Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 16 марта 2009 г. N А05-3362/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Яковца А.В., судей Бычковой Е.Н. и Кравченко Т.В.,
рассмотрев 16.03.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.10.2008 (судья Макаревич И.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2008 (судьи Романова А.В., Журавлев А.В., Зайцева А.Я.) по делу N А05-3362/2008,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Жилкомсервис" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному учреждению здравоохранения "Коношская центральная районная больница" (далее - Учреждение) о взыскании 582 946 руб. 01 коп. расходов, связанных с предоставлением медицинским работникам Учреждения, работающим и проживающим в сельской местности, льгот по оплате жилья за период с декабря 2006 года по декабрь 2007 года.
Определением суда первой инстанции от 06.05.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Российской Федерации, Архангельская область в лице Департамента финансов администрации Архангельской области и муниципальное образование "Коношское" в лице его администрации.
Определением суда от 27.05.2008 к участию в деле в качестве ответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), Архангельская область в лице Департамента финансов администрации Архангельской области (далее - Департамент) и муниципальное образование "Коношское" в лице администрации муниципального образования "Коношское".
Определением от 17.06.2008 суд привлек к участию в деле в качестве ответчика муниципальное образование "Коношский муниципальный район".
Решением суда первой инстанции от 07.10.2008 с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет бюджета Российской Федерации в пользу Предприятия взыскано 582 946 руб. 01 коп. расходов. В иске к остальным ответчикам отказано. Предприятию из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 12 329 руб. 47 коп.
Постановлением апелляционного суда от 16.12.2008 указанное решение изменено: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Предприятия взыскано 581 822 руб. 47 коп. убытков и 12 305 руб. 69 коп. расходов по госпошлине. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Минфин РФ, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит отменить вынесенные по настоящему делу судебные акты. Податель жалобы указывает, что полномочия по финансированию спорных расходов переданы на местный уровень, в федеральном бюджете такие расходы никогда не предусматривались и из него не возмещались.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы надлежаще извещены, однако своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, что в соответствии с частью третьей статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, в период с декабря 2006 года по декабрь 2007 года Предприятие предоставляло медицинским работникам Учреждения льготы по оплате жилья (содержанию, ремонту и найму жилых помещений). Расходы истца по предоставлению названных льгот не были возмещены в полном объеме, что явилось основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Предприятия за счет казны Российской Федерации на том основании, что федеральный законодатель, передав полномочия по социальной поддержке медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения органам местного самоуправления, не обеспечил передачу необходимых для этого финансовых средств.
Апелляционная инстанция с выводами суда первой инстанции согласилась. При этом апелляционный суд признал правомерным довод Минфина РФ о допущенной в расчете взыскиваемой суммы арифметической ошибке. Кроме того, апелляционный суд пришел к выводу, что суд первой инстанции неправомерно освободил Минфин РФ, выступающий в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины. С учетом изложенного решение суда первой инстанции было изменено.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив законность вынесенных по настоящему делу судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее - Основы) до 01.01.2005 врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) часть вторая статьи 63 Основ признана утратившей силу; указанная статья дополнена частями четвертой, пятой и шестой.
В соответствии с частью шестой статьи 63 Основ (в редакции Закона N 122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Положением о размере, условиях и порядке предоставления мер социальной поддержки и возмещения расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках муниципального образования "Коношский муниципальный район", утвержденным решением совета муниципального образования "Коношский муниципальный район" от 22.05.2007 N 308, предусмотрено возмещение работающим специалистам муниципальных учреждений здравоохранения расходов по найму (поднайму), социальному найму, содержанию и ремонту жилого помещения, капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (для собственников помещений в многоквартирном доме) в пределах установленной социальной нормы жилья.
Судами установлено, что из бюджета муниципального образования "Коношский муниципальный район" в 2007 году на эти цели выделено 1 989 200 руб.
В соответствии со статьей 4 закона Архангельской области от 22.06.2005 N 52-4-03 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" бюджетам муниципальных образований из областного фонда софинансирования социальных расходов, образуемого в составе расходов областного бюджета, выделяются субсидии на частичное возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки квалифицированных специалистов учреждений, финансируемых из местных бюджетов, и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Из областного фонда софинансирования муниципальному образованию "Коношский муниципальный район" в 2007 году на эти цели было выделено 885 000 руб.
Денежные средства, выделенные в 2007 году из бюджета Архангельской области и из бюджета муниципального образования "Коношский муниципальный район", были недостаточными для полного возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот квалифицированным медицинским работникам Учреждения.
Судами также установлено, что из утвержденного в соответствии со статьей 40 Федерального закона "О Федеральном бюджете на 2006 год" и статьей 43 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" фонда софинансирования расходов на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг средства на возмещение расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилья медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, в 2006 и 2007 годах не выделялись.
Удовлетворяя исковые требования Предприятия, предоставившего указанные льготы, за счет казны Российской Федерации, суды руководствовались частью первой статьи 153 Закона N 122-ФЗ, согласно которой в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Суды также приняли во внимание выраженную в постановлениях от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования вышеназванные положения предполагают обязанность органов местного самоуправления сохранить объем бюджетного финансирования льгот и обязанность Российской Федерации и субъектов Российской Федерации оказывать финансовую помощь муниципальным образованиям в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Суд кассационной инстанции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций спор разрешен согласно действующему законодательству, установленным на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных доказательств фактическим обстоятельствам дела дана надлежащая правовая оценка.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.10.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2008 по делу N А05-3362/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации -без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Яковец |
Судьи |
Е.Н. Бычкова |
|
Т.В. Кравченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 марта 2009 г. N А05-3362/2008
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника