Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-58/2022, УИД: 24RS0002-01-2021-005858-38 по иску Савельевой Елены Александровны к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Ачинская межрайонная больница" о взыскании заработной платы, отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, оплаты труда за сверхурочную работу, персональной выплаты за сложность и напряженность, излишне удержанного налога на доходы физических лиц, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Савельевой Елены Александровны на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 21 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 24 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Савельева Е.А. обратилась в суд с иском к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Ачинская межрайонная больница" (далее по тексту также КГБУЗ "Ачинская МРБ") о взыскании заработной платы, отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, оплаты труда за сверхурочную работу, персональной выплаты за сложность и напряженность, излишне удержанного налога на доходы физических лиц, компенсации за несвоевременную выплату заработной платы и компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что истец состоит с ответчиком в трудовых отношениях с 1 января 2017 г, когда был заключен трудовой договор N о приеме ее на работу в качестве медицинской сестры терапевтического отделения N, а также трудовой договор по совместительству по той же профессии.
По условиям заключенного трудового договора заработная плата состоит из оклада по занимаемой должности, районного коэффициента - 30%; надбавки к заработной плате за стаж работы в южных районах Красноярского края - 30%; за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - 15%; за продолжительность непрерывной работы в учреждениях здравоохранения - 25%; выплата за квалификационную категорию - 33%; надбавка за своевременное повышение квалификации - 5%; а также выплаты стимулирующего характера в соответствии с положением об оплате труда.
Трудовым договором ей установлена сокращенная продолжительность рабочего времени 38, 5 часов в неделю, а дополнительными соглашениями к трудовым договорам при работе в инфекционном госпитале - 36-часовая рабочая неделя, ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней, дополнительные отпуска - 8 и 14 дней.
Положением об оплате труда КГБУЗ "Ачинская МРБ" утверждены стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена коронавирусная инфекция COVID-19, в том числе, для среднего медицинского персонала в размере 75000, 00 руб. в месяц с учетом районного коэффициента и северной надбавки, предоставляемая с апреля 2020 года по октябрь 2020 года. С целью проверки правильности начисления ей заработной платы, ею были запрошены у работодателя соответствующие документы, после предоставления которых было установлено, что заработная плата с учетом всех подлежащих выплат начислялась ей не в полном объеме, оплата сверхурочных часов работы не производилась, выходные дни не предоставлялись. При исчислении заработной платы работодатель выплаты за работу в праздничные и выходные дни, а также за работу в ночное время производил не в полном объеме. Выплаты стимулирующего характера за особые условия труда в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415 и постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2020 г. N 484 произведены не в полном объеме. При этом работодателем был необоснованно исчислен и удержан налог на доходы физических лиц (НДФЛ) с выплат стимулирующего характера. Также ей никогда не производилась выплата, предусмотренная пунктом 4.5 Положения об оплате труда персональной выплаты за сложность, напряженность и особый режим работы в размере 10% должностного оклада.
С учетом уточнений исковых требований, просила взыскать с КГБУЗ "Ачинская МРБ" недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с июля 2020 года по июнь 2021 года, выплаты за сверхурочную работу, персональную выплату за сложность и напряженность, незаконно удержанный НДФЛ, отпускные выплаты, всего согласно представленному расчету в общей сумме 1058337, 31 руб, а также компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы и компенсацию морального вреда за нарушение ее трудовых прав в размере 100000 рублей.
Решением Ачинского городского суда Красноярского края от 21 апреля 2022 г. постановлено:
"Исковые требования Савельевой Елены Александровны удовлетворить частично.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ачинская межрайонная больница" в пользу Савельевой Елены Александровны недоначисленную заработную плату в размере 31491, 63 руб, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, а всего 36491 (тридцать шесть тысяч четыреста девяносто один) руб. 63 коп.
Обязать краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Ачинская межрайонная больница" осуществить возврат Савельевой Елене Александровне излишне удержанного за период с июля 2020 года по март 2021 года налога на доходы физических лиц с выплат, произведенных на основании приказа Минздрава Красноярского края от 9 декабря 2009г. N521-орг.
