Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 24 февраля 2009 г. N А26-1358/2007
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 10 ноября 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 декабря 2008 г.
См. также определение Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 января 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Тарасюка И.М., судей Кустова А.А., Сосниной О.Г.,
при участии от Суоярвского многоотраслевого муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Фадиной Н.С. (доверенность от 15.09.2008), конкурсного управляющего Клюкина А.Б. (определение от 04.12.2008),
рассмотрев 19.02.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальной собственностью Суоярвского района на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 по делу N А26-1358/2007 (судьи Фокина Е.А., Борисова Г.В., Шульга Л.А.),
установил:
Суоярвское многоотраслевое муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными действий отделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Суоярвского районного отдела внутренних дел (далее - ОГИБДД) по регистрации автотранспортных средств и обязании ОГИБДД восстановить регистрационную запись автотранспортных средств на имя Предприятия.
Определением от 04.04.2007 к участию в деле в качестве второго ответчика привлечен Комитет по управлению муниципальной собственностью Суоярвского района (далее - Комитет).
Определением от 02.05.2007 ответчик ОГИБДД заменен Суоярвским районным отделом внутренних дел (далее - РОВД).
Решением арбитражного суда от 23.05.2007 в удовлетворении заявления отказано, так как заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов снятием с учета транспортных средств.
Постановлением апелляционного суда от 26.09.2008 решение отменено, действия ОГИБДД по осуществлению регистрационных действий признаны незаконными. Суд обязал ОГИБДД зарегистрировать автотранспортные средства на имя Предприятия. Как указано в постановлении, снятие транспортных средств с регистрационного учета означает лишение законного владельца транспортного средства права участия в дорожном движении.
В кассационной жалобе Комитет просит отменить постановление от 26.09.2008 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, перерегистрация автотранспортных средств является законной, поскольку произведена на основании постановления главы муниципального образования Суоярвский район от 01.11.2004 N 481-А, которым изъято имущество из хозяйственного ведения предприятия.
В судебное заседание представитель подателя жалобы не явился, о времени и месте слушания дела Комитет надлежащим образом извещен, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие последнего.
Представители Предприятия просили оставить постановление без изменения.
Кассационная инстанция, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, глава муниципального образования "Суоярвский район" принял постановление от 01.11.2004 N 481-А об изъятии имущества из хозяйственного ведения Предприятия. В числе имущества, изымаемого из уставного фонда Предприятия, согласно приложению 1 к постановлению, указаны автомашины: ГАЗ-53 КО53 ПТС 10 ЕН 168205, цистерна ЗИЛ-431412 КО-715 ПТС 10 ЕН 168202, фургон ГАЗ-5312 ПТС 10 ЕН 719869, автобус ПАЗ 32050R ПТС 52 ЕМ 634955, мусоровоз МКМ-2 ПТС 62 ВТ 116424, мусоровоз ГАЗ 53 КО-413 ПТС 10ЕН 168204, мусоровоз ГАЗ-53-12 ПТС 10 ЕН 168203, автоцистерна ГАЗ-53-12 ПТС 10 ВТ 818330, ГАЗ-53 ПТС 10 ЕН 168206, цистерна ГАЗ 5319 КО-503Б ПТС 10 ЕН 719872, фургон ГАЗ 4301 ПТС 10 ЕН 703066, седан ГАЗ 2410 ПТС 10 ЕН 719873, цельнометаллический фургон ГАЗ-2705 ПТС 52 КК 237249, легковой автомобиль ГАЗ 31029-310 ПТС 47 ЕА 514677, фургон ГАЗ 53 ПТС 10 ЕА 095498, автогидроподъемник ГАЗ-3307 ВС-18.04 ПТС 16 ЕХ 100233.
Как установлено судом апелляционной инстанции, названные транспортные средства переданы в уставный фонд Предприятия при его создании в 2002 году.
В приложении N 2 к постановлению от 01.11.2004 среди имущества, на которое у Предприятия прекращается право хозяйственного ведения, указаны автомашины: грузовой автомобиль УАЗ-390902 ПТС 73 КО 267386, мусоровоз КО-404-4 ПТС 52 КС 463782, специальный автомобиль ЗИЛ 431412 ПТС 10 ЕН 721279.
Упомянутые транспортные средства приобретены Предприятием самостоятельно в процессе осуществления предпринимательской деятельности в 2003-2004 годах.
Распоряжением Комитета от 20.06.2005 N 29 Предприятию разрешено снять указанные транспортные средства с регистрации в ОГИБДД.
В июне-июле 2005 года ОГИБДД зарегистрированные за Предприятием транспортные средства сняты с регистрационного учета.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 06.12.2004 по делу N А26-4982/04-18 Предприятие признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами обязаны в установленном порядке зарегистрировать их в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии со статьей 294 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, снятие транспортных средств с регистрационного учета лишает его владельца права участвовать в дорожном движении, что не позволяет использовать по назначению данные транспортные средства.
Документы для совершения регистрационных действий в отношении спорных транспортных средств поданы в ОГИБДД Волковым О.В., который действовал на основании доверенности от 27.06.2005 N 87. Названная доверенность выдана директором Предприятия Смирновым Е.Ю., уполномоченным снять транспортные средства с регистрационного учета в соответствии с распоряжением от 20.06.2005 N 29.
Согласно пункту 60 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.01.2003 N 59, в случае обращения владельца транспортного средства за его регистрацией проверяются полномочия владельца на представление интересов собственника на основании доверенности или иных документов, составленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия.
Суд апелляционной инстанции признал, что распоряжение от 20.06.2005 N 29 противоречит названной статье Закона о банкротстве, поскольку полномочия собственника имущества Предприятия прекратились. Следовательно, выдача доверенности от 27.06.2005 N 87 является недействительной сделкой в соответствии со статьей 168 ГК РФ, так как основана на противоправном распоряжении.
Таким образом, регистрационные действия в отношении спорных транспортных средств, принадлежащих Предприятию, совершенны ОГИБДД с нарушением действующего законодательства, чем нарушены права и законные интересы Предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, суд апелляционной инстанции правильно указал, что спорное имущество, находящееся у Предприятия на праве хозяйственного ведения, в установленном порядке не изымалось.
При таких обстоятельствах постановление апелляционного суда, признавшего действия ОГИБДД противоправными, является законным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2008 по делу N А26-1358/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальной собственностью Суоярвского района - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.М. Тарасюк |
Судьи |
А.А. Кустов |
|
О.Г. Соснина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 февраля 2009 г. N А26-1358/2007
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника