Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Аноприенко К.В, судей Кравченко А.И, Дубовик М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брусинской Виктории Владимировны к федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико-санитарная часть N 27" Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации о возложении обязанности возобновить выплату стимулирующей надбавки, произвести перерасчет и выплатить денежные средства, по кассационной жалобе Брусинской Виктории Владимировны на решение Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 7 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 10 августа 2022 года.
Заслушав доклад судьи Аноприенко К.В, судебная коллегия
установила:
Брусинская В.В. обратилась в суд с иском к ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 27" ФСИН России (далее ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России), в обоснование требований указав, что с 5 июля 1994 года она работает по трудовому договору в должности заведующей "данные изъяты" ФСИН России, расположенного в городе Советская Гавань Хабаровского края. В период с декабря 2017 года по июнь 2020 года работодатель производил ей доплату в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
С июля 2020 года данная доплата ей не производится со ссылкой на приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года N 1183н, форму федерального статистического наблюдения N ЗП-здрав "Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала" и пункт 19 Указаний по заполнению этой формы, утвержденные приказом Росстата от 15 июля 2019 года N 4040, поскольку указанными правовыми актами занимаемая истцом должность отнесена к должности руководителя, для которой названная доплата не предусмотрена. Брусинская В.В. не согласна с таким решением, полагает его незаконным, поскольку в соответствии с должностной инструкцией её основной трудовой функцией является не административная деятельность, а работа провизора.
Брусинская В.В. просила суд обязать ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России возобновить ей выплату надбавки к заработной плате, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, произвести перерасчет задолженности по указанной выплате и выплатить недополученные денежные средства за период с июля 2020 года.
Решением Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 7 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 10 августа 2022 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Брусинская В.В. настаивает на отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения, указывает на неправильное применение судами норм материального права при разрешении настоящего спора. Считает, что занимаемая ею должность входит в перечень должностей, на которые распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы кассационной жалобы и материалы гражданского дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По мнению суда кассационной инстанции, такие нарушения при разрешении настоящего дела были допущены.
Судами установлено и из представленных материалов гражданского дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ на основании трудового договора Брусинская В.В. работает в "данные изъяты" ФСИН России.
Местом работы истца является медицинская часть N, расположенная на территории ФКУ "Исправительная колония N Управления Федеральной службы исполнения наказаний по "адрес"" - "адрес".
Медицинская часть N является филиалом ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России.
Истец имеет высшее фармацевтическое образование, выполняет работу по должности заведующая аптекой - провизор аптеки, которая относится к гражданскому персоналу ФСИН России.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Брусинской В.В. о праве на получение выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", суд первой инстанции исходил из того, что замещаемая истцом должность в соответствии с Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года N 1183н, отнесена к должностям руководителей; форма федеральных статистических наблюдений также относит замещаемую истцом должность к руководителям структурных подразделений медицинской организации, не являющимся врачами; локальным нормативным актом ФСИН России не предусмотрено отнесение замещаемой истцом должности к категориям лиц, имеющих право на получение выплаты в соответствии Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, что указывает на необоснованность предъявленного иска.
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия суда апелляционной инстанции, отметившая, что Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 не регулирует процедуру начисления спорной выплаты и не устанавливает ее обязательность; данная выплата не предусмотрена системой оплаты труда, действующей в ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, относится к стимулирующим выплатам, не гарантирована составляющей заработной платы и по своему назначению является социальной выплатой, направленной на дальнейшее совершенствование государственной социальной политики, повышение дохода определенных категорий работников, продолжающих трудовые отношения.
Кассационный суд общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов, положенными в основу приятых ими судебных актов.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики Правительству Российской Федерации поручено принять до 1 декабря 2012 года программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе (абз. 2 подпункта "е" пункта 1 Указа).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (части 2, 3 статьи 80) Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется, в том числе, указами Президента Российской Федерации (часть 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 90 Конституции Российской Федерации указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу (пункты 5, 7 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти").
Согласно требованиям части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 официально опубликован для всеобщего сведения в день его подписания и содержит указание о вступлении его в силу со дня официального опубликования.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 издан в целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики, в части регулирования спорных отношений направлен на повышение оплаты труда отдельных категорий работников, содержит положения нормативного характера, опубликован и вступил в законную силу.
В этой связи положения названного Указа Президента Российской Федерации являются обязательными при разрешении настоящего гражданского дела, а вывод суда апелляционной инстанции о необязательном характере предусмотренных указом выплат является ошибочным.