В удовлетворении остальной части исковых требований Савельевой Елене Александровне отказать.
Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ачинская межрайонная больница" в доход муниципального образования город Ачинск Красноярского края государственную пошлину в сумме 1444 (одна тысяча четыреста сорок четыре) руб. 75 коп.".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 24 августа 2022 г. постановлено:
"Решение Ачинского городского суда от 21 апреля 2022 г. в части суммы недоначисленной заработной платы, подлежащей взысканию с КГБУЗ "Ачинская межрайонная больница" в пользу Савельевой Елены Александровны, общей суммы взыскания и государственной пошлины в доход местного бюджет - изменить.
Взыскать с КГБУЗ "Ачинская межрайонная больница в пользу Савельевой Елены Александровны недоначисленную заработную плату в сумме 7895 рублей 93 копейки, общую сумму взыскания определить в размере 12985 рублей 93 копейки.
Взыскать с КГБУЗ "Ачинская межрайонная больница" госпошлину в доход местного бюджета 700 рублей.
В остальной части решение того же суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу истицы Савельевой Е.А. - без удовлетворения".
В кассационной жалобе истец Савельева Е.А. просит отменить решение Ачинского городского суда Красноярского края от 21 апреля 2022 г. в части неудовлетворенных исковых требований, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 24 августа 2022 г, как незаконные и необоснованные, направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких нарушений по рассмотренному делу судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, на основании трудового договора от 1 января 2017 г. N, заключенного после реорганизации медицинского учреждения, Савельева Е.А. принята на основную работу в КГБУЗ "Ачинская МРБ" в качестве медицинской сестры палатной (постовой) в терапевтическое отделение филиала N на неопределенный срок.
Датой начала работы в учреждении является 5 июля 2004 г. В соответствии с заключенным трудовым договором работнику установлен режим работы в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, графиками сменности, иными локальными нормативными актами, с сокращенной продолжительностью рабочего времени 38, 5 часовой рабочей неделей. За выполнение трудовых обязанностей работнику установлен должностной оклад в размере 4536, 00 руб, а также выплаты компенсационного характера - районный коэффициент - 30% и северная надбавка - 30%; выплаты стимулирующего характера - за продолжительность работы в учреждениях здравоохранения в размере 25%. Предусмотрено предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков: основного продолжительностью 28 календарных дней, дополнительного - 8 календарных дней за работу в южных районах Красноярского края, дополнительного - 14 календарных дней за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
На основании дополнительного соглашения к вышеуказанному трудовому договору, заключенному 19 декабря 2018 г, Савельева Е.А. с 1 января 2019 г. переведена на должность старшей медицинской сестры дневного стационара поликлиники N КГБУЗ "Ачинская МРБ", ей установлен должностной оклад в размере 5285, 00 руб, ежегодные оплачиваемые отпуска - основной продолжительностью 28 календарных дней и дополнительный - 8 календарных дней за работу в южных районах Красноярского края. Условия труда работника на рабочем месте соответствуют классу/подклассу 3.1. Остальные условия трудового договора, не затронутые данным дополнительным соглашением, остались неизменными.
В связи с распространением в начале 2020 года на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции COV1D-19, на базе инфекционного отделения КГБУЗ "Ачинская МРБ" был открыт базовый инфекционный госпиталь (БИГ).
В соответствии с дополнительным соглашением от 24 мая 2020 г. к трудовому договору от 1 января 2017 г. N, Савельева Е.А. была переведена временно с 24 мая 2020 г. по 23 июня 2020 г. в инфекционное отделение базовый инфекционный госпиталь филиала N КГБУЗ "Ачинская МРБ" на должность медицинской сестры палатной (постовой). На период работы работнику была установлена 36-часовая рабочая неделя, должностной оклад в размере 4920, 00 руб, выплата компенсационного характера - за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 15%.
Аналогичные дополнительные соглашения были заключены с Савельевой Е.А. 22 июля 2020 г. на срок с 22 июля 2020 г. по 21 августа 2020г. с установлением должностного оклада в размере 5412, 00 руб, 21 сентября 2020 г. на срок до двух месяцев, начиная с 21 сентября 2020 г, 6 ноября 2020 г. на срок с 6 ноября 2020 г. по 11 ноября 2020 г. с установлением должностного оклада в размере 5574, 00 руб, 1 декабря 2020 г. на срок с 2 декабря 2020 г. временно, 7 июня 2021г. на срок с 7 июня 2021 г. временно.
Кроме того, 7 июня 2021 г. между Савельевой Е.А. и КГБУЗ "Ачинская МРБ" был заключен срочный трудовой договор N, в соответствии с которым Савельева Е.А. была принята на работу с 7 июня 2021 г. в инфекционное отделение базовый инфекционный госпиталь филиала N КГБУЗ "Ачинская МРБ" на должность медицинской сестры палатной (постовой) в порядке внутреннего совместительства, на период выполнения временных работ. Работнику установлен режим работы в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, графиками сменности, иными локальными нормативными актами, сменный характер работы. За выполнение трудовых обязанностей работнику установлен должностной оклад в размере 5574, 00 руб, а также выплаты компенсационного характера - районный коэффициент - 30%, северная надбавка - 30%, надбавка за работу с вредными и (или) опасными условиями труда - 15%; выплаты стимулирующего характера - за продолжительность работы в учреждениях здравоохранения в размере 25%. Предусмотрено предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков: основного продолжительностью 28 календарных дней, дополнительного - 8 календарных дней за работу в южных районах Красноярского края, дополнительного - 14 календарных дней за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Данных о заключении между Савельевой Е.А. и КГБУЗ "Ачинская МРБ" иных трудовых договоров в порядке внутреннего совместительства, в том числе, в период с июля 2020 года по май 2021 года, материалы дела не содержат, однако из табелей учета рабочего времени за указанный период и расчетных листов Савельевой Е.А. установлено, что кроме основной работы она также работала по внутреннему совместительству в качестве медицинской сестры палатной (постовой) в инфекционном отделении базового инфекционного госпиталя филиала N КГБУЗ "Ачинская МРБ".
Заработная плата истице начислялась и выплачивалась в сроки, установленные работодателем.
Разрешая заявленные исковый требования, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы и возражения сторон, руководствуясь положениями статей 2, 21, 22, 91, 94, 129, 135, 146, 148, 149, 152, 153, 154, 236, 237, 282, 285 315, 350, 392 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г..N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г..N 26-П, постановления Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г..N 415, постановления администрации Красноярского края от 24 апреля 1992 г..N160-г "Об установлении районного коэффициента к заработной плате", приказа Министерства здравоохранения Красноярского края от 09 декабря 2009 г..N521-орг, постановления Министерства труда Российской Федерации от 11 сентября 1995 г..N 49, постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г..N101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности", постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2003 г..N 197 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры", постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г..N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры", письма Минздрава России от 21 мая 2020 г..N16-3/И/1-6965 "Об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда медицинским и иным работникам в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г..N 415 и от 12 апреля 2020 г..N 484", пришел к выводу о частичном удовлетворении
заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции, проверив произведенный судом первой инстанции расчет задолженности по заработной плате, в части изменил решение суда первой инстанции, указав на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (абзац седьмой статьи 2).
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абзац второй части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132 Трудового кодекса Российской Федерации).
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части 1 и 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.
Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником (части 2, 4 статьи 91 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 94 Трудового кодекса Российской Федерации для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) при 36-часовой рабочей неделе не может превышать 8 часов, а при 30- часовой рабочей неделе и менее - 6 часов.
В соответствии с частью 1 статьи 350 Трудового кодекса Российской Федерации для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации.
Разделом IV Перечня должностей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов и условий труда, работа в которых дает право на сокращенную рабочую неделю, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности", продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю установлена для медицинских работников, в том числе среднего и младшего медицинского персонала, непосредственно оказывающих медицинскую помощь и обслуживающих больных в инфекционных больницах, отделениях, палатах, кабинетах организаций здравоохранения (приложение N1 к указанному Постановлению).
Согласно части 1 статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей (часть 3 статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 6 статьи 282 Трудового кодекса Российской Федерации особенности регулирования работы по совместительству для отдельных категорий работников (педагогических, медицинских и фармацевтических работников, работников культуры) помимо особенностей, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, могут устанавливаться в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Согласно подпункту "а" пункта 1 постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры" медицинским работникам предоставлено право на осуществление работы по совместительству - выполнение другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время по месту их основной работы или в других организациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, и в случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (за исключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены санитарно-гигиенические ограничения).
Как следует из содержания абзаца 4 подпункта "б" пункта 1 вышеуказанного постановления продолжительность работы по совместительству для врачей и среднего медицинского персонала городов, районов и иных муниципальных образований, где имеется их недостаток, не может превышать месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.
Статьей 285 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором. Лицам, работающим по совместительству в районах, где установлены районные коэффициенты и надбавки к заработной плате, оплата труда производится с учетом этих коэффициентов и надбавок.
Положениями статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере. В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
В соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Согласно статье 149 Трудового кодекса Российской Федерации при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно (часть 1 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации).
Работа, произведенная сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаченная в повышенном размере либо компенсированная предоставлением другого дня отдыха в соответствии со статьей 153 настоящего Кодекса, не учитывается при определении продолжительности сверхурочной работы, подлежащей оплате в повышенном размере в соответствии с частью первой настоящей статьи (часть 2 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации.
По правилам статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:
сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;
работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Положениями статьи 154 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, которые действовали до 1 ноября 2020 г, утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N1762.
В пункте 10 данных Правил указаны размеры выплат в отношении каждой категории получателей таких выплат. Подпунктом "з" указанного пункта установлено, что размер выплат среднему медицинскому персоналу, участвующему в оказании специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, должен составлять 50 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в п. 11 которых предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах: оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 80 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 тыс. рублей в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 тыс. рублей в месяц.
Приказом Министерства здравоохранения Красноярского края от 9 декабря 2009 г. N 521-орг утверждены Виды, условия, размеры и порядок выплат стимулирующего характера, осуществляемых работникам краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края (Приложение N1 к приказу), в соответствии с пунктом 8.3 которого (приказом Минздрава Красноярского края от 5 апреля 2021 г. N22-н п. 8.3 признан утратившим силу с01 апреля 2021 г.) выплата по итогам работы работникам учреждений за оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, работникам учреждений, осуществляющим забор биологического материала (мазок с носоглотки и зева (ротоглотки) для лабораторной диагностики на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 у пациентов с подозрением на новую коронавирусную инфекцию COVID-19, контактных лиц, определенных постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, постановлениями Главного государственного санитарного врача Красноярского края, осуществляется в следующих размерах: младшему медицинскому работнику, иному работнику, обеспечивающим условия для оказания специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, из числа работников, оказывающих специализированную медицинскую помощь в условиях стационара в размере 18750 руб.
Выплата, предусмотренная настоящим пунктом Порядка, предоставляется в период с марта 2020 года по март 2021 года и осуществляется с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и иных местностях с особыми климатическими условиями (в редакции приказов Министерства здравоохранения Красноярского края от 13 июля 2020 г. N, от 31 июля 2020 г. N, от 9 октября 2020 г. N, от 30 октября 2020 г. N, от 25 ноября 2020 г. N, от 20 января 2021 г. N).
Выплата, предусмотренная настоящим пунктом Порядка, предоставляется работнику учреждения ежемесячно за фактически отработанное время из расчета месячной нормы рабочих часов (за исключением периодов отсутствия работника на рабочем месте в связи с временной нетрудоспособностью, нахождением в отпуске и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в соответствии с занимаемой должностью (в редакции приказа Министерства здравоохранения Красноярского края от 31 июля 2020 г. N).
Пунктом 3.3 коллективного договора КГБУЗ "Ачинская МРБ" установлено, что в связи с низкой укомплектованностью медицинским персоналом и для выполнения основной функции КГБУЗ "Ачинская МРБ" в подразделениях ведется суммированный учет рабочего времени при сменном графике работы с учетным периодом, составляющим год. При сменном графике работы допускается совместительство с оплатой за фактически отработанное время, при этом продолжительность рабочего времени совместительства не должна превышать 1, 0 ставки рабочего времени каждой категории работника в учетный период.
Работа по совместительству в соответствии со статьей 285 Трудового кодекса Российской Федерации осуществляется за пределами нормальной продолжительности рабочего времени по основному месту работы. Вместе с тем, относить работу по совместительству к сверхурочной работе, как на это указывает истица, не основано на нормах трудового законодательства.
Таким образом, правильным является вывод судов, что оплата труда по совместительству должна производиться пропорционально отработанному времени.
Судами установлено, что согласно данным табелей учета рабочего времени и расчетным листкам Савельева Е.А. в августе 2020 года отработала 108, 0 час. по основной работе и 144, 0 час. по внутреннему совместительству. Норма рабочего времени в августе 2020 года по 36-часовой неделе, согласно производственному календарю, составляла 151, 2 час. Сверхурочная работа у истицы в этом месяце отсутствует.
В октябре 2020 года истица отработала 100, 8 час. по основной работе и 139, 2 час. по совместительству при норме рабочего времени в октябре 2020 года 158, 4 час. Сверхурочная работа отсутствует.
В декабре 2020 года истица отработала в базовом инфекционном госпитале по основной работе 157, 4 час, по совместительству 82, 6 час. при норме рабочего времени в декабре 2020 года по 36-часовой неделе - 164, 6 час, что свидетельствует об отсутствии у истицы сверхурочной работы.
В марте 2021 года истица отработала в базовом инфекционном госпитале по основной работе 122, 4 час. и по совместительству 69, 6 час. при норме рабочего времени в марте 2021 года при 36-часовой недели, составляющей 158, 4 час.
В июне 2021 года истица отработала в базовом инфекционном госпитале по основной работе 121, 4 час. и по совместительству 46, 1 час. при норме рабочего времени в июне 2021 года при 36-часовой недели - 150, 2 час.
Количество отработанных часов как по основному месту работы, так и по совместительству истицей не оспаривается.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводом суда первой и апелляционной инстанций, что у работодателя отсутствовали основания для оплаты сверхурочной работы.
Также правильным является вывод судов об отказе истице в удовлетворении требований о взыскании недополученной заработной платы в связи с присвоением высшей квалификационной категории.
Из пункта 2.3 раздела 2 Положения об оплате труда работников КГБУЗ "Ачинская МРБ" следует, что оклады медицинских, фармацевтических работников учреждения увеличиваются при условии наличия квалификационной категории в следующих размерах: для средних медицинских и фармацевтических работников при наличии высшей квалификационной категории на 1, 33.
Приказом Министерства здравоохранения Красноярского края от 19 мая 2015 г. N Савельевой Е.А. была присвоена высшая квалификационная категория по специальности "сестринское дело". С учетом положений локального акта работодателя оклад по занимаемой должности подлежал увеличению в 1, 33 раза, в то время как истица считает, что к действующему окладу должен быть прибавлен оклад увеличенный на 133%, что не соответствует локальному акту работодателя.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, с которым согласилась апелляционная инстанция, о правильности увеличения должностного оклада истицы в 1, 33 раза, что и было сделано работодателем.
Отказывая в удовлетворении требований истицы о взыскании недополученной надбавки к заработной плате за сложность, напряженность и особый режим работы, суд, руководствуясь положениями статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, локального акта работодателя, Положением об оплате труда работников КГБУЗ "Ачинская межрайонная больница", условиями трудового договора заключенного между сторонами, правильно исходил из того, что такая надбавка истице не была установлена, с чем также правомерно согласился суд апелляционной инстанции.
