Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, Судей Раужина Е.Н, Леонтьевой Т.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-750/2022 (УИД: 70RS0001-01-2022- 000654-19) по исковому заявлению Шалыгина Владимира Александровича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области о возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж в льготном исчислении, произвести перерасчёт страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Шалыгина Владимира Александровича на решение Кировского районного суда г. Томска от 8 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 19 октября 2022 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шалыгин В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Томской области (далее - ОПФР по Томской области), в котором, с учётом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации просил обязать ОПФР по Томской области:
- включить в страховой стаж для определения размера пенсии в льготном исчислении (засчитав один год работы за один год и шесть месяцев): периоды педагогической деятельности с 1 сентября 1974 г. по 11 ноября 1974 г, с 16 октября 1976 г. по 14 января 1977 г, с 16 декабря 1977 г. по 31 августа 1979 г.; периоды лечебной деятельности (так как оплата за эту работу производилась отдельно от оплаты за педагогическую деятельность) с 1 сентября 1974 г. по 1 сентября 1976 г. в качестве врача-хирурга, с 1 сентября 1976 г. по 31 августа 1979 г. в качестве врача-анестезиолога и в качестве врача-хирурга, с 1 сентября 1979 г. по 31 августа 1987 г. в качестве врача-хирурга, с 24 сентября 1987 г. по 30 декабря 1989 г. в качестве врача-анестезиолога-реаниматолога, с 1 сентября 1989 г. по 31 августа 1999 г. в качестве врача- хирурга, с 29 октября 1993 г. по 27 октября 1994 г. в качестве врача-хирурга по совместительству, с 11 ноября 1996 г. по 1 сентября 1997 г. в качестве врача-андролога по совместительству;
- произвести перерасчёт страховой пенсии по старости с учётом льготного порядка исчисления указанного стажа, с момента возникновения права на данную пенсию, но не позднее, чем с даты первоначального обращения в пенсионный орган - 30 июня 2008 г.
В обоснование заявленных требований Шалыгин В.А. указал, что с 14 июля 2008 г. является получателем страховой пенсии по старости. Полагает, что при определении размера пенсии ответчиком не были учтены периоды его учебы с 1 сентября 1974 г. по 11 ноября 1974 г, с 16 октября 1976 г. по 14 января 1977 г, с 16 декабря 1977 г. по 31 августа 1979 г. Также ОПФР по Томской области не учтено, что в указанные и иные заявленные периоды Шалыгин В.А. осуществлял педагогическую и лечебную деятельность, в связи с чем они подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, в льготном исчислении. В 2019 году Шалыгин В.А. обращался к ответчику с заявлением о перерасчёте пенсии, в чём ему неправомерно отказано ответом N Ш-428/21159 от 5 июля 2019 г.
Решением Кировского районного суда г. Томска от 8 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 19 октября 2022 г, в удовлетворении исковых требований Шалыгина В.А. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Шалыгин В.А. просит отменить решение Кировского районного суда г. Томска от 8 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 19 октября 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании заявлений Шалыгина В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, от 4 июня 2008 г. и от 30 июня 2008 г. о назначении ему трудовой пенсии по старости по имеющимся документам в связи с достижением пенсионного возраста, с 14 июля 2008 г. Шалыгину В.В. установлена трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". С 1 января 2015 г. в связи с изменениями в законодательстве Шалыгин В.А. является получателем страховой пенсии по старости, предусмотренной статьёй 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Размер страховой пенсии по старости, установленный Шалыгину В.А. с 1 января 2022 г, составил 25 533, 75 руб, в том числе фиксированная выплата 6 564, 31 руб, страховая пенсия - 20 867, 09 руб. Размер выплачиваемой в соответствии со статьёй 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ пенсии составил 17 001, 02 руб, в том числе фиксированная выплата 4 383, 59 руб, страховая пенсия ? 12 617, 43 руб.
Согласно записям в трудовой книжке Шалыгина В.А. он имеет следующие периоды деятельности: с 1 сентября 1974 г. по 1 сентября 1976 г. - ординатор на кафедре детской хирургии в Томском государственном медицинском университете; с 1 сентября 1976 г. по 31 августа 1979 г. - очная аспирантура на кафедре детской хирургии; с 1 сентября 1979 г. по 15 декабря 2004 г. - работа в должностях ассистента кафедры, доцента кафедры, профессора в Томском государственном медицинском институте (в настоящее время СибГМУ).
При установлении пенсии Шалыгину В.А. на основании представленных им документов периоды были учтены следующим образом: с 1 сентября 1974 г. по 11 ноября 1974 г. ? учёба (на основании трудовой книжки), с 12 ноября 1974 г. по 31 декабря 1975 г. - работа (на основании справки ЛПУ Детская больница N 1 от 25 ноября 2003 г.), с 1 января 1976 г. по 15 октября 1976 г. - работа (на основании справки МЛПМУ Детская больница N 4 от 24 ноября 2003 г.), с 16 октября 1976 г. по 14 января 1977 г. - учеба (на основании трудовой книжки), с 15 января 1977 г. по 15 декабря 1977 г. - работа (на основании справки МЛПМУ Детская больница N 4 от 24 ноября 2003 г.), с 16 декабря 1977 г. по 31 августа 1979 г. - учёба (на основании трудовой книжки), с 1 сентября 1979 г. по 31 декабря 2001 г. - работа (на основании трудовой книжки и выписки из лицевого счёта после даты регистрации в системе пенсионного страхования). Учтённая ответчиком при назначении трудовой пенсии продолжительность работы по состоянию на 31 декабря 2001 г. составила ? 25 лет 2 месяца 7 дней, продолжительность периодов учёбы ? 2 года 1 месяц 23 дня.
Также из материалов дела следует, что истец обращался в 2019 году в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области за разъяснением порядка исчисления размера назначенной ему страховой пенсии по старости; ответчиком в письменной форме (исх. N от 5 июля 2019 г.) даны соответствующие подробные разъяснения, указано, что размер пенсии Шалыгину В.А. исчислен верно, в соответствии с действующим законодательством.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных Шалыгиным В.А. требований, суд первой инстанции исходил из того, что расчёт пенсии произведён истцу по наиболее выгодному варианту по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом суд первой инстанции исходил из того, что Шалыгиным В.А. указаны совпадающие по времени периоды лечебной деятельности с 1 сентября 1989 г. по 30 декабря 1989 г, периоды с 29 октября 1993 г. по 27 октября 1994 г. и с 11 ноября 1996 г. по 1 сентября 1997 г. полностью приходятся на период работы, указанный с 1 сентября 1989 г. по 31 августа 1999 г. в качестве врача-хирурга.
Также суд первой инстанции исходил из того, что оснований для исчисления размера пенсии с учётом периодов осуществления Шалыгиным В.А. лечебной деятельности в льготном порядке (один год за один год и шесть месяцев) с 1 сентября 1974 г. по 11 ноября 1974 г, с 16 октября 1976 г. по 14 января 1977 г, с 16 декабря 1977 г. по 31 августа 1979 г. не имеется, поскольку до 1 января 1992 г. Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утверждённое постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" не предусматривало льготный порядок исчисления стажа. Действующим законодательством льготное исчисление периодов работы предусмотрено для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения и только для учёта этих периодов в специальный стаж медицинской деятельности при досрочном назначении пенсии, однако пенсия истцу назначена на общих основаниях.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
На момент установления Шалыгину В.А. трудовой пенсии по старости порядок назначения пенсий регулировался Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации в настоящее время регулируется нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) с применением норм ранее действовавшего законодательства в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
Расчёт размера пенсии за периоды трудовой деятельности до 31 декабря 2014 г. производится по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
В силу части 3 статьи 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
До 1 января 2002 г. расчёт размера трудовой пенсии по старости производился исходя из среднемесячного заработка и общего трудового стажа, превышающего требуемый для назначения пенсии стаж. При этом среднемесячный заработок определялся (по желанию обратившегося за пенсией) либо за 24 последних месяца работы, либо за любые 60 месяцев работы подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией (статьи 3, 16, 99, 102 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1; пункты 1, 2 статьи 31 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
С 1 января 2002 г. в связи с принятием Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" произведена оценка пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 г. путём их конвертации (преобразования) в расчётный пенсионный капитал (РПК).
Применение при осуществлении оценки пенсионных прав стажевого коэффициента с учётом сниженных стажевых требований к общему трудовому стажу, а также стажа на соответствующих видах работ возможно при условии, если по состоянию на 1 января 2002 г. имеются требуемый страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ.
Расчётный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (пункт 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
В случае выбора гражданином исчисления расчётного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.
Если гражданин выбрал вариант исчисления расчётного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ пенсиях под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года.
При этом варианты определения расчётного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
Таким образом, действующим пенсионным законодательством предусмотрен дифференцированный подход при расчёте пенсии, с предоставлением права выбора наиболее выгодного варианта застрахованному лицу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ расчётный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчётный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утверждённая Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1, 4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1, 5;
не свыше 1, 7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 5 до 1, 8;
не свыше 1, 9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 8 и выше.
Во всех случаях учёта отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
В соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ расчётный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = ЗР x СК, где:
РП - расчётный размер трудовой пенсии;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 10, 14, 15 и 17 пункта 1 статьи 27 и подпункте 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, а также на 0, 01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ, превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более чем на 0, 20 в общей сложности;
из числа лиц, указанных в подпунктах 12, 13, 16, 18, 19 - 21 пункта 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона, составляет 0, 55 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20 в общей сложности;
из числа лиц, указанных в подпункте 11 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, составляет 0, 75 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
В соответствии с пунктом 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчётный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определённая в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона. Период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание (пункт 10 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
Согласно пункта 1 статьи 30.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ величина расчётного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, подлежит валоризации (повышению) с 1 января 2010 г. Сумма валоризации составляет 10% величины расчётного пенсионного капитала и, сверх того, 1% величины расчётного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г.