В целях реализации данного Указа Президента Российской Федерации, распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы (далее также Программа).
Распоряжения Правительства Российской Федерации издаются по оперативным и другим текущим вопросам и не имеют нормативного характера (часть 2 статьи 5 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 года N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
Утвержденная названным распоряжением Правительства Российской Федерации Программа предусматривает комплекс организационных, методических и контрольных мероприятий.
Целями Программы являются сокращение разрыва между средним уровнем оплаты труда работников учреждений и средним уровнем заработной платы по субъекту Российской Федерации; устранение необоснованной дифференциации в уровне оплаты труда руководителей и работников учреждений; совершенствование системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников, установление указанных критериев и показателей в учреждениях, где они в настоящее время отсутствуют; отмена стимулирующих выплат, устанавливаемых без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников; определение оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок (раздел III Программы).
Средства федерального бюджета на повышение оплаты труда отдельным категориям работников федеральных государственных учреждений, определенных указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, предусматриваются путем увеличения размера субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными или автономными учреждениями или увеличения параметров бюджетной сметы казенных учреждений (раздел V Программы).
В соответствии с разделом I Программы "Общие положения" осуществление программы и методическое руководство работой по реализации Программы обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере.
Разделом IV. "Мероприятия Программы" предусматривается утверждение Правительством Российской Федерации государственных программ и планов мероприятий ("дорожных карт") по развитию отраслей социальной сферы, содержащих целевые показатели (индикаторы) развития отраслей и меры, обеспечивающие их достижение. В "дорожные карты" включаются в том числе мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда работников в соответствующих сферах, обеспечивающие за счет доходов от всех направлений деятельности учреждения повышение оплаты труда работников в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, обусловленное достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также мероприятия по проведению структурных реформ в соответствующих отраслях, обеспечивающие возможности использования не менее трети необходимых ресурсов для повышения оплаты труда за счет реорганизации неэффективных организаций и программ.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года N 2599-р утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения".
Согласно пункту 2 Раздела I "Общее описание "дорожной карты" реализация "дорожной карты" призвана обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг.
Результатом успешной реализации "дорожной карты" является выполнение целевых показателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи, основных показателей здоровья населения и уровня заработной платы работников медицинских организаций, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (пункт 5 Раздела I "Общее описание "дорожной карты").
В Разделе II "План мероприятий" предусмотрено утверждение главными распорядителями средств федерального бюджета (в том числе ФСИН России) по согласованию с Минздравом России "дорожных карт" в сфере здравоохранения в отношении подведомственных федеральных государственных учреждений и соответствующих категорий работников с указанием ответственного исполнителя (пункт 6).
Из приведенных положений Указа Президента Российской Федерации, распоряжений Правительства Российской Федерации применительно к спорным отношениям следует, что указом, являющимся нормативным правовым актом, определены категории работников, в отношении которых предусмотрено обеспечение повышения к 2018 году заработной платы, а также цели и условия повышения заработной платы - достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых такими работниками услуг.
Правительство Российской Федерации своими распорядительным актами разработало и утвердило Программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда и "дорожную карту", представляющие комплекс организационных, методических и контрольных мероприятий, направленных на реализацию Указа Президента Российской Федерации.
Организационно-методическое обеспечение исполнения Указа Президента Российской Федерации и названных распоряжений Правительства Российской Федерации возложено на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере (применительно к настоящему спору - ФСИН России).
В этой связи методическое руководство федеральных органов исполнительной власти работой по реализации Программы и "дорожной карты" должно соответствовать смыслу и содержанию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 и распоряжений Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, от 28 декабря 2012 года N 2599-р.
Абзацем 2 подпункта "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 предусмотрено повышение средней заработной платы для трёх категорий медицинских работников:
во-первых, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг);
во-вторых, среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг);
в-третьих, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг).
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, а также изданные в целях его исполнения распорядительные акты Правительства Российской Федерации, не содержат положений, позволяющих работодателям избирательно (по своему усмотрению) применять повышение средней заработной платы к названным категориям работников по причинам, не обусловленным результатами их трудовой деятельности.
В этой связи к существенным для дела обстоятельствам, подлежащим установлению по делу судом в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, относятся факты, подтверждающие, что истец относится к категории лиц, названных в подпункте "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597: а) является работником медицинской организации; б) имеет высшее фармацевтическое образование; в) выполняет работу по должности, обеспечивающей предоставление медицинских услуг.
20 января 2020 года заместителем директора ФСИН России утверждены Методические указания по выплате медицинским работникам из числа гражданского персонала медицинских учреждений (организаций) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в целях обеспечения сохранения показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Выплата).
В соответствии с наименованием и пунктом 1 Методических указаний они определяют единый методический подход для расчета выплаты медицинским работникам из числа гражданского персонала медицинских учреждений (организаций) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - работники) с учетом требований приказа Росстата, утверждающего формы федерального статистического наблюдения N ЗП-здрав, и указания по его заполнению.
Вместе с тем Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 не содержит предписаний о необходимости соответствия перечисленных в нем работников конкретным категориям персонала, указанным в форме федерального статистического наблюдения N ЗП-здрав (Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала).
Имеющиеся в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, указания на необходимость учета статистического наблюдения показателей заработной платы категорий работников, повышение оплаты труда которых определено Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, с целью планирования дополнительного финансирования на эти цели, мониторинга выполнения целевых значений индикаторов повышения оплаты труда указанных категорий работников, формирования официальной статистической информации об их средней заработной плате, также не устанавливают в качестве юридически значимых условий требования о соответствии таких работников конкретным категориям персонала, указанным в форме N ЗП-здрав.
Из буквального содержания наименования и пункта 1 Методических указаний ФСИН России от 20 января 2020 года следует, что они разработаны только в отношении медицинских работников из числа гражданского персонала медицинских учреждений (организаций) ФСИН России.
Пункт 13 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определяет, что медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.
В своею очередь медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (пункт 10 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).
Под понятие медицинские работники не подпадают работники медицинской организации, имеющие высшее фармацевтическое образование и исполняющие трудовые обязанности на должностях провизор, провизор-стажер, провизор-аналитик, провизор-технолог, старший провизор, а также заведующий аптекой - провизор.
Таким образом, в пункте 1 Методических указаний ФСИН России от 20 января 2020 года допущено сужение круга работников медицинских учреждений, в отношении которых предусмотрено повышение оплаты труда Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597.
Вместе с тем пунктом 3 Методических указаний ФСИН России определено, что выплата производится работникам по основной работе, занимающим должности:
3.1. Руководителей структурных подразделений (отделов, отделений, кабинетов и другое) медицинских учреждений (организаций), наименование должностей которых дополняется наименованием должности врача, соответствующего профилю структурного подразделения (например, заведующий хирургическим отделением - врач-хирург).
3.2. Врачей и работников, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование:
врач-стажер, врачи-специалисты всех наименований, старший врач;
провизор, провизор-стажер, провизор-аналитик, провизор-технолог, старший провизор, биолог, зоолог, инструктор-методист по лечебной физкультуре, медицинский психолог, специалист по социальной работе, специалист по реабилитации инвалидов.
3.3. Среднего медицинского (фармацевтического) персонала (с указанием перечня должностей).
3.4. Младшего медицинского персонала:
младшая медицинская сестра по уходу за больными, санитар, сестра-хозяйка.
Обращаясь в суд с иском о признании права на выплату, предусмотренную абз. 2 подпункта "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, Брусинская В.В. настаивает на том, что она относится к третьей категории названных в указе работников медицинских организаций, поскольку имеет высшее фармацевтическое образование, работает в должности заведующей аптекой-провизора, являющейся структурным подразделением филиала медицинской организации, и обеспечивает предоставление медицинских услуг.
Обстоятельства того, что Брусинская В.В. имеет высшее фармацевтическое образование и является работником ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, относящегося к медицинским организациям, ответчик не оспаривает.
Как следует из штатного расписания ФКУЗ МСЧ-27 ФСИН России, утвержденного приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ N, в филиале "Медицинская часть N" (ИК-5, "адрес") в качестве структурного подразделения предусмотрена аптека, в штате которой одна должность - "данные изъяты" "данные изъяты". (т. 1 л.д. 16-17).
Суды пришли к выводу, что замещаемая истцом должность не предусмотрена перечнем должностей руководителей структурных подразделений, предусмотренных пунктом 3.1. Методических рекомендаций ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку не дополняется наименованием должности врача, соответствующего профилю структурного подразделения.
Вместе с тем судами не учтено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года N 583 с 1 декабря 2008 года введены в действие новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов.
Пунктом 2 данного постановления предписано, что введение новых систем оплаты труда для работников и гражданского персонала осуществляется федеральными государственными органами - в отношении работников этих органов и подведомственных им учреждений.
Пунктом 5 постановления Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предписано утвердить профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, согласованных с соответствующими профсоюзами.
Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (часть 6 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 7 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 года N 526 утверждены профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников, согласно которым к 4-й профессиональной квалификационной группе "Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)" 1-го квалификационного уровня относятся должности: заведующий структурным подразделением (кроме заведующих отделениями хирургического профиля стационаров) (отделом, отделением, лабораторией, кабинетом, отрядом и др.); начальник структурного подразделения (отдела; отделения; лаборатории; кабинета; отряда и др.); руководитель бюро медико-социальной экспертизы.
В разделе 3 Приложения N 1 к приказу ФСИН России от 13 ноября 2008 года N 624 "Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы", изданному в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 года N 526, утверждены должностные оклады по профессиональным квалификационным группам должностей медицинских и фармацевтических работников.
Согласно пункту 3.4 названного раздела, замещаемая истцом должность относится к профессиональной квалификационной группе "Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)" - заведующий (начальник) структурным подразделением (отделом, отделением, лабораторией, кабинетом и др. (кроме заведующего отделением хирургического профиля стационаров): при наличии в подразделении менее 7 врачебных и (или) провизорских должностей (включая руководителя). Для данной должности предусмотрен должностной оклад в размере 8 500 руб.
Таким образом, замещаемая истцом должность относится к профессиональной квалификационной группе, в которую также включены должности заведующих структурными подразделениями - врачей-специалистов, для которых пунктом 3.1 Методических указаний ФСИН России от 20 января 2020 года право на выплату, установленную абз. 2 подпункта "е" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, предусмотрено.
На данное обстоятельство, не получившее оценки в судах первой и апелляционной инстанции, истец Брусинская В.В. указала в тексте искового заявления, ссылаясь на допущенное ответчиком неравенство в оценке ее прав на спорную выплату по сравнению с аналогичными правами руководителей подразделений, являющихся врачами-специалистами, наравне с которыми истец получала названную выплату до июля 2020 года.
В обоснование принятого по делу решения суды сослались на приказ Минздрава России от 20 декабря 2012 года N 1183н, которым утверждена Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, в соответствии с пунктом 2.1 раздела II "Фармацевтические работники" которой заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации относится к должностям руководителей.
Вместе с тем суды не учли, что этой же Номенклатурой к аналогичной группе должностей руководителей в разделе I "Медицинские работники" пунктом 1.1 отнесены заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации - врач-специалист, для которых пунктом 3.1 Методических указаний ФСИН России от 20 января 2020 года предусмотрено право на спорную выплату.
Также судами оставлено без надлежащей оценки то обстоятельство, что пунктом 3.2 Методических указаний ФСИН России от 20 января 2020 года право на указанную выплату предусмотрено для следующих работников, имеющих высшее фармацевтическое образование: провизора, провизора-стажера, провизора-аналитика, провизора-технолога, старшего провизора.
В обоснование заявленного иска Брусинская В.В. сослалась на содержание своей должностной инструкции, подтверждающей осуществление ею трудовой функции провизора, поскольку в штате аптеки филиала учреждения имеется только одна должность - должность заведующей аптекой - провизора.
Судами не дана оценка доводам истца о выполнении ею работы провизора и о наличии у нее, при подтверждении этих обстоятельств, права на повышение заработной платы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597.
Согласно части 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Отказывая в иске по формальным основаниям о несоответствии замещаемой истцом должности приказу Минздрава России от 20 декабря 2012 года N 1183н, приказу Росстата от 30 июля 2021 года N 457, Методическим указаниям ФСИН России от 20 января 2020 года, суды не разрешили вопрос о соответствии указанных правовых актов Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 применительно к условиям выполняемой Брусинской В.В. работы в должности заведующей аптекой - провизора и о допустимости применения ограничений, указанных в таких актах, к спорным правоотношениям.
Допущенные судами первой и апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, влекущими в соответствии с положениями части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебных постановлений. Учитывая требования закона о соблюдении разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), кассационный суд общей юрисдикции полагает необходимым отменить обжалуемое апелляционное определение с направлением гражданского дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 10 августа 2022 года отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий К.В. Аноприенко
Судьи А.И. Кравченко
М.С. Дубовик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.