Согласно пункту 4.5 Положения об оплате труда работников КГБУЗ "Ачинская межрайонная больница" работникам учреждения осуществляется персональная выплата за сложность, напряженность и особый режим работы в размере 10% оклада (должностного оклада). Размер выплаты устанавливается конкретному работнику руководителем учреждения на период не более трех месяцев при выполнении работником своих функциональных обязанностей в условиях существенно отличающихся от нормальных (особый режим, тяжесть, сложность, повышенные требования к качеству работы).
Из трудового договора, заключенного между сторонами и дополнительных соглашений к нему следует, что надбавка за сложность напряженность истице не была установлена. В рассматриваемый период работодателем не издавались приказы об установлении истице указанной надбавки. Доказательств того, что истица имела право на установление такой надбавки и ей необоснованно было отказано, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, правильным является вывод судов об отказе истице в удовлетворении требований о взыскании недоначисленной заработной платы в виде не полученной надбавки к заработной плате за сложность, напряженность и особый режим работы.
Также правильным является вывод судов об отсутствии задолженности по заработной плате в части оплаты часов, отработанных истицей в ночное время.
Согласно положениям статьи 154 Трудового кодекса Российской Федерации каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 1); минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время, согласно данной статье, устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 2); конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором (часть 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008г. N 554 "О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время" установлено, что минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) составляет 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время.
В соответствии с пунктом 3.3 Положения об оплате труда работников КГБУЗ "Ачинская МРБ" выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, а также выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работникам Учреждения осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 5.22 Коллективного договора КГБУЗ "Ачинская МРБ" установлено, что доплата за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) производится работникам на основании Положения об оплате труда работников КГБУЗ "Ачинская МРБ", в размере 50 или 100% от часовой ставки (должностного оклада, рассчитанного за час работы) за каждый час работы в ночное время, в соответствии с Перечнем структурных подразделений и должностей работников учреждения, которым устанавливается выплата за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, при работе в ночное время (п. 3.3.1 Положения об оплате труда), согласно которому для медицинских сестер (палатных) инфекционного отделения доплата за работу в ночное время установлена в размере 100% (Приложение N3 к Положению об оплате труда).
Таким образом, руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, исходя из положений локальных актов работодателя суд правильно указал, что оплата работы в ночное время производится исходя часовой тарифной ставки или стоимости часа работы, при ее определении из оклада.
Истцом количество отработанных в спорный период в ночное время часов не оспаривалось. Установив, что расчет оплаты работы в ночное время производился ответчиком исходя из часовой тарифной ставки, в размере 100% пропорционально количеству фактически отработанных часов в ночное время, суды пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении указанных требований.
Разрешая требования истца о взыскании недоплаченной заработной платы в выходной или нерабочий праздничный день суды обоснованно руководствовались положениями статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. N 26-П.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г..N 26-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других" указано, что отсутствие в статье 153 Трудового кодекса Российской Федерации прямого указания на применение при оплате работы в выходной или нерабочий праздничный день компенсационных и стимулирующих выплат не означает, что такие выплаты не подлежат начислению при расчете заработной платы за эти дни. Часть 1 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, рассматриваемая в системе действующего правового регулирования, сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы - оклада (должностного оклада), а указанные работники при расчете размера оплаты за выполненную ими работу в выходной или нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат, что ведет к недопустимому снижению причитающегося им вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день.
Соответственно, при привлечении работников... заработная плата которых помимо месячного оклада (должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, к работе в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени в оплату их труда за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.
Проверив правильность начисления заработной платы за работу в праздничные дни в марте и июне 2021 года, суд первой инстанции отказал истице в удовлетворении требований в данной части сославшись на недоказанность истцом факта нарушения работодателем ее прав на выплату в полном объеме заработной платы.
Суд апелляционной инстанции согласился с данным выводом суда первой инстанции, поскольку работодатель истца оплачивал ее труд в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства, учитывая работу в выходные и праздничные дни.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не имеется, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах дела, при правильном применении норм материального права.
Частично удовлетворяя требования истицы о взыскании недополученной заработной платы за работу в инфекционном (ковидном) госпитале, суд первой инстанции проверив расчет оплаты труда обоснованно пришел к выводу, что работодатель оплатил не все отработанные часы, поскольку ответчик применил районный коэффициент и северную надбавку в размере меньшем чем установлено в г. Ачинске Красноярского края.