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ за весь период, начиная с 1 января 2002 г, производится индексация расчётного пенсионного капитала, в соответствии с коэффициентами, утверждёнными Постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ размер страховой пенсии ежегодно корректируется в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату, исходя из роста потребительских цен за прошедший год.
Согласно нормам статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ к страховой пенсии по старости устанавливается фиксированная выплата.
Согласно статье 30.2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ определение размера страховой части трудовой пенсии по старости, размера трудовой пенсии по инвалидности и размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца с учётом суммы валоризации (пункт 1 статьи 30.1 настоящего Федерального закона) гражданам, впервые обратившимся за назначением трудовой пенсии начиная с 1 января 2010 г, производится в порядке, установленном соответственно статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона (пункт 1).
Размер страховой части трудовой пенсии по старости, размер трудовой пенсии по инвалидности и размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца с учётом суммы валоризации (пункт 1 статьи 30.1 настоящего Федерального закона) с 1 января 2010 г. гражданам, являвшимся получателями указанных трудовых пенсий до 1 января 2010 г, определяется по формуле:
П = Б + П1 + (СВ / Т / КН) x К, где
П - размер страховой части трудовой пенсии по старости, размер трудовой пенсии по инвалидности, размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца (статьи 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона);
П1 - размер страховой части трудовой пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) по состоянию на 31 декабря 2009 г.;
СВ - сумма валоризации (статья 30.1 настоящего Федерального закона);
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, примененного при назначении гражданину страховой части соответствующей трудовой пенсии, исчисленного в отношении трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца с учетом умножения на отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца) к 180 месяцам, которое предусмотрено соответственно статьями 15 и 16 настоящего Федерального закона;
КН - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями трудовой пенсии по случаю потери кормильца, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на 1 января 2010 г.;
К - суммарный коэффициент индексаций и дополнительных увеличений страховой части трудовой пенсии, проведенных в Российской Федерации за период со дня назначения гражданину страховой части соответствующей трудовой пенсии до 1 января 2010 г. (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ перерасчёт размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтённых при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчёт производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчёта размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Порядок обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости, долей страховой части трудовой пенсии по старости) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению, рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений ранее был урегулирован Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утверждёнными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 17/19пб (далее также - Правила). Эти правила действовали до 1 января 2015 г. и были признаны утратившими силу в связи с изданием приказа от 11 декабря 2014 г. Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 1027н, Пенсионного фонда Российской Федерации N 494п "О признании утратившими силу некоторых нормативных актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации".
Согласно пункта 21 указанных Правил перевод с одной пенсии на другую производится по заявлению пенсионера в сроки, установленные Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ и Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
С 1 января 2015 г. действовали новые Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчёта, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утверждённые приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 884н.
В соответствии с пунктом 35 данных Правил перевод с одной пенсии на другую (перевод с одного вида страховой пенсии на другой, с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на страховую пенсию, с одного вида пенсии по государственному пенсионному обеспечению на другой) производится по заявлению о переводе с одной пенсии на другую в сроки, установленные Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Анализ вышеприведённого законодательства свидетельствует о том, что пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением пенсии с представлением необходимых документов.
Как следует из материалов дела, Шалыгину В.А. назначена страховая пенсия по старости в связи с достижением возраста "данные изъяты" лет с 14 июля 2008 г. Размер пенсии истца был определён в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Оставляя без удовлетворения требования Шалыгина В.А, суды установили, что расчёт пенсии произведён истцу по наиболее выгодному для него варианту, при этом заявленные истцом периоды учтены ответчиком при назначении пенсии и основания для их повторного включения в страховой стаж в качестве периодов осуществления педагогической и лечебной деятельности, а также для их исчисления в льготном порядке, при том, что страховая пенсия по старости назначена на общих основаниях, не имеется.
Также суды установили, что по состоянию на 27 сентября 1989 г. у истца имелось 10 лет педагогического стажа, до 1 сентября 1979 г. педагогического стажа у Шалыгина В.А. не имелось, доказательств того, что в период с 1 сентября 1974 г. по 11 ноября 1974 г, 16 октября 1976 г. по 14 января 1977 г, с 16 декабря 1977 г. по 31 августа 1979 г. истец пребывал в ординатуре и аспирантуре, осуществлял педагогическую и лечебную деятельность, не имеется.
Изучение материалов дела показало, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведённом правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы о том, что пенсия должна быть начислена на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о перерасчёте пенсии с учётом льготного порядка исчисления стажа, суды нижестоящих инстанций обоснованно исходили из того, что основания для перерасчёта пенсии отсутствуют, поскольку расчёт пенсии истцу произведён по наиболее выгодному для него варианту расчёта, а именно по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, который не предусматривает льготного порядка исчисления стажа работы, исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 01 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
С заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ истец в пенсионный орган не обращался, решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по указанному основанию пенсионным органом в отношении истца не принималось.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кировского районного суда г. Томска от 8 июля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 19 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шалыгина Владимира Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.