцией.
Фактически доводы кассационной жалобы в целом повторяют позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 06 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 2 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную Моисеева Дениса Евгеньевича - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.