Проверяя решение суда в целях законности в части взыскания недополученных стимулирующих выплат за работу с пациентами, с подтвержденным диагнозом COVID-19, суд апелляционной инстанции руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г..N 415 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией", Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г..N 484 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19", приказом Минздрава Красноярского края от 9 декабря 2009г N, Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 г..N 421/26, Постановлением администрации Красноярского края от 21 августа 1992г. N 311-П, пришел к выводу об отсутствии у суда основания для применения к указанным выплатам районного коэффициента 1, 3, указывая на
то, что расчет должен был производиться с учетом установленного органами государственной власти районного коэффициента к заработной плате в г..Ачинске -1, 2, поскольку выплаты компенсационного характера, предусмотренные Постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г..N 415 и от 12 апреля 2020 г..N 484 осуществлялись исключительно за счет средств федерального бюджета, органами государственной власти субъекта Российской Федерации не принимались нормативные правовые акты о дополнительных выплатах за счет средств краевого бюджета в части погашения сумм районного коэффициента в повышенном размере.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции изменил решение Ачинского городского суда от 21 апреля 2022 г. и взыскал с КГБУЗ "Ачинская МРБ" в пользу Савельевой Е.А. недоначисленную заработную плату в сумме 7895 рублей 93 копейки, определив общую сумму взыскания в размере 12985 рублей 93 копейки.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанций, поскольку они являются мотивированными, в обжалуемом судебном постановлении отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Расчеты взысканных сумм подробно приведены в апелляционном определении и мотивированы судом апелляционной инстанции.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска в части требований о взыскании недоначисленной заработной платы за июль 2020 года, суд первой инстанции, установив обстоятельства дела, дав им правовую оценку с учетом заявления ответчика о пропуске истцом предусмотренного частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации срока для обращения в суд, исходил из того, что годичный срок по требованиям о взыскании не начисленной заработной платы за июль 2020 года истцом при обращении в суд 24 августа 2021 г. пропущен, а обстоятельства, на которые истец ссылалась, как на уважительные причины пропуска срока, таковыми признаны быть не могут.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Савельевой Е.А. не установил.
Оснований для иных выводов по обстоятельствам данного дела не имеется.
Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.
В части 1 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (часть 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных ч. ч. 1, 2 и 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, они могут быть восстановлены судом (часть 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
В абзаце пятом пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (далее также - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2) разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Разъяснения по вопросам пропуска работником срока на обращение в суд содержатся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" (далее также - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 15).
Указанные положения закона и разъяснения судами по настоящему спору приняты во внимание, выводы об отсутствии оснований для восстановления пропущенного срока мотивированно и подробно изложены в судебных постановлениях, в дополнительной аргументации не нуждаются.
Более того, как правильно указано судебными инстанциями, что доводы истца в указанной части не имеют правового значения, поскольку судами установлено, что задолженность по заработной плате за июль 2020 г. перед истицей отсутствует.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судебных инстанций основанными на правильном применении положений трудового законодательства, соответствующими обстоятельствам дела, установленным по данному спору.
Вопреки доводам истца при разрешении спора судами установлены все юридически значимые обстоятельства, выводы судов мотивированы и соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела. Все представленные доказательства оценены судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений требований процессуального законодательства при оценке доказательств, судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
Доводы кассационной жалобы о нарушении норм процессуального права, выразившееся в том, что суд апелляционной инстанции необоснованно вышел за пределы доводов апелляционной жалобы, несостоятельны, поскольку суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (абз. 2 части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В целом доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию кассатора, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, аналогичны доводам апелляционной жалобы, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы суда не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, не свидетельствуют, в связи с чем не являются основанием для отмены судебных актов в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Несогласие заявителя кассационной жалобы с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебного постановления в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Поскольку при рассмотрении дела апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ачинского городского суда Красноярского края от 21 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 24 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Савельевой Елены Